Наша фотогалерея
Продолжил Владимир Иванович, прежде всего, структурную перестройку дороги. Если А.К. Бородач в свое время расформировал Барабинское и Карасукское отделения, укрупнив за их счет оставшиеся, то В.И. Старостенко пошел еще дальше. В 1997 году перестали существовать Тайгинское, Беловское и Новокузнецкое отделения, и на их базе было создано единое и крупнейшее на сети дорог Кузбасское отделение. Управление перевозками и оперативное руководство перевозочным процессом велось здесь из нового (первого на дороге) регионального автоматизированного единого диспетчерского центра, что дало значительный экономический эффект.
Для стабилизации финансово-экономического положения дороги была составлена и реализована программа по сокращению расходов и повышению доходов. Такие программы тоже не были изобретением В.И. Старостенко. Они составлялись с конца 1980-х ежегодно. Другое дело, что в своей программе Владимир Иванович ради оздоровления экономики магистрали рисковал идти на непопулярные, а то и просто спорные меры. Он решил до предела использовать все необходимое именно сегодня и решительно освободиться от ненужного сейчас, несмотря на то, что, возможно, его потребуется восстанавливать уже завтра. Вот как вспоминает об этом председатель совета ветеранов Западно-Сибирской железной дороги П.Ф. Мысик:
«...Разбирали пути. Закрывали депо: в Кулунде, Рубцовке. Даже новое, «с иголочки», рефрижераторное депо в Черепаново закрыли. Закрывали за ненадобностью промежуточные станции. Их было около сотни, таких «безработных станций». Пришлось «давать красный свет» уже электрифицированному новому ходу Мереть-Среднесибирская. Его не просто закрыли, его стерли с лица земли. Пути разобрали, сняли контактную сеть.
А земляное полотно вместе с мостами отдали муниципальным органам, которые хоть по-хозяйски использовали его, сделали автодорогу. Когда перевозки кузбасского угля снова резко возросли, как бы пригодилось дороге это направление... Разобрали третий путь перегона Обь-Чик, который я когда-то с большим трудом «пробивал», и с еще большим мы его построили. ...Локомотивы резали на металлолом, вагоны за ненадобностью — списывали...»
Но, принимая даже самые «революционные» решения, Владимир Иванович старался не резать «по живому». Каждый шаг, касающийся структурной перестройки, им тщательно просчитывался, поскольку это был как раз тот случай, про который народная мудрость говорит: семь раз отмерь, один — отрежь. И, конечно же, не с холодным сердцем он это делал. Душа болела. Да и какой железнодорожник может спокойно смотреть, как снимают рельсы и шпалы. «Больно, конечно, больно разрушать то, что наработано предыдущими поколениями», — признавался сам Владимир Иванович. Но иного выхода, как он был твердо убежден, на тот момент не существовало. И хотел, чтобы люди его тоже поняли и поддержали.
В марте 1997 года в газете «Западносибирский железнодорожник» появляется первое «Обращение начальника дороги» (впоследствии такие «обращения» станут традиционными и одной из действенных форм работы с коллективом), где В.И. Старостенко, обращаясь к ветеранам труда, говорит:
«...Отдавая дань вашему многолетнему труду, прошу вас проявить понимание проблем коллектива магистрали. Ваши младшие товарищи, ваши дети и внуки нуждаются в работе как возможности реализоваться в качестве личности и просто получить средства к существованию... Уверен, что с вашим уходом на заслуженный отдых не порвутся крепкие связующие нити между вами и родным коллективом... Выражаю уверенность в том, что в коллективах дороги в ближайшее время будет сделано все возможное для скорейшего и максимально щадящего для ветеранов высвобождения работающих, сохранения при любых обстоятельствах нормальной рабочей атмосферы и обстановки взаимопонимания».
Большинство пенсионеров этот призыв восприняли с пониманием. Без внимания руководства дороги они тоже не остались. Как, впрочем, и все остальные, кто попадал под сокращение. «Ни один человек не должен остаться за воротами, каждый железнодорожник должен быть уверен в завтрашнем дне», — такова была твердая позиция начальника дороги. И в следующем, апрельском, «Обращении» В.И. Старостенко обещал: «Руководством дороги и лично мной будут приняты меры по предоставлению рабочего места всем высвобождаемым и гарантирована социальная защищенность, обеспечение нормальных условий труда и быта каждого работника». И слово с делом у Владимира Ивановича не расходилось. Чтобы занять людей, создавались новые, негосударственные структуры, подыскивались рабочие места в других организациях. Предусматривался еще целый ряд мер. А несколько позже была разработана дорожная «Программа занятости работников на 2001-2005 годы», в которой четко прописывался механизм решения этой больной проблемы.
Реструктуризация дороги задевала иной раз жизнь целых городов, от нее всецело зависящих как в экономическом, так и социальном плане. Одним из таких «железнодорожных» городов на Западно-Сибирской была Тайга. Ее бюджет более чем на восемьдесят процентов зависел от поступлений с дороги. И горожан волновало, не ударят ли железнодорожные преобразования по городу. Страсти подогревали местные власти, решившие извлечь из ситуации свою выгоду, хотя в возникновении социальной напряженности во многом были виноваты сами. Не дожидаясь, пока «гром грянет», В.И. Старостенко вместе с председателем дорпрофсожа Н.А. Никифоровым, заместителем начальника по кадровым и социальным вопросам Е.Н. Кулиничем, начальником Кузбасского отделения А.В. Целько, рядом работников Управления магистрали отправился в Тайгу, на «прямой контакт» с населением. Несколько часов продолжалась в местном ДК эта памятная встреча. На все свои вопросы люди получили от железнодорожных руководителей конкретные аргументированные ответы. Больше всех отвечать пришлось самому Владимиру Ивановичу. Он, что называется, принял удар на себя. И совсем не оттого, что деваться некуда. Он и сам был в этом убежден, и от тех, с кем работал, требовал: «Нужно чаще встречаться с людьми, объяснять им ситуацию, позицию руководства магистрали... Вы же командиры! Вы должны уметь говорить с людьми, слушать людей и, самое главное, уметь их убеждать! А не ждать, когда волна идеологической неразберихи накроет все предприятия, здесь недалеко и до анархии. А это — крах системы железнодорожного транспорта!» А то, что сам Владимир Иванович искусством общаться с людьми, убеждать их владеет хорошо, к концу этой встречи стало совершенно очевидно. Люди в сложившейся обстановке разобрались, напряжение резко спало, а начальник дороги пообещал сделать такие встречи традиционными и решение поднятых здесь вопросов обязательно проконтролировать.
Вот эта открытость, откровенность в работе и отношениях с людьми, умение и желание вести с ними прямой диалог, проясняющий взгляды и позиции, стали, пожалуй, одной из самых ярких и привлекательных черт руководящего стиля В.И. Старостенко.