РЖД берет высоту | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

РЖД берет высоту

РЖД — Партнер  27 июня 2008 г.
Мария Шевченко

В ОАО «РЖД» объявлен конкурс на право изготовления двухэтажных вагонов для нужд госмонополии. В тендере принимают участие три мировых концерна: Bombardier, Alstom и Transtech. Интригой проекта, результаты которого будут объявлены в ноябре — декабре этого года, станет обязательная локализация производства на территории РФ. Специалисты прогнозируют, что это повлечет за собой ряд проблем.

Разговоры о возможной закупке со стороны ОАО «РЖД» импортных двухэтажных вагонов для использования их на российских рельсах появились еще в начале 2007 года. Тогда же руководство компании рассматривало возможность создания совместного их производства с финской компанией Transtech, так как она строит подвижной состав, пригодный для эксплуатации на российской колее 1520.

Итогом длительной дискуссии стало появление 3 марта этого года на сайте ОАО «РЖД» информации о том, что компания намерена провести отбор лучших предложений для реализации проекта «Выбор стратегического партнера на изготовление и поставку модельного ряда двухэтажных пассажирских вагонов с поэтапной локализацией их производства на территории РФ». В сообщении отмечалось, что предложения к участию компания будет принимать до 30 апреля, а результаты предконтрактного отбора планировалось подвести до конца мая. Согласно конкурсным условиям, размещенным на сайте, госмонополия разработала технические требования к претендентам, сформулировала условия поставки, техобслуживания и ремонта, а также условия создания СП и локализации узлов и компонентов. «В данном случае представляется целесообразным начать с крупноузловой сборки с последующим переносом производства отдельных узлов и компонентов в Россию, при этом наиболее оптимальным видится копирование узлов и компонентов с внесением неизбежных изменений, учитывающих российскую специфику эксплуатации», — комментирует директор аналитической компании Communication World Аркадий Вольфсон. Согласно проекту требований ОАО «РЖД» к разработке двухэтажного пассажирского вагона межобластного сообщения, его база должна составить 19,25 м, высота от уровня рельс — 5300 мм, ширина — не более 3200 мм, масса тары — 58 тонн, количество пассажиров — 115 — 130 человек. Производство предполагает масштабную организацию, так как в соответствии с программой развития пассажирских перевозок в дальнем следовании до 2015 года РЖД понадобится 1210 двухэтажных вагонов.

По предварительным итогам, из пяти компаний, подавших заявки, отметил вице-президент РЖД Михаил Акулов, предконтрактный отбор на изготовление и дальнейшую локализацию производства в РФ двухэтажных вагонов прошли: Bombardier, Alstom, Transtech. По его словам, эти компании приглашены к участию в тендере и в ноябре — конце декабря 2008 года с одним из них РЖД рассчитывает подписать договор.

На строительство специализированного завода потребуется около трех лет, считают наблюдатели, затем последуют испытания и сертификация, которые отнимут еще год. «Таким образом, от объявления победителя и до начала именно серийного производства пройдет 3-4 года. Примерные инвестиции для создания такого производства на уже существующей площадке можно оценить в $180-200 млн», — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Между тем организация такого производства на российской земле связана и с рядом сложностей. В целом все трудности, которые могут возникнуть при «переносе технологий, организации производства и последующей сертификации этих вагонов в России», аналитики предлагают разделить на следующие группы.

«Во-первых, это наличие разных технических регламентов в странах-производителях двухэтажных вагонов и в России. А также отсутствие этих стандартов для производства именно даблдекеров. Разница между ними настолько велика, что какая-то часть деталей для двухэтажных вагонов должна будет все-таки закупаться за рубежом, затем пройти проверку на соответствие уже нашим техрегламентам и быть сертифицирована в России. Все это потребует дополнительного времени и значительных средств. Вторая проблема, это отсутствие у нас необходимого оборудования для производства именно двухэтажных вагонов, а также квалифицированного персонала. Наконец, это отсутствие производства комплектующих для такого подвижного состава», — рассказывает Д.Баранов. Учитывая вышеперечисленные трудности, процесс сертификации таких вагонов в России будет связан с большими сложностями, говорят эксперты.

«Процесс сертификации нового вида подвижного состава, по определению, не может быть легким — ведь сертифицирующие органы обязаны проверить новую технику на соответствие нормам безопасности. Для сертификации будут частично использованы существующие нормы, а часть необходимо будет разработать вновь», — считает К. Кострикин. С ним соглашается и представитель УК «Финам Менеджмент». «Тормозить весь проект будет отсутствие специалистов по сертификации такого подвижного состава и необходимость разработки соответствующих нормативов и требований к двухэтажным вагонам. Кроме того, возникнет необходимость совмещения этих требований с уже существующими документами, например, в таких вопросах как санитарно-техническое оборудование даблдекеров, пожарная безопасность, прочность и устойчивость таких вагонов на конструкционных скоростях», — прогнозирует Д.Баранов.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Июль 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Авг »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
В благодарность за труды