ОПЕРАЦИЯ «АГЛОМЕРАЦИЯ» | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

ОПЕРАЦИЯ «АГЛОМЕРАЦИЯ»

МОСКОВСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА  3июля 2008 г.

         Транспортных артерий в московском регионе станет на 1,5 тыс. км больше По прогнозам экспертов, численность автопарка в столице и ближнем Подмосковье через 5 лет возрастет в полтора раза. Минтранс РФ совместно с правительством Москвы и Московской области разработал программу развития транспортного узла, которая должна спасти мегаполис от надвигающегося коллапса. На строительство дорог и развязок планируется потратить астрономическую сумму — почти 5 трлн рублей.

         БОЛЕЕ половины всех дорог в столичной агломерации работают в режиме постоянной перегрузки, а количество пробок в регионе неуклонно растет: если осенью прошлого года их фиксировалось около 850 в день, то к концу текущего будет 1200-1500. Увеличение количества машин на дорогах связно, прежде всего, с бурным развитием жилищного строительства. Планы застройки территорий в городе и в непосредственной близости от столицы предполагают возведение еще 77 млн кв. м жилых домов, при этом личный автомобиль сегодня имеет каждая среднестатистическая семья. Добавляют проблем большегрузные машины: исторически дорожная карта России составлялась таким образом, что все транспортные пути вели в Москву. Однако скоординированной программы строительства магистралей до сих пор не существовало, Москва и Подмосковье развивались сами по себе, а даже самый грандиозный дорожный проект не давал ожидаемого эффекта. К примеру, большинство вылетных столичных трасс упирается в «узкое горлышко» областных дорог. И наоборот, скоростное Новорижское шоссе упиралось в МКАД, пока городские власти не проложили тоннель под Серебряным Бором. Подъезжая к деревне Тарасовке, автомобилистов ждет неприятный сюрприз: в этом месте Ярославское шоссе сужается до двух полос и машины часами простаивают в заторах. НЕДАВНО мэр Москвы Юрий Лужков предложил подмосковным властям и российскому правительству «скинуться», чтобы к 2015 году в основном решить проблему пробок. «Мы предлагаем нашим партнерам «сброситься» по рублю для того, чтобы ликвидировать дефицит магистралей, который только в столице достигает 350 километров», — сказал градоначальник. Его призыв был услышан, и на свет появилась комплексная программа, которая предполагает строительство и реконструкцию почти 1,5 тыс. км новых автомобильных и еще 300 км железных дорог. Финансировать мегапроект планируется в следующих пропорциях: федеральный бюджет намерен выделить 2,3 трлн рублей, Москва направит 1 трлн рублей, Московская область — 141 млрд рублей, а из внебюджетных источников привлекут 1,4 трлн рублей. Гвоздем программы должно стать сооружение Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), которая возьмет на себя транзитные потоки и разгрузит МКАД, которая сегодня забита до отказа почти круглые сутки, превратившись из объездной в внитругородскую магистраль. Новую окружную дорогу построят на основе уже существующих участков Малого московского кольца, расположенного в 50 км от столицы, и Большого кольца, удаленного от города на 80 километров. На магистрали шириной 3-4 полосы в каждую сторону установят разделительный барьер, а общая протяженность трассы составит 320 километров. «На пересечении с федеральными и магистральными автодорогами будут формироваться крупные транспортные узлы: Клин — Солнечногорск — Поварово, Кубинка, Домодедово, Ногинск — Электросталь», — рассказывает министр транспорта московской области Петр Кацыв. По его словам, строительство будет вестись на принципах частно-государственного партнерства, в том числе 65% составят средства федерального бюджета, 25% — деньги частных инвесторов и 10% — вклад в проект Московской области. Концессионеры смогут окупить затраты за счет коммерческого использования придорожных территорий.

         НА РАДИАЛЬНЫХ направлениях наряду с капитальным ремонтом существующей дорожной сети запланировано повсеместное строительство дорог-дублеров, по которым автомобилисты смогут беспрепятственно объехать населенные пункты. Правда, езда с ветерком будет стоить денег. Самую протяженную альтернативную скоростную дорогу длиной 650 км построят севернее Ленинградского шоссе. Она возьмет начало возле Бусиновской развязки, пройдет в обход Химок до аэропорта «Шереметьево» и устремится к Северной столице. Платным будет участок трассы от города на Неве до въезда в Москву. Ширина дороги на выходе из Первопрестольной составит 10 полос, в Московской и Ленинградской областях — 8, а на территории Тверской и Новгородской областей — 6. В черте Москвы дублер появится у Кутузовского проспекта. Он пройдет вдоль Смоленского направления железной дороги от Третьего транспортного кольца до Минской улицы. В районе МКАД запроектирован новый выезд на трассу Москва — Минск, который позволит разгрузить это оживленное направление. Небольшую платную перемычку построят между Волоколамским и Новорижским шоссе. С противоположной стороны — на востоке Московской области — построят платную дорогу МКАД — Орехово-Зуево в обход таких крупных городов, как Ногинск, Балашиха, Реутов, Железнодорожный, Люберцы, Электроугли, а также поселков Обухово и Купавна. Магистраль возьмет на себя трафик трассы М-7 «Волга».

         НО ТОЛЬКО укладкой асфальта программа не ограничивается. Часть потоков планируется перенаправить на железную дорогу. «В перспективе ставится задача превратить железнодорожное сообщение из пригородного в пригородно-городское, что позволит в два раза увеличить объемы перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте — с 800 млн человек до 1600 млн человек в год», — говорят в Минтрансе. Новые связи будут создаваться как с пригородами Москвы, так и со спальными районами столицы. Электрички планируется сделать одним из основных способов передвижения для жителей московских новостроек в Косине, Кожухове и Люберецах, а в ближнем Подмосковье скоростные поезда пустят по маршрутам Москва — Крюково — Алабушево, Москва — Железнодорожный, Москва — Болшево, Москва — Пушкино, Москва — Сергиев Посад, Москва — Одинцово, Москва — Подольск. Малое кольцо Московской железной дороги (МК МЖД) превратится в своего рода новую кольцевую ветку метро, а один из остановочных пунктов — станция «Тестовская» близ ММДЦ «Москва-Сити», станет крупным пересадочным узлом, который обеспечит доставку пассажиров в аэропорты «Внуково» и «Шереметьево» по Скоростной транспортной системе (СТС). В направлении «Внуково» построят участок от комплекса на Краснопресненской набережной до Киевской железнодорожной ветки, а затем — небольшое ответвление до аэродрома. В «Шереметьево» рассматривается два варианта железной дороги. По одному из них сделают две перемычки: от «Сити» до Белорусского вокзала и от станции «Лобня» в аэропорт. Вторая схема предполагает организацию скоростного движения на Ленинградском направлении железной дороги со строительством связок между МК МЖД и станцией НАТИ, а также от Ленинградской ветки до «Шереметьево».

         ИНТЕНСИВНОЕ пассажирское сообщение планируется организовать за счет сокращения грузового транзита. На подступах к Москве будет построено несколько терминально-складских комплексов. Первый появится на Дмитровском направлении у станции Белый Раст, куда из Москвы будут поэтапно выводится грузовые дворы. В итоге, по замыслу РЖД, в черте города их останется всего два — в Кунцеве и на Курском вокзале, а весь основной грузооборот будет осуществляться в районе ЦКАД. В сентябре этого года программа развития транспортного узла столичного региона будет рассмотрена на выездной коллегии Минтранса РФ. Поскольку объемы работ сомнений ни у кого не вызывают, ключевым вопросом на предстоящем заседании станет поиск источников финансирования. Чудо подземного строительства Крупные проекты в области дорожного строительства, намеченные к реализации в московском регионе, требуют использования современной техники, которая позволяет вести работы в сложных условиях сложившейся застройки. Через два года на вооружение столичных строителей поступит уникальный горнопроходческий щит «Херренкнехт», приобретенный на средства частного инвестора. Он сможет прокладывать подземные тоннели диаметром 19 метров, которые запланированы к строительству в рамках Четвертого транспортного кольца и ЦКАД. Щит у германской компании «Херренкнехт», которая является лидером в области создания горнопроходческого оборудования, заказала компания ЗАО «Инфраструктура», контролируемая Романом Абрамовичем. Это будет самая большая машина в мире для прокладки тоннелей. До сих пор максимальный диаметр подобных комплексов составлял 15,5 метра. Машины такого размера работают, в частности, в Шанхае, Мадриде, Гамбурге и Куала-Лумпуре. Тоннельно строительный комплекс диаметром 18 метров несколько лет назад хотели заказать власти Нью-Йорка, но проиграв конкурс на проведение Олимпиады-2012 года, отказались от своего намерения. В России до сих пор «Херренкнехт» был только один. Его специально для строительства самого сложного участка Третьего транспортного кольца (ТТК) — Лефортовского тоннеля — закупили в Германии власти Москвы. 200-тонный гигант с диаметром «сверла» 14, 2 метра, получивший у столичных строителей прозвище «Крот», со своей задачей справился идеально. Подземную магистраль длиной 2,2 км удалось построить закрытым способом, прекратив тем самым многолетние споры вокруг сохранности Немецкой слободы и знаменитого Лефортовского парка. И историческая застройка, и природоохранная зона остались нетронутыми. После Лефортова щит доставили на северо-запад в район деревни Троице-Лыково, где с 2005 по 2007 год велось строительство Серебряноборского тоннеля, представляющего собой сложную трехъярусную конструкцию. Напомним, что нижний ярус в этом тоннеле предназначен для движения поездов Арбатско-Покровской линии метрополитена, средний — для автотраспорта и верхний — для дымоудаления. Между двумя основными тоннелями сооружен также малый сервисный тоннель диаметром 6,2 метра для коммуникаций и эвакуации людей. На сегодняшний день тоннель под Серебряным Бором является самым протяженным и глубоким в Москве: его длина составляет 3,1 км, максимальная глубина залегания 44 метра.

         Однако новые магистрали, в том числе отдельные участки Четвертого транспортного кольца, старым «Кротом» уже не построишь. Новые проектные решения, разработанные с учетом сложной дорожно-транспортной ситуации в Москве, требуют применения более мощной проходческой техники. Механизм, который по заказу ЗАО «Инфраструктура» построит «Херренкнехт», будет на 35% больше «Крота». Новый комплекс диаметром 19 метров сможет строить тоннели, вмещающие четыре полосы автодороги и линию метро, либо три полосы в каждую строну. За месяц он будет прокладывать 250-300 м в два яруса. С помощью щита «Херренкнехт» планируется вести работы на сложных участках Четвертого транспортного кольца — это районы музея-заповедника «Коломенское», национального парка «Лосиный Остров», зеленые зоны Покровского-Стрешнево, Нижних Мневников и Филевской поймы. Кроме того, в московском регионе горнопроходческий комплекс будет задействован при строительстве Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), а также автомобильно-железнодорожной трассы вместо ветки на Усово Смоленского направления. «Помимо сохранения в неприкосновенности жилой застройки, памятников архитектуры и природоохранных зон, 19-метровый щит позволит расширить дорожное полотно до необходимых четырех полос движения в каждом направлении и увеличить сеть линий метрополитена. Таким образом транспортная задача будет решена без ущерба для исторического наследия и с сокращением расходов бюджетных средств», — отмечают в горадминистрации.

№ 66

Елена Егоршина

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Июль 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Авг »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
В благодарность за труды