- О РЖД
- Станции
- Контейнеры
- Карты и схемы
- Пасс. перевозки
- Безопасность движения
- История
- Путь
- Узкоколейки
- Локомотивы
- Грузовые вагоны
- Тормозные системы и автосцепка
- Организация движения поездов
- Грузовая и коммерческая работа
- СЦБ и связь
- Электроснабжение
- Прочие хозяйства
- Метрополитен
- Скоростные поезда
- Cервисы 1520mm.ru
- Обзор прессы
- Коротко о транспорте
Верхом на чугунке
МОСКОВСКАЯ ПРАВДА 9 октября 2008 г.
Иван Львов
Рост единиц личного автопарка столицы идет семимильными шагами. Иногда просто непонятно, как такое количество людей и машин может ужиться в одном городе, при этом хоть как-то передвигаясь. Меж тем резерва земель для строительства новых трасс в городе практически не осталось. Все, что можно было расширить, углубить и надстроить, уже соответственно расширено, углублено и надстроено. Единственный путь, как казалось еще совсем недавно, — строительство многоэтажных эстакад по японскому образцу — дело многотрудное, крайне затратное и неведомое.
Невеселые думы о будущем столичного транспорта, а также тщательное изучение мирового опыта борьбы с автомобильной бедой привели к неожиданной находке. Оказывается, в Голландии еще десять лет назад опробован и успешно реализуется проект перекрытия железнодорожных путей и строительства дорожного полотна на «втором этаже», над путями. Простой как все гениальное проект решено было использовать и в Москве. Заодно и разобраться с проблемами железнодорожного транспорта и неиспользуемых путей в городской черте. Помимо освоения надпутевого пространства железных дорог, планируется реконструкция Малого кольца Московской железной дороги и приспособление под внутригородские перевозки.
Выяснилось, что до сих пор в столице существуют десятки километров железнодорожных неугодий, никак не использующихся для перевозок. Приспособление МК МЖД под городские перевозки станет спасительным и для метрополитена, начинающего уже задыхаться от пассажиропотока, который он выдерживает. Реализовывать программу решено сообща — совместными усилиями Минтранса, привлекая федеральное финансирование, РЖД, Московской области. Железнодорожная сеть должна по сути стать общественным транспортом и серьезной альтернативой автомобильному «коллеге». Попутно Москва по максимуму освобождается от транзитных грузовых потоков. В-третьих, город намерен создать скоростное железнодорожное сообщение на четырех основных направлениях: западном, восточном, северном и южном. Определенные успехи на этом пути уже есть. Так, запуск скоростных экспрессов по маршруту Москва — Мытищи позволяет перевозить до 90 тыс. человек ежесуточно. По оценкам специалистов, это около 20 тыс. машин, которые перестали «выбираться» на дороги. Запуск маршрута Москва — Люберцы — Раменское пока дал меньший эффект — порядка 7 тыс. машин в сутки.
Предполагается, что к 2015 году железнодорожный транспорт будет таким образом «оттягивать» от автомобильных дорог до 200 тыс. машин.
Планы по трансформации Московского железнодорожного узла (МЖУ) впечатляют. Стоит только оценить объемы инвестиций — до 2015 года в глобальный проект будет вложено около 410 млрд. рублей, а всего до 2025 года — свыше 854 млрд. рублей. На рассмотрение столичных властей уже представлен план первых шагов — генеральная схема развития московского железнодорожного узла.
Проведена «инвентаризация» железнодорожных путей и станций, находящихся на территории столичного мегаполиса. Заодно подсчитали и количество москвичей, которым мешают жить поезда под окнами. Их оказалось 800 тысяч. Сейчас рассматривается предложение об установке «бесшумных» стеклопакетов и шумозащитных ограждений вдоль путей. Такая работа уже ведется в рамках реализации соответствующей городской программы.
Железная дорога станет не только подспорьем для метро, но может и должна подменить столь любимых москвичами «железных коней». Кроме того, город по максимуму намерен освободиться от всего грузового железнодорожного транзита, который заметно отягощает транспортную инфраструктуру мегаполиса. Грузовые узлы Москва-Рижская и Москва-Ярославская, через которые проходят транзитные поезда и в которых сегодня уже нет необходимости, будут ликвидированы. Распределительным комплексом должно стать Большое железнодорожное кольцо, проходящее по Московской области. На нем будет создано сразу несколько перегрузочных центров (Орехово-Зуево, Белый Раст, Ожерелье, Бекасово), которые как раз и займутся перераспределением транзитных грузов. Появятся и новые вокзалы. В результате Малое железнодорожное кольцо почти полностью освободится от грузовых функций и станет чисто пассажирским.
А как же перекрытие железнодорожных путей? Это тоже дело реальное, находящееся в стадии практической разработки, по заверениям властей, его также увидит нынешнее поколение москвичей.
Планируется также скоростное сообщение с Западной Европой. Если верить властям, то из Москвы до Берлина можно будет доехать скорым поездом за 8 часов. Но это уже другая история.