Нам предстоит решить много системных задач (А. Мишарин) | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Нам предстоит решить много системных задач (А. Мишарин)

Заместитель министра транспорта России Александр Мишарин: «Нам предстоит решить много системных задач»
ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ)  15 октября 2008 г.

Реализуемая в настоящий момент ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» получила свое логическое продолжение — Минтранс разработал проект Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года». Ведь проблемы отрасли настолько глубоки, что только долгосрочное комплексное планирование способно изменить ситуацию к лучшему.

О путях развития транспортной инфраструктуры страны в ближайшие 20 лет «Известиям» рассказал заместитель министра транспорта России Александр Мишарин.

вопрос: Александр Сергеевич, какие проблемы отрасли нужно решать в первую очередь, какова картина состояния транспорта России сегодня?

ответ: Прежде всего необходимо устранить проблемы инфраструктуры.

Например, региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства страны и использование конкурентных преимуществ регионов. Сорок тысяч населенных пунктов, где проживает более трех миллионов человек, не обеспечены постоянной, круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования по автомобильным дорогам, имеющим твердое покрытие. В пяти регионах нет транспортного железнодорожного сообщения. Из-за отсутствия железных дорог не осваиваются 23 крупных разведанных месторождения полезных ископаемых.

В 14 регионах, где авиация зачастую является основным и единственным круглогодичным видом транспорта, сократилась аэродромная сеть. С 1992 года мы потеряли почти тысячу аэродромов. Следует отметить, что за период реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» — с 2002 по 2007 год — сеть аэропортов сократилась только на 100 единиц.

Кроме того, нарастает износ основных фондов на всех видах транспорта. Он составляет от 55 до 70%, что существенно тормозит развитие как пассажирских, так и грузовых перевозок. Значительная часть парка подвижного состава и транспортных средств представлена устаревшими моделями с низкими технико-экономическими характеристиками.

На начало 2008 года 148 мостовых сооружений на федеральных автомобильных дорогах находились в предаварийном состоянии. Более 60% протяженности федеральных автомобильных дорог не соответствует нормативным требованиям.

Судоходные гидротехнические сооружения на 17,7% находятся в аварийном и предаварийном состоянии.

Неравномерная загрузка морских портов по бассейнам может привести к тому, что прогнозируемый рост объема экспортных и импортных грузов повлечет нехватку производственных мощностей в отдельных портах. Бизнес, который занимается перевозками, может сыграть важную роль в развитии портовых зон.

в: И что предполагается сделать для решения этих проблем?

о: Вы знаете, что уже принята Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года. Она продолжит и завершит уже начавшийся поступательный переход от модернизации к развитию транспортной отрасли как единого комплекса. На первом этапе реализации транспортной стратегии — с 2002 по 2007 год — главной задачей было не допустить существенного ухудшения состояния транспортной системы страны, ее деградации в условиях недостаточного финансирования. К тому же надо было обеспечить потребности экономики в транспортных услугах, создать предпосылки для развития. Нам удалось остановить спад пассажирооборота, обеспечить рост транспортной подвижности населения, достичь ожидаемого роста совокупного грузооборота по всем видам транспорта на 40%. Кстати, грузооборот в российских портах в 2007 году превысил максимальный уровень времен Советского Союза.

Значительно возросла роль автомобильного транспорта во внешней торговле, доля отечественных перевозчиков достигла 40% против 18% в 2002 году.

Мы завершили многие «долгострои» отрасли и создали современную нормативно-правовую базу. Особенно прорывным в законодательном обеспечении транспортной политики стал 2007 год. Принято более десяти федеральных законов, среди которых закон «О транспортной безопасности», «О морских портах», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». Все они станут базой для дальнейшего развития отрасли.

в: Как будет решаться вопрос развития транспортной инфраструктуры?

о: Здесь подготовлен целый комплекс направлений. Он включает в себя реализацию инновационных проектов, усиление транспортной инфраструктуры в азиатской части России, формирование новых транспортных коридоров, синхронизацию видов транспорта в комплексных «узлах», внедрение эффективных современных технологий.

Нам предстоит решить много системных задач. Необходимо полностью завершить реформирование железнодорожного транспорта, провести системную производственную специализацию морских торговых портов, разработать механизмы совершенствования системы управления внутренними водными путями.

В области гражданской авиации основными векторами развития станут укрупнение авиакомпаний, формирование института операторов аэродромной сети, единого балансодержателя имущества, не подлежащего приватизации, создание казенных предприятий по эксплуатации аэропортов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В автомобильном и дорожном хозяйстве будет создана государственная компании по развитию автомобильных дорог, а содержание магистралей будет производиться по нормативам.

в: Планы прекрасные. А какова ситуация с финансированием этих программ?

о: Общий объем финансирования развития транспорта до 2015 года составляет 13,9 трлн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 4 трлн 651 млрд руб., или 33,4% от общего объема. За счет бюджетов регионов — 615,6 млрд руб., это 4,4%, из внебюджетных источников — 8 трлн 630,3 млрд руб. — 62,1% (при условии введения инвестиционной составляющей в железнодорожные тарифы).

В полном объеме от заявленной потребности запланировано финансирование по подпрограммам «Внутренний водный транспорт», «Гражданская авиация», «Морской транспорт» и «Развитие экспорта транспортных услуг». Это вызвано тем, что из-за недофинансирования в последние 15 лет состояние инфраструктуры внутреннего водного транспорта и гражданской авиации значительно ухудшилось.

Сохранение объемов финансирования по «Морскому транспорту» вызвано необходимостью обеспечения потребности российской экономики в портовых мощностях для обработки экспортно-импортных грузов и создания резервов для развития транзитных перевозок, что, в свою очередь, создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности российских портов.

Проекты по комплексному развитию транспортных узлов, международных коридоров и мультимодальных логистических центров сосредоточены в подпрограмме «Развитие экспорта транспортных услуг». Эта подпрограмма рассматривается как основная и координирующая. В ее основу заложена отработка механизмов проектного финансирования на условиях государственно-частного партнерства.

Наиболее существенно в процессе согласования претерпели изменения объемы финансирования из федерального бюджета по подпрограммам «Автомобильные дороги» и «Железнодорожный транспорт».

в: Как я понимаю, в сторону сокращения финансирования. Повлияло ли это на сроки выполнения программы?

о: Да, это привело к необходимости переноса сроков ввода основных инвестиционных проектов в дорожном хозяйстве и на железнодорожном транспорте за пределы 2015 года, что в конечном счете существенно снизило ранее планируемые показатели.

Дефицит ресурсного обеспечения составляет примерно 1,4 трлн руб., в основном по подпрограмме «Железнодорожный транспорт», что идет вразрез со стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года. В связи с этим необходимо увеличение объемов финансирования программы из федерального бюджета или введение инвестиционной составляющей в тарифы на грузовые железнодорожные перевозки начиная с 2009 года. Инвестиционная составляющая не должна распространяться на тарифы пассажирских железнодорожных перевозок.

Для достижения более высокого уровня показателей подпрограммы «Автомобильные дороги» министерство предлагает ввести плату за проезд по федеральным автомобильным дорогам грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн. По предварительным расчетам, дополнительные доходы могут составить свыше 60 млрд руб. в год. Эти средства можно направить на развитие дорожной инфраструктуры в части повышения безопасности дорожного движения.

в: Предполагается ли приток частного капитала в инвестиционные проекты транспортной инфраструктуры?

о: Основной спецификой этих проектов является высокая капиталоемкость, а также длительные сроки окупаемости. Бизнес это мало привлекает. Так что необходимость участия государства в них очевидна, но на паях с предпринимателями — в рамках государственно-частного партнерства.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Октябрь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
В благодарность за труды