- О РЖД
- Станции
- Контейнеры
- Карты и схемы
- Пасс. перевозки
- Безопасность движения
- История
- Путь
- Узкоколейки
- Локомотивы
- Грузовые вагоны
- Тормозные системы и автосцепка
- Организация движения поездов
- Грузовая и коммерческая работа
- СЦБ и связь
- Электроснабжение
- Прочие хозяйства
- Метрополитен
- Скоростные поезда
- Cервисы 1520mm.ru
- Обзор прессы
- Коротко о транспорте
Прощай, паровоз, прости дураков
ТРЕТИЙ КАНАЛ 12.12.2008 ПРОГРАММА ГОРОД
Ведущая Олеся Лосева.
ВЕДУЩИЙ: Постой, паровоз! Прогулки на самом романтическом локомотиве скоро могут кануть в лету, в Москве собираются ликвидировать единственное паровозное депо, откуда ходили раритетные составы. Генеральная схема реконструкции Московского железнодорожного узла предусматривает снос станции «Подмосковная». Что появится на ее месте и какой будет конечная остановка паровозов, выяснял Алексей Аверчук.
Репортаж Алексея Аверчука
КОРР.: Вполне возможно, вы видите последний московский паровоз на ходу. С ликвидацией столичного паровозного депо станции «Подмосковная» эти машины окончательно станут неподвижными музейными экспонатами. Бесповоротно уйдет в прошлое целая эпоха, которую и сегодня-то большинство из нас знает исключительно по фильмам про старину.
Ольга СКОВОРОДНИНА, экскурсовод: К нам на экскурсию приходят детишки, которые никогда не видели паровозов, которые не видели вот этой красоты всей. Паровозы, во всяком случае, мы уже не сможем показывать их детям, потому что здесь, на этой станции «Подмосковная», сохранился поворотный круг, на котором паровозы и разворачиваются.
КОРР.: Каждые выходные с Рижского вокзала до станции «Подмосковная», ныне «Красный Балтиец», ветеран железных дорог под ласковым именем «Лебедушка» вывозит на прогулку всех желающих. Поездка занимает 15 незабываемых минут, пронзительный голос парового гиганта машинисты узнают издалека. Паровоз для них, не только этот, но и любой другой, — не просто котел с паром на колесах, а живой организм со своими радостями, капризами и болезнями.
Василий РЯСНОВ, помощник машиниста: Здравствуй, «Лебедушка». Ребята говорят: относимся к нему с разумом, с умом. Любит ласку и ласку.
Илья МАШКОВ, экскурсовод: Я лично когда в последнюю ночь был, сидишь спокойно, немножко подбросал, 2 часа, три — ничего делать не надо, сидишь просто. Что-то где-то парок пробьется, что-то где-то у него испаринка пойдет, что-то как-то где-то колыхнет его, булькнет, треснет — машина сама себе переговаривается. Ни у одного другого локомотива, автомобиля такого нет.
КОРР.: Именно прокатившись на паровозе и послушав тех, кто его опекает, понимаешь, какой неповторимый мир может окончательно уйти в небытие. Даже в пассажирском вагоне чувствуется, что состав идет именно на паровозной тяге, достаточно просто прислушаться к звукам и ощущениям.
В будке паровоза с удивлением узнаешь, что кочегар никогда и не имел дела с топкой. Уголь подбрасывал исключительно помощник машиниста. В старину машинисты использовали пар котла как пароварку для готовки мяса и сала, а в топке запекали картошку. В целом же работа это была адская, но захватывающая. Машинисты не уходили на пенсию, работали до самой смерти, настолько ценились их знания и опыт.
Александр НИКОЛЬСКИЙ, машинист: Один машинист депо «Узловая» говорил: когда я на ФД входил в город, у меня на базаре все бабки с лавок падали, земля тряслась. Тряслась земля.
КОРР.: В стародавние паровозные времена, когда ломалась автоматическая подача угля в топку, экипажу, чтобы доехать, например, от Москвы до Тулы, приходилось вручную перебрасывать свыше 40 тонн угля. Поверьте мне, это не так просто. Как сказал какой-то классик, работа на паровозе — это не работа, а что-то другое.
Сегодня все эти подробности паровозной жизни могут стать достоянием исключительно историков и узких специалистов. Ведь с ликвидацией депо у станции «Подмосковная» исчезнет и такое уникальное сооружение? как паровозный круг. Нынешним машинам будет попросту негде разворачиваться, чтобы вернуться домой на Рижский вокзал, а значит, эти громадные машины уйдут от нас навсегда.
Валерий ШЕВЧУК, председатель Комиссии по культурному наследию г.Москвы: Это один из немногих памятников того периода, который, с нашей точки зрения, подлежит обязательной государственной охране. Поэтому соответствующая информация направлена в адрес всех профильных комитетов, которые отвечают за градостроительное развитие этих территорий, и мы не допустим потери этого важного для москвичей ансамбля.
КОРР.: Кстати, сегодня паровозы занимаются не только тем, что развлекают детишек, но и выполняют свои прямые обязанности. Когда все электровозы слишком заняты, их старшие собратья помогают переформировывать составы.