Спутниковая стратегия ОАО РЖД | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Спутниковая стратегия ОАО РЖД

ИЗВЕСТИЯ 22.12.2008
Гаврилова Рината

«Локомотивом» развития железнодорожного транспорта станут инновационные технологии
Сегодня, в непростой для страны период, ОАО «РЖД» находится в стадии реформирования: идет активное внедрение инновационных технологий в работу железнодорожного транспорта, используются спутниковые технологии, уровень качества транспортных услуг и безопасности перевозок на железных дорогах России приводится в соответствие с мировыми стандартами. Подробнее об этом корреспонденту «Известий» Ольге Фоминой рассказал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

ВОПРОС: Уже сформулирована и принята «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Какая роль отводится инновациям при ее реализации? ОТВЕТ: Стратегия-2030 — главный документ, в котором мы постарались системно сформулировать стратегические задачи развития отрасли: от транспортного машиностроения до смежных областей науки и техники.

Нами четко определены приоритетные направления, в которых планируется наиболее активное использование инноваций в сфере железнодорожного транспорта.

В качестве одного из прорывных инновационных направлений в Стратегии-2030 указано внедрение систем комплексного управления движением поездов, динамического мониторинга состояния инфраструктуры и подвижного состава с использованием спутниковых технологий.

в: Спутниковые технологии сегодня вызывают повсеместный интерес. Каков прогноз по применению спутниковых технологий на железнодорожном транспорте?

о: Сегодня спутниковые технологии являются новым инструментом для решения множества задач. Такими задачами являются: обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, повышение скорости их продвижения, увеличение доли отправок грузов, доставленных точно в срок, ускоренная контейнеризация перевозок, внедрение технологии мультимодальных логистических систем.

Все большую значимость приобретает использование спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС, систем подвижной спутниковой связи и систем дистанционного зондирования для строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей, а также мониторинга и дистанционной диагностики состояния инфраструктуры для организации тяжеловесного движения на основных направлениях сети железных дорог.

в: Когда же мы сможем управлять железными дорогами с помощью спутников?

о: На самом деле внедрение устройств спутниковой навигации в железнодорожную отрасль проходит уже более 10 лет. С 1995 года на сети железных дорог России широко применяется Комплексное локомотивное устройство безопасности, сокращенно КЛУБ-У Это устройство использует в своей работе системы глобального позиционирования ГЛОНАСС/GPS для автоматического определения положения поезда на участке пути следования.

Мы ставим задачу уже в период 2008 — 2011 гг. обеспечить полный переход к управлению движением на основе спутниковых технологий и автоматической идентификации подвижного состава. Для этого потребуется установить бортовые спутниковые навигационно-связные устройства на объектах подвижного состава и развернуть станционные компьютерные системы управления, увязанные с цифровым радиоканалом.

К 2015 г. мы планируем осуществить создание систем интервального регулирования движения поездов с применением спутниковой навигации и цифрового радиоканала, позволяющим перейти к технологии виртуального светофора и существенно уменьшить количество напольных устройств, сократив тем самым затраты на их эксплуатацию.

Конечной целью является создание интеллектуальных поездов со встроенной системой автоведения и самодиагностики, а также интеллектуальных грузовых станций, которые позволят обеспечить безаварийное движение поездов и перемещение грузов.

В результате системного решения указанных технических и технологических задач мы должны обеспечить приведение уровня качества транспортных услуг и безопасности перевозок на железных дорогах России в соответствие с требованиями населения и экономики, а также лучшими мировыми стандартами.

Акцентируя внимание на создании достаточных провозных способностей и необходимых резервов для полного удовлетворения спроса на перевозки при конъюнктурных колебаниях в экономике, мы не должны упускать из виду поддержание высокого уровня готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях, соответствующего требованиям обороноспособности и безопасности страны.

в: Каким образом ОАО «РЖД» готовится к реализации столь амбициозных задач?

о: Реализация столь масштабных планов внедрения инновационных технологий требует создания опытных полигонов в рамках инвестиционных проектов, реализуемых компанией.

В этом году завершен проект по электрификации участка Сызрань — Сенная, входящего в число приоритетных мероприятий Стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года. Завершение реконструкции участка Сызрань — Сенная позволило полностью электрифицировать полигон от Сибири и Урала до Северного Кавказа, благодаря чему грузы по железной дороге будут доставляться в порты Азово-Черноморского бассейна по наиболее кратчайшему транспортному коридору.

Особенностью реализации данного масштабного проекта стала интеграция отдельных инновационных технических решений в комплексные технологии и автоматизированные системы управления перевозочным процессом и инфраструктурой на основе новейших разработок, включая информационно-коммуникационные и геоинформационные технологии, системы высокоточного спутникового позиционирования ГЛОНАСС/GPS и цифровой связи.

в: Какие новые технические решения, реализованные на участке Сызрань — Сенная, вы хотели бы отметить?

о: Каждая из разработанных и внедренных систем внесла свой вклад в получение комплексного эффекта от реализации проекта «Сызрань — Сенная» за счет совокупности системно-технических решений.

Решение задачи оптимизации управления инфраструктурой железнодорожного транспорта и сокращение связанных с этим затрат стало одной из важнейших сфер внедрения инноваций при реализации проекта «Сызрань — Сенная».

В ходе выполненных работ практическое воплощение нашли результаты многих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инициированных по заданию компании за последние годы.

В рамках проекта впервые в практике ОАО «РЖД» явилось развертывание в промышленном масштабе аппаратно-программных средств для решения задач координатного мониторинга и содержания железнодорожного пути с применением современных спутниковых технологий ГЛОНАСС. В созданной системе реализован принцип метрологического единства координатного пространства, при котором проектное и текущее положение железнодорожного пути фиксируется в единой координатной системе, аппаратно реализуемой средствами координатно-временного обеспечения на базе спутниковой аппаратуры ГЛОНАСС.

Внедренные на участке Сызрань — Сенная мобильные комплексы на базе промышленных защищенных карманных компьютеров со встроенными навигационными приемниками и средствами мобильной связи для обслуживания объектов инфраструктуры обеспечивают существенное повышение производительности труда и безопасность ремонтных бригад.

в: Как будет в дальнейшем востребован опыт, приобретенный компанией в области внедрения новых технологий на участке Сызрань — Сенная?

о: Примененный в рамках реализации этого проекта принцип комплексной увязки отдельных технических возможностей в единое решение открывает реальный путь к достижению одной из важнейших задач ОАО «РЖД», намеченных в Стратегии-2030, — переходу от отдельных информационных систем к информационно-управляющим системам.

Достигнутые результаты заложили основу для внедрения систем комплексного управления и обеспечения безопасности движения поездов, динамического мониторинга состояния инфраструктуры и подвижного состава с использованием спутниковых технологий; подготовки подвижного состава и инфраструктуры для организации тяжеловесного движения на данном направлении сети.

Внедренные автоматизированные системы и информационно-коммуникационные технологии на участке Сызрань — Сенная способствуют повышению скорости продвижения грузов и увеличению доли отправок, доставленных точно в срок, эффективному использованию техники при проведении ремонтных работ в «окнах», увязке работ по ремонту объектов инфраструктуры с управлением поездной работой, максимально снижая при этом роль человеческого фактора.

Мы рассчитываем, что опыт использования инновационных технологий на направлении Сызрань — Сенная, при условии его тиражирования на других участках реконструкции и строительства железных дорог, послужит настоящим «локомотивом» инновационного развития ОАО «РЖД».

В перспективе активное внедрение инновационных технологий в работу железнодорожного транспорта приведет к сокращению эксплуатационных затрат, увеличению безопасности перевозок и повышению конкурентоспособности ОАО «РЖД» на рынке отечественных и международных транспортных услуг.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Декабрь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
В благодарность за труды