Когда научимся считать деньги? | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Когда научимся считать деньги?

Подмосковье

22.01.2009, Беседу вела Надежда Роднова
Восстановить деталь в разы дешевле, чем купить новую.
Заставить человека изменить привычное течение жизни может только необходимость. Это моё глубокое убеждение, подтверждённое годами как собственной практики, так и наблюдений за окружением. Сказал же классик, что мы ленивы и нелюбопытны. Не потому ли с таким трудом приживаются в России новые технологии?
Вроде бы чего проще? Есть возможность сделать что-то с выгодой, с серьёзным экономическим эффектом, но мы упорно наступаем на грабли, платя втридорога за то, что могли бы и вовсе не покупать. А всё потому, что новое, помимо выгоды, влечёт за собой шлейф проблем, которые придётся решать, но решать не хочется — пока хорошо и так. Вот только если гром грянет… Тогда, может, мужик и перекрестится.
Дмитровское СКТБ «Техплазма» давно могло бы осчастливить машиностроителей, авторемонтников и многих других, кто пользуется механическими деталями, но те почему-то не желают быть счастливыми. За свои разработки по плазменному напылению предприятие получило национальную премию «Золотой Меркурий», однако в практику эти разработки пока вживаются с трудом.
— Плазменное напыление, то есть нанесение покрытий на детали разного назначения, — это и в мире, и у нас в России одна из передовых технологий, которая позволяет сделать конкурентоспособными машины и механизмы, — рассказывает директор СКТБ «Техплазма», кандидат технических наук Владимир Демидов. — Сам метод известен с 1903 года, с 1956-го стал применяться в практическом плане — в основном для оборонных отраслей, в частности ракетно-космической, где большие критические нагрузки, и к 1985-му плавно перекочевал в гражданское машиностроение. Сложность его в том, что каждая деталь требует своей технологии, вот мы и занимаемся отработкой этих технологий применительно к новым деталям. Но поскольку они мало востребованы отечественной промышленностью, мы идём пока в направлении восстановления деталей. Ведь порядка 70 — 80 процентов деталей, которые изнашиваются, с помощью этого метода могут получить вторую жизнь и использоваться не хуже, чем новые, а порой гораздо дольше, чем новые. При этом восстановить деталь в среднем стоит 2000 — 4000 рублей, а купить такую же заново — 12 000 — 15 000 рублей.
— Владимир Дмитриевич, почему же тогда предприятия не пользуются такой возможностью?
— В советский период они об этой технологии не знали, в перестройку было не до неё, а сейчас, видимо, по инерции. Вот простой пример. В прошлом году для одного из депо Московской железной дороги мы выполнили восстановительных работ на 8 миллионов рублей. Если бы они покупали новые детали, заплатили бы за них 23 миллиона. То есть 15 миллионов мы помогли им сэкономить и при этом сами в обиде не остались. Нам это выгодно, мы сделали работу по нормальной кооперации. Но вот почему на это решилось только одно депо — вопрос не ко мне, а к руководству Московской железной дороги.
Могу только сказать, что разговаривал на эту тему с заместителем начальника службы ремонта депо. Он говорит: «Пойми меня правильно. Мне проще заказать у снабженцев новый узел, чем возиться с оформлением твоих работ. Деньги есть, так зачем мне головная боль? Вот когда денег не станет, тогда и будем разговаривать». А когда их не станет, если за всё платят пассажиры? Подними тарифы — и проблема решена.
Точно так же с автосервисами. Тоже ведь можно наладить систему восстановления автомобильных узлов, но никому это не надо — потребитель платит, а не ремонтник. Такая же картина на энергопредприятиях. Предлагал и им свои услуги, убеждал, что это будет гораздо дешевле, а по качеству не хуже. В ответ одно: «У нас денег хватает». Россия — богатая страна. Разве что нынешний финансовый кризис поможет разрубить этот узел.
— А если вдруг ваши услуги окажутся востребованными, справитесь?
— У нас производство полностью подготовлено, мы многое можем делать. Пока выполняем объём работ на 20 миллионов рублей в год, но вполне можем сделать и на 100 миллионов. Линия под цилиндровые втулки для дизельных двигателей у нас загружена в одну смену, и то на 30 процентов, а наши втулки значительно дешевле новых и служат дольше.
— Почему?
— Потому что мы напыляем высокопрочный слой. Напыление — сложная технология. Внутри плазмотрона — электрическая дуга, через которую идёт газ. Он при нагревании разлагается (температура поднимается до 20 тысяч градусов), получается плазма, которая вылетает струёй с температурой около 5 тысяч градусов, как на Солнце. К ней подаётся порошок. Это может быть металл, смесь металлов, керамика, смесь керамики с металлом. Словом, вариантов масса — в зависимости от задач, и в результате образуются покрытия с самыми разными свойствами.
Вот, например, лёгкая промышленность использует детали, которые называются «галеты». В России покрываются хромом. Через год операцию хромирования приходится повторять. ОАО «Тверь-полиэфир» заказало нам для этих деталей покрытие из керамики. Было это в 2001 году. Сейчас уже 2008-й закончился, а детали всё работают. Думаю, что придут к нам тверичи с просьбой повторить операцию не раньше 2015 года. Да, по цене наше покрытие оказалось раза в полтора дороже хрома, зато в 15 раз долговечнее.
Ещё пример. Попробовали мы работать с Мосводоканалом. Там в насосах истирается вал, и в зону сальникового уплотнения вставляются металлические втулки. Втулка служит полгода, максимум год. После этого её меняют, то есть разбирают насос. Мы сделали керамическое напыление. Прошло полгода, год, два — насосы работают, а ремонтники от нас прячутся. Спрашиваю: почему не заказываете ещё? Отвечают: если мы будем пользоваться вашими услугами, насосы ремонтировать будет не надо, участок сократят — без работы останемся. Вот такая проблема.
— В чём видите выход из сложившейся ситуации?
— Сегодня область приобретает запчасти, в том числе импортные, по тендерам. А я не могу в них участвовать, потому что это — конкурсы по закупкам. Может быть, есть смысл проводить конкурсы и на ремонт деталей, создать соответствующий механизм? В условиях кризиса это хороший выход, который решает не только вопросы экономии финансовых ресурсов, но и вопросы развития малых предприятий, работающих в производственном секторе экономики, развития высоких технологий, вопросы создания новых рабочих мест. Тем более что не одно наше предприятие занимается такими работами и имеет похожие технологии. Вот в МГТУ имени Баумана тоже есть подобная установка, но они не могут пробиться на рынок. В то же время госкорпорации приходят в правительство и говорят: дайте нам дотации. И им дают, потому что так проще. Или естественные монополии говорят: разрешите поднять тарифы. И правительство соглашается, потому что так тоже проще.
Надо менять общественное мнение. Если можно сделать дешевле и лучше, зачем тратить деньги впустую? Тем более сейчас. А технологии, разработанные предприятиями, аналогичными нашему, можно использовать и для восстановления деталей, и для нового производства. Мы уже отработали технологию, потратили время, силы и деньги. Но если завтра эта технология понадобится машиностроительному заводу — она есть. Отечественная. И не надо изобретать велосипед. Связь от ремонта к новым поколениям технологий — самая прямая, а путь короче, чем если каждый решит пройти его самостоятельно.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Январь 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
В благодарность за труды