На ОАО РЖД катят подшипник | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

На ОАО РЖД катят подшипник

КоммерсантЪ

Алексей Екимовский, Дмитрий Беликов, 24.02.2009
Монополию обвиняют в ущемлении интересов российских производителей
Российские машиностроители начали борьбу за контракты естественных монополий. Депутат Госдумы Олег Савченко обвиняет ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в том, что оно поставило на грань выживания отечественные подшипниковые заводы, отказавшись от закупок их продукции в пользу украинской. Однако железнодорожники уточняют, что Европейская подшипниковая корпорация (ЕПК), о предприятиях которой заботится ее совладелец Олег Савченко, поставляет ОАО РЖД подшипники из Казахстана, так что о защите российского производителя в данном случае речи не идет.
На прошлой неделе депутат Госдумы Олег Савченко инициировал выпуск поручения четырем профильным комитетам разобраться с ситуацией, которая возникла на ряде российских предприятий по выпуску шарикоподшипников (копия имеется в распоряжении «Ъ»). В документе говорится, что с середины декабря ОАО «Волжский подшипниковый завод», ОАО «Московский подшипник» и ОАО «Саратовский подшипниковый завод» (все три входят в ЕПК) простаивают из-за того, что ОАО РЖД сократило объем заказов — «по некоторым номенклатурам на 100%». «Несмотря на аналогичное качество, стоимость и условия поставок, предлагаемые российскими производителями», ОАО РЖД разместило заказ на ОАО «Харьковский подшипниковый завод», говорится в документе. По данным депутата, с декабря завод перешел на круглосуточный режим работы в связи с ростом выпуска продукции для ОАО РЖД, в то время как на указанных российских заводах уже «известно о фактах сокращения персонала».
«Поставки со стороны ЕПК составляли около 85% от потребностей ОАО РЖД, около 11% мы заказывали в Харькове, — пояснили «Ъ» в монополии, уточнив, что размер контракта с ЕПК на 2008 год составил 3,5 млрд руб. — Но в период кризиса ЕПК на месяц позже других согласилась на уменьшение закупочной цены, поэтому с декабря мы несколько увеличили объемы закупок в Харькове». В ЕПК подтверждают, что осенью из-за начавшегося кризиса монополия потребовала снизить цену на подшипники до уровня 2007 года. По словам директора департамента коммуникаций ЕПК Натальи Святославской, корпорация согласилась сделать это с января 2009 года, однако ее доля в объеме закупок ОАО РЖД сократилась до «менее половины».
В ЕПК входят «Московский подшипник», Московский завод авиационных подшипников, Степногорский подшипниковый завод (Казахстан), Волжский подшипниковый завод (Волгоградская область), Завод авиационных подшипников (Самара), Саратовский подшипниковый завод, научно-исследовательский центр ЕПК, ТД ЕПК и УК ЕПК. Выручка в 2008 году, по предварительным данным, составила $530 млн. По данным ЕГРЮЛ, 60% акций ЕПК принадлежит британской Exmor Ltd, остальные 40% — китайской «Мэйт Корпорейшн Лимитед».
Олег Савченко пояснил «Ъ», что инициировал депутатское поручение потому, что хочет «выяснить, каким образом украинские товары попадают к российским потребителям». «Серые» схемы, которые, по мнению господина Савченко, использует харьковский завод при поставке подшипников в Россию, следует проверить Федеральной антимонопольной службе и комитету Госдумы по безопасности. Однако в ОАО РЖД неофициально уверяют, что Олег Савченко «просто лоббирует интересы ЕПК, акционером которой является». Сам депутат подтвердил «Ъ», что владеет долей в ЕПК, уточнив, что «пакет находится в управлении» (размер доли депутат не назвал).
В то же время в ОАО РЖД подчеркивают, что заказы для ЕПК нельзя назвать поддержкой отечественного производителя. «В 2008 году 90% подшипников отгружались со Степногорского подшипникового завода в Казахстане, а со второго полугодия даже 100%», — поясняют в монополии. В ЕПК «Ъ» подтвердили, что поставляют подшипники из Казахстана, пояснив, что, «по мнению ОАО РЖД, продукция этого завода является самой качественной и надежной». Но, добавляют в ЕПК, корпорация готова заменить поставщика на саратовский или московский заводы.
Отраслевые эксперты считают, что в ситуации кризиса взаимоотношения поставщиков и потребителей промышленной продукции будут только накаляться. По мнению главы аналитического департамента УК «Ингосстрах-инвестиции» Евгения Шаго, сокращение расходов — сейчас одна из главных задач ОАО РЖД, и ЕПК «никто не мешал пойти на уступки сразу». «Я даже удивлен расторопностью ОАО РЖД, которое так быстро смогло найти способ оптимизировать расходы», — добавляет эксперт. Глава исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов соглашается, что «производителям нужно быть гибче, если они хотят сохранить свои объемы поставок». По мнению эксперта, перспективы лоббистских усилий ЕПК невелики: административный ресурс у ОАО РЖД гораздо больше, чем у корпорации, в том числе и в Госдуме. Однако, по неофициальной информации, совладельцем ЕПК является Роман Абрамович.

Один комментарий: На ОАО РЖД катят подшипник

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Март 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
В благодарность за труды