Что видит Якунин и чего он ждет | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Что видит Якунин и чего он ждет

Россия- Вести

06.05.2009, Вести/Интервью
ВЕДУЩИЙ: Чего ожидают в РЖД от предстоящего экономического форума в Санкт-Петербурге? Об этом в интервью нашему каналу рассказал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.
КОРР.: Владимир Иванович, здравствуйте. Итак, каждый год, когда проходит питерский форум, РЖД всегда уезжает с новыми контрактами. Что будет в этом году?
Владимир ЯКУНИН, президент ОАО «РЖД»: Ну, не совсем так. Мы очень часто на форуме договариваемся о новых контрактах. Потому что мы стараемся их подписывать во время нашей собственной конференции, которая, как вы знаете, называется «Стратегическое партнерство 1520». Но мы форум рассматриваем как исключительную площадку, которая создает сегодня Россия. И я очень хорошо припоминаю, что во время предыдущего форума именно Дмитрий Анатольевич Медведев сформулировал некоторые концептуальные вещи, касающиеся изменения, скажем, архитектоники мировых финансовых отношений. Именно он первым об этом заговорил на таком форуме. Поскольку интерес к форуму большой, я лично категорически возражаю, когда петербургский форум пытаются сравнивать с Давосом. Потому что я считаю, что Давос себя скомпрометировал хотя бы тем обстоятельством, что за год до кризиса ни один из тех, кто на этом форуме был, слова не произнес по поводу возможности такого кризиса. Все, наоборот, говорили, что все прекрасно, мы будем развиваться, бурными темпами. Все повторяли это. Часть из тех, кто это говорил, на форуме в Давосе уже не участвовала, и едва ли скоро будет участвовать. И мне представляется, что площадка Санкт-Петербургского форума на этом фоне, безусловно, выглядит не просто выигрышной, она выглядит стратегически более интересной, чем то, что было в Давосе. Мы именно эту тенденцию и поддерживаем. Для нас участие в форуме — это не только возможность позиционировать компанию, но это и возможность встретиться с теми и предпринимателями, и представителями политических элит, от которых зависит выработка стратегии развития в тех странах, которые нас интересуют, железнодорожного транспорта, и формирование неких условий, в которых мы будем работать. Будем делать это и сейчас. У нас запланирована встреча, например, с компанией Bombardier, мы продолжаем контакты. Это связано с нашим проектом по Сочи. И полагаю, что по результатам у нас будут достаточно интересные решения.
КОРР.: Ну а какие-то острые вопросы будете с иностранными партнерами обсуждать?
Владимир ЯКУНИН: Вы знаете, это не просто, скажем, необходимость, но и потребность. Потому что самым острым вопросом является сегодняшний финансово-экономический кризис, который называют глобальным, который сегодня стал уже страновым. И нет ни одного серьезного эксперта, который бы мог сказать… Некоторые не хотят, возможно, знают. Что причиной кризиса является, причинами его являются. Ну точно нет ни одного эксперта, как из этого кризиса правильно выходить. Все действуют, исходя из своих знаний. Некоторые по интуиции, по наитию. Совершенно очевидно, что говоря об архитектуре мировой экономической системы, никто сегодня не забывает о собственной экономике. И это стало очевидно в тот момент, когда страны, правительства стали принимать антикризисные меры. Хотя все говорят о недопустимости протекционизма, все в полный рост именно этим и занимаются. При этом все равно сегодня мировая экономика так устроена, что уже невозможно заниматься натуральным хозяйством в рамках одной конкретной страны или в рамках границ нескольких стран. Поэтому острыми вопросами являются вопросы, связанными с пониманием места и роли российского бизнеса во взаимоотношениях и во взаимодействии экономик России и, скажем, западных стран, Соединенных Штатов Америки, Азии, Африки и так далее. И вопрос о понимании соответственно роли экономики и России как государства в этой международной архитектуре. Это все является предметом, который меня интересует. Что касается экономики, что касается инфраструктуры профессиональной, я отвечаю за этот вопрос здесь. Что касается геополитики, то это область моих научных интересов, это меня тоже интересует.
КОРР.: Что касается кризиса. Вы уже сказали, что грузоперевозки внутри страны упали на 27 процентов. Что ждете дальше? Какое-то улучшение или все-таки ухудшение ситуации?
Владимир ЯКУНИН: Речь шла о первом квартале, когда они упали на 33,6 процента. Потом это шло месячное определение. На сегодняшний день мы закончили апрель с падением где-то 21,3 — я по памяти говорю. То есть как бы улучшилась ситуация по сравнению с первым кварталом. Но к сожалению, май опять показывает тенденцию к падению. То есть у нас между мартом и апрелем перелом произошел в не лучшую сторону, и пока сейчас мы тоже не можем констатировать улучшения ситуации. Мы ожидаем, что меры, которые принимаются правительством, и их можно критиковать, можно говорить, что можно было бы сделать лучше, — но вообще говоря, история не терпит сослагательного наклонения. Вот делается то, что делается. Мы ожидаем, что это может способствовать оживлению реального сектора, а это наша клиентура. Мы ведь банковские услуги в вагонах не возим. Нам подавай, пожалуйста, металл, нам подавай руду, нам подавай изделия, машины и так далее, и тому подобное. Мы очень рассчитываем, что наши коллеги в этом секторе экономики, ну если не триллионные прибыли, как банки смогут показать, но хотя бы прибыли просто покажут. Это будет означать оздоровление экономики.
КОРР.: Владимир Иванович, впервые в истории компания РЖД подписала хартию с промышленными предприятиями машиностроения по всей России. Какие обязательства вы берете на себя и накладываете на промышленные предприятия?
Владимир ЯКУНИН: Для промышленников очень важно понимать рынок. Для тех предприятий, которые производят изделия или материалы для железнодорожного транспорта, очень важно понимать состояние здоровья железнодорожной отрасли, — ну я условно говорю, «здоровье». И поэтому хартия и для них, и для нас является чрезвычайно важным документом. Мы в ней не только закладываем принципы организации своей работы, но мы декларируем свои потребности с точки зрения выработки по этим потребностям решений теми предприятиями, с которыми мы работаем. Это первый такой опыт. Мы идем по стопам РСПП. Я там член бюро, поэтому кое-что не грех и позаимствовать. И уже одно то, что наша последовательная политика по взаимодействию с промышленными предприятиями привела к тому, что возникло новое предприятие на Урале — завод по производству локомотивов. Такого не было в Советском Союзе, такого не было в истории. Это первое, что мы сделали.
КОРР.: И все же, ваши заказы снижаются, и очень многие предприятия, особенно на Урале, говорят о том, что если раньше мы делали столько-то вагонов, сейчас заказов в три раза меньше, поэтому мы стоим, что нам делать, нужно как-то разговаривать с РЖД. Вот здесь какие-то переговоры ведутся?
Владимир ЯКУНИН: Вы знаете, разговаривать нужно не с РЖД. Потому что РЖД выполняет ровно ту задачу, которая перед ним сформулирована в бюджете и инвестиционном бюджете, утверждаемом правительством. Какова политика правительства, какова политика экономическая, такова и деятельность РЖД. Мы, конечно, стремимся, чтобы эта деятельность максимально соответствовала тем требованиям, которые предъявляются. И если на сегодняшний день у меня инвестиционный бюджет по сравнению с тем, который реализовывался в прошлом году, упал в 1,7 раза, ожидать, что при таком падении я смогу сохранять темпы приобретения рельсов, вагонов, локомотивов, — ну по меньшей мере не реалистично. Поэтому должны быть приняты системные меры, которые позволят и предприятиям промышленности производить продукцию, и организациям РЖД приобретать эту продукцию. И такой очень важный аспект, он обсуждался с правительством, и то, что Алексей Леонидович Кудрин, например, заявил, — это на мой взгляд, выражение формирующейся, возможно, политики правительства, Владимира Владимировича Путина. Безусловно поддерживаемого, как мне представляется, президентом страны, которая направлена на то, чтобы дать реальному сектору реальное денежное обеспечение. То есть сформировать спрос, которого сейчас не хватает. Сделать это можно в том числе за счет приобретения кредитов в соответствие со стратегией, утвержденной правительством. Но поскольку мы сейчас все находимся не в лучшем состоянии финансовом, под гарантии государства. Потому что государство определяет стратегию нашего развития. Я думаю, что это будет определенным шагом вперед, в том числе в решении той проблемы, которую вы сейчас только упомянули.
КОРР.: Будете ли вы строить новые железнодорожные ветки, и может ли одна из магистралей быть некой такой антикризисной веткой, в том смысле, что сейчас требуются рабочие руки, нужно людей куда-то трудоустраивать, и так далее, и так далее. Вот такую социальную программу будет выполнять РЖД?
Владимир ЯКУНИН: Это очень умный и очень правильный вопрос. Все страны мира, большие страны мира, крупные экономики, которые сегодня ведут антикризисную деятельность, все начинают с того, что они инвестируют в инфраструктуру. Все. Нет ни одной страны, от Америки до стран Европы, в которых развивается железнодорожная отрасль, все инвестируют в инфраструктуру. Испания, Италия, Франция, — это я лично разговаривал с главами правительств, в некоторых случаях даже с главами государств, так получалось. Меня Дмитрий Анатольевич Медведев направил на встречу с королем Испании для того, чтобы король, возжелавший обсудить проблему железнодорожного транспорта, мог получить информацию из первых источников. Испания вкладывает колоссальные деньги в инфраструктуру. Поэтому я считаю, что речь должна идти не о какой-то ветке, а речь должна идти о проектах, таких, которые мы сейчас реализуем. Это и проект туннеля для увеличения пропускной способности железных дорог на порты Ванино и Совгавань. Это и альтернативная грузовая линия от Санкт-Петербурга на Бусловскую, обходящая существующую сегодня линию, по которой пойдут скоростные поезда. Это все, на мой взгляд, инструменты борьбы с кризисом. Потому что это новые места, это рост ВВП, это создания инфраструктурных условий для дальнейшего развития экономики.
КОРР.: Что касается летнего сезона, как компания к нему готовится?
Владимир ЯКУНИН: Вы знаете, в этом году готовится иначе, чем в прошлые годы. В прошлые годы, вы знаете, у нас было право регулировать, точнее, манипулировать тарифами. Потому что как только возникает спрос, в соответствии с рыночными условиями, изменяется и предложение. Есть дефицит, есть потребность, — значит, естественно, все стремятся на этом заработать. Хотя в большую часть года мы тарифы держим ниже тех, которые могли бы установить. В этом году, оценивая падение пассажирских перевозок, мы пришли к выводу о том, что целесообразнее заработать, возможно, меньше, но надежно. И мы приняли решение о том, чтобы в дерегулируемом секторе цены не поднимать. То, что касается регулируемого сектора, — это вопрос государства, а то, что касается дерегулируемого сектора — это купейные вагоны, СВ, вагоны повышенной комфортности, — мы практически цены снижаем до 30 процентов.
КОРР.: Это очень хорошие новости для тех, кто собрался в отпуск.
Владимир ЯКУНИН: Я надеюсь. Дай бог, чтобы хорошо отдохнули.
КОРР.: Есть электропоезд, называется «Сапсан». Он будет скоро ездить по российским железным дорогам, сейчас проходит испытания. Чем отличается от немецкого, и как скоро он будет уже эксплуатироваться у нас?
Владимир ЯКУНИН: Поезд «Сапсан», который сделан совместно с компанией Siemens, действительно, серьезно отличается от своих немецких аналогов. Отличается ходовой частью. Кстати, на тележке, вот если вы посмотрите, когда вы на нем поедете, обратите внимание, стоит знак «РЖД», потому что это действительно совместная разработка. Там очень много нового. Там больше ста пятидесяти патентов запатентовано. И он, конечно, хотя и произведен на немецких предприятиях, но безусловно, является дитем, если можно так сказать, и РЖД, и Siemens.
КОРР.: Спасибо вам большое за интервью.
Владимир ЯКУНИН: Спасибо вам.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Май 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
В благодарность за труды