РЖД зазывают частников | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

РЖД зазывают частников

РБК daily

Для участия в создании Второй грузовой компании «Российские железные дороги» (РЖД) рассчитывают, что Вторая грузовая компания (ВГК) начнет свою работу уже с начала 2010 года, при этом монополия передаст своей новой «дочке» 217 тыс. вагонов. Кроме того, в ВГК могут быть переданы и активы отдельных частных инвесторов, которые в обмен могут рассчитывать в совокупности на 25% плюс одна акция грузовой компании.
Вчера президент РЖД Владимир Якунин и вице-президент Валерий Решетников объявили, что правление монополии одобрило концепцию создания ВГК, все документы должны быть готовы к концу 2009 — началу 2010 года. Руководство РЖД сообщило, что имеющиеся сейчас у монополии грузовые вагоны распределятся следующим образом: 60 тыс. (24,2 тыс. зерновозов и 35,8 тыс. полувагонов) будут переданы старшей «дочери» — Первой грузовой компании (ПГК), 32 тыс. спишут на металлолом, 217 тыс. отдадут ВГК и еще 30 тыс. останутся у РЖД для обеспечения собственных хозяйственных перевозок.
Как указал г-н Решетников, стоимость основных фондов (то есть вагонов), передаваемых ВГК, составит около 55 млрд руб. Таким образом, средняя стоимость одного грузового вагона, передаваемого младшей «дочке», — около 250 тыс. руб. Источник на рынке, знакомый с ситуацией, пояснил РБК daily, что при изношенности парка РЖД на 80% и среднем сроке службы вагона 22 года цена в 250 тыс. руб., вероятнее всего, окажется даже выше рыночной. Однако монополия намерена произвести рыночную оценку передаваемого подвижного состава как своего, так и частных инвесторов.
РЖД приглашают частные операторские компании и банки также поучаствовать во вхождении в капитал ВГК, при этом Валерий Решетников пояснил, что частники могут рассчитывать в совокупности на 25% плюс одна акция ВГК. Владимир Якунин добавил, что монополия уже ведет переговоры с рядом частных инвесторов, отказавшись, впрочем, назвать, с кем именно. В монополии пояснили, что в принципе не против и вовсе отдать контроль над ВГК в частные руки, однако сомневаются в том, что сегодня на рынке найдутся инвесторы, готовые внести в ВГК соответствующий объем активов. В то же время РЖД не ранее 2011 года собираются провести IPO ВГК.
Ранее указывалось, что с учетом износа парка РЖД, каждый частный вагон при внесении в уставный капитал ВГК будет учитываться как три вагона, вносимые монополией. Руководитель отдела аналитики INFOline Михаил Бурмистров считает, что при таком подходе частным компаниям, чтобы получить 25% акций, потребуется передать в уставный капитал 24,1 тыс. вагонов. Однако, по мнению Михаила Бурмистрова, вне зависимости от количества частных вагонов, переданных ВГК, вряд ли миноритарные акционеры смогут принять участие в управлении новой компанией. «Поэтому участие в капитале ВГК не очень целесообразно ни для крупных операторов, которые станут фактически портфельными инвесторами, ни для лизинговых компаний, которые не смогут получать текущий доход от сдачи вагонов в лизинг», — полагает эксперт. Напомним, что крупнейшие частные операторы, такие как FESCO и «Н-Транс», ранее уже говорили, что не собираются входить в ВГК.


КоммерсантЪ

Частные операторы пошли на сближение
Они создали некоммерческое партнерство
В ответ на инициативы ОАО РЖД по консолидации вагонов частных операторов они решили объединяться сами. Операторы учредили некоммерческое партнерство, которое призвано усилить роль участников рынка в реформировании отрасли. В партнерство сможет войти любой владелец более 1 тыс. вагонов, в том числе дочерние компании ОАО РЖД. Но эксперты считают, что операторы не смогут достичь своей цели, ведь решения партнерства не будут обязательны для монополии.
В среду прошло учредительное собрание некоммерческого партнерства (НП) «Совет участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава». В нем приняли участие представители 18 компаний, в том числе дочерние ОАО РЖД Первая грузовая компания (ПГК) и «Трансконтейнер», а также крупные частные операторы — «Трансойл», Независимая транспортная компания, Новая перевозочная компания (входит в Globaltrans), Дальневосточная транспортная группа (ДВТГ), «Трансгарант» (входит в группу FESCO), «ММК-Транс», «СИБУР-Транс», «Евросиб СПб — транспортные системы», «Новотранс» и ряд других. Возглавил НП гендиректор Globaltrans Сергей Мальцев, исполнительным директором стал советник старшего исполнительного вице-президента СИБУРа Дмитрий Королев.
Как сообщили «Ъ» участники собрания, в НП сможет вступить любой владелец более 1 тыс. вагонов, вступительный и ежемесячный членский взнос — 100 тыс. руб. НП станет «прообразом саморегулируемой организации (СРО) на рынке железнодорожных услуг, координирующей действия операторов подвижного состава в условиях структурной реформы железнодорожного транспорта». После создания Второй грузовой компании (см. «Ъ» от 21 мая), ОАО РЖД больше не будет оказывать услуги по предоставлению инвентарного парка грузоотправителям, а вагонная составляющая в тарифе на перевозку выйдет из-под госрегулирования. Идею НП еще в начале года изложил в интервью «Ъ» министр транспорта Игорь Левитин, отметив, что такой координирующий орган необходим для повышения эффективности управления вагонным парком на сети (см. «Ъ» от 4 февраля). Впрочем, ОАО РЖД предлагает другой способ оптимизации управления парком — через заключение операторами агентских договоров с монополией.
По словам главы совета директоров Globaltrans Александра Елисеева, добровольное принятие на себя взаимных обязательств участниками рынка может стать альтернативой усилению госрегулирования отрасли. «Накопилось немало проблем, требующих коллегиального решения,— полагает господин Елисеев.— Это и избыток универсального подвижного состава, высокая доля изношенных вагонов, рост порожнего пробега, не всегда объективные критерии оценки технического состояния вагонов со стороны владельца инфраструктуры (ОАО РЖД.— «Ъ») и многое другое». Технический директор ДВТГ Ирина Чиганашкина добавляет, что НП возьмет на себя также функции разработки дополнений в ФЗ «О железнодорожном транспорте», сможет участвовать в обсуждении тарифной политики государства и вопросов взаимодействия операторов ОАО РЖД.
В ПГК также одобряют создание НП. «Уточнение правового статуса операторов и владельцев подвижного состава — важная задача, и интерес ОАО РЖД в этом совпадает интересами частников»,— говорит заместитель гендиректора ПГК Алексей Тайчер, отмечая, что в перспективе создание СРО на базе партнерства будет способствовать развитию «цивилизованного операторского рынка». В то же время, по словам одного из участников собрания, накануне заседания представители ПГК пытались скорректировать систему голосования в НП в свою пользу. «Во вторник вечером мы получили письмо о том, что голоса членов нужно учитывать пропорционально количеству вагонов у оператора»,— рассказал собеседник «Ъ». У ПГК более 200 тыс. вагонов, а у крупнейшего из частных операторов, Globaltrans, только 23,6 тыс. Всего в частной собственности в России около 380 тыс. вагонов. В итоге, поясняет собеседник «Ъ», с ПГК и «Трансконтейнером» «удалось договориться на четыре из одиннадцати мест в президиуме партнерства».
Но эксперты не уверены, что НП сможет выполнить взятые на себя задачи. «Под телекамеры участники рынка будут говорить о полном согласии, но, учитывая известные различия между конкурентами, вряд ли они смогут договориться о чем-нибудь существенном»,— полагает глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. Глава аналитического агентства Infoline Михаил Бурмистров добавляет, что решения партнерства все равно не будут обязательны для ОАО РЖД и главной цели — противодействовать злоупотреблениям госструктур — частные операторы так и не достигнут.
Алексей Екимовский, 22.05.2009

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Июнь 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
В благодарность за труды