Вагоны тронулись на биржу (а перевозки под откос) | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Вагоны тронулись на биржу (а перевозки под откос)

КоммерсантЪ

Правительство создает торговую площадку для заключения контрактов на перевозку
Правительство намерено к марту 2010 года создать биржу вагонов, которая должна помочь железнодорожным операторам загрузить порожние и простаивающие вагоны. Участники рынка одобряют идею, хотя и считают, что крупные операторы вагонов справляются с логистикой и без биржи. Правда, эксперты считают, что биржевые механизмы в условиях ограниченной конкуренции и при низкой пропускной способности железной дороги работают плохо.
Правительство РФ поручило Минэкономразвития и другим профильным ведомствам проработать вопрос о создании в России «единого информационно-торгового центра (биржи) вагонов для развития рыночных механизмов взаимодействия между операторами подвижного состава». Об этом говорится в опубликованной вчера программе развития конкуренции в РФ, утвержденной правительством 19 мая. Правительство должно заслушать доклад по этому вопросу уже в июне, а постановление о создании биржи должно быть выпущено в марте 2010 года. «На основе информации указанного единого центра операторы подвижного состава смогут заключать контракты (свопы) по обмену вагонами, что позволит выстроить более эффективную логистику перевозок»,— говорится в программе правительства.
Идея создания торговой площадки, с помощью которой операторы могли бы сократить долю порожнего пробега вагонов и связанные с этим расходы, обсуждается в железнодорожном сообществе уже около года. Операторы подвижного состава поддерживают ее, хотя и с некоторыми оговорками. «На первом этапе биржа должна стать информационной площадкой, где операторы и грузоотправители получали бы информацию о наличии порожнего подвижного состава на сети»,- говорит председатель совета директоров Globaltrans Александр Елисеев. По его мнению, для мелких и средних грузоотправителей такая площадка предоставит оперативный доступ к вагонам операторов, которого сейчас они лишены. Правда, технический директор Дальневосточной транспортной группы Ирина Чиганашкина уточняет, что крупные операторы взаимодействуют и без биржи — на основе двусторонних договоров.
Проблема порожнего пробега, который растет вместе с долей частных операторов, беспокоит и владельца инфраструктуры — ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) — которому становится все труднее управлять движением в сети. Как уже писал «Ъ», ОАО РЖД предложило частным операторам взять в управление их вагоны (читайте «Ъ» от 21 мая) на условиях аренды или агентского соглашения. В компании «Ъ» вчера сказали, что вопрос создания вагонной биржи должен прорабатываться советом участников рынка операторов железнодорожного подвижного состава (о его учреждении «Ъ» писал 22 мая). В то же время в компании не считают, что их предложения противоречат проекту создания биржи. «У рынка должно быть много инструментов для конкуренции: кто не захочет воспользоваться агентским соглашением, тот сможет пойти на биржу»,- сказали вчера «Ъ» в ОАО РЖД.
Источник в одной из операторских компаний отмечает, что у проекта биржи есть недостатки. «Участие в таком механизме предполагает публикацию информации о простое вагонов, но крупные операторы не захотят ее раскрывать: у них и так достаточно информации, чтобы самостоятельно планировать логистику»,- считает он. Глава аналитического агентства Infoline Михаил Бурмистров добавляет, что биржевая торговля предполагает стандартизацию услуг, которая сейчас невозможна, а в условиях ограниченной пропускной способности железной дороги применение биржевых механизмов будет ограничено. «В процессе реформы мы уже видели, что сочетание дерегулирования тарифов в отсутствие реальной конкурентной среды сразу приводит к повышению цен»,- предостерегает он, приводя в пример опыт выведения на свободный рынок дочерних компаний ОАО РЖД — Первой грузовой компании и «Трансконтейнера».

27.05.2009, Алексей Екимовский

Комментарий 1520mm.ru

Вряд ли стоит так уж ограничиваться беспокойством в повышении цен. У железной дороги есть очень сильный конкурент, который скажет ей спасибо за каждое повышение — это автомобилисты. А вот вопросы эксплуатации, действительно будут запутанными. Проблема заключается в протяженности железных дорог России. До сих пор доблестный Трансконтейнер «грешит» тем, что не может определиться куда же подавать его вагоны. И зачастую его топ-менеджеры, люди далекие от эксплуатации, вопят и бегают по кабинетам ОАО РЖД: «Есть груз в Свердловске. Нужен срочно состав туда! Дорога формирует состав и направляет ТУДА.. Он идет, одни, вторые сутки… Потом выясняется, что состав там уже не нужен, что сделка между клиентами сорвалась.. Зато в коридорах трасконтейнера замаячил новый клиент из Новороссийска, куда через три дня приходит судно. И состав останавливается, разворачивается и идет в Новороссийск.. Стоит говорить, что пароход из-за шторма не пришел и контейнеры уехали во Владивосток или и так понятно? А на Ваш вопрос  — так это все оплачивается, отвечу: полноте-с, господа,  не забывайте про часть названия «дочерняя компания ОАО РЖД «. Чтобы повысить объем перевозок, в стране есть краткий путь — восстановление МПС России и упразднение «дочек», снующих по коридорам, а не занимающихся работой.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Июнь 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
В благодарность за труды