Железная дорога в далеком будущем Москвы | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Железная дорога в далеком будущем Москвы

Радио Говорит Москва

16.06.2009, программа «МОСКВА В ДВИЖЕНИИ», Ведущий Алексей Дорохов
— Департамент транспорта и связи Москвы совместно с РЖД начнут реконструкцию Малого кольца Московской железной дороги. Соглашение об этом уже подписано. Чиновники и эксперты считают, что это позволит решить часть транспортных проблем столицы. Все подробности нового проекта узнаем у заместителя руководителя Департамента транспорта и связи Москвы Александра Кисько в программе Алексея Дорохова «Москва в движении» во вторник 16 июня после 16 часов.
ВЕДУЩИЙ: В студии со мной Александр Борисович Кисько, заместитель руководителя Департамента транспорта и связи Москвы. Тема наша — здравствуйте, Александр Борисович, — тема наша тоже обозначена. Департамент транспорта и связи Москвы совместно с «Российскими железными дорогами» займутся реконструкцией Малого кольца Московской железной дороги. Соглашение уже есть. Что в этом соглашении? Когда начнется его осуществление? Сразу два вопроса.
Александр КИСЬКО: Понятно. Ну, если разрешите, чуть-чуть пошире, вообще по истории взаимоотношений правительства Москвы и РЖД. РЖД — это стратегический партнер. Правительство Москвы сделало однозначные выводы, что без участия железных дорог улучшить транспортную ситуацию в Москве, связи с Подмосковьем невозможно. И поэтому это такая стратегическая линия использования потенциала «Российских железных дорог» и интеграция пригородного железнодорожного транспорта в систему городского общественного транспорта. Поэтому в прошлом году состоялись 4 рабочие встречи мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова с президентом РЖД Владимиром Владимировичем Якуниным, два вопроса выносилось на правительство Москвы: в мае прошлого года — по перспективам сотрудничества на 2008-2009 годы, и в ноябре прошлого года была утрясена совместно разработанная генеральная схема развития Московского железнодорожного узла. Это такой серьезный большой документ.
А вот реконструкция Малого кольца Московской железной дороги — это наиболее приоритетный проект этой генеральной схемы. Поэтому он был внимательно рассмотрен на состоявшейся очередной встрече Юрия Михайловича Лужкова и Владимира Ивановича Якунина вот буквально несколько дней назад, 11 июня этого года. Было положительно отмечено, что программа 2008 года реализована в полном объеме, который был запланирован. Москвичи получили, значит, скоростное сообщение вот с тактовым движением электропоездов, такое интересное и привлекательное для пассажиров, на участке Москва-Железнодорожный, это новая система. Хорошо зарекомендовавшая себя такая система на Ярославском направлении до Мытищ получила развитие, в подмосковных центрах Болшево и Пушкино. Поезда интермодальной системы «Аэроэкспресс» от Савеловского вокзала дошли до терминалов аэропорта «Шереметьево», и всё это было сделано в рамках сотрудничества.
По Малому кольцу в прошлом году… Хочу сказать, что идеи организовать пассажирское движение на малом кольце были достаточно давно, и инициатором был и мэр Юрий Михайлович Лужков, и тогдашний руководитель МПС России. Но вот все попытки реализовать показали, что проект серьезный, капиталоемкий, порядка 40 миллиардов рублей, и реализовать его, сделать, будем говорить, экономически обоснованным, эффективным можно, только решая вопрос комплексно, то есть реконструируя кольцо с освоением прилегающих территорий и с привлечением внешних инвестиций для того, чтобы обеспечить эту реализацию. Поэтому вот ранее разработанные АТЛ рассматривались в РЖД, и заключение было такое, что проект недостаточно привлекателен, и, в принципе, данные вложения, да, окупаемость их более 20-ти лет, и дальше уходили сроки — это неприемлемо для хозяйствующего субъекта, каким стало ОАО «РЖД» после преобразования вот из МПС России. Поэтому было принято решение и в сентябре прошлого года подписано соглашение между правительством Москвы и ОАО «РЖД» о разработке и реализации комплексного инвестиционного проекта реконструкции и развития Малого кольца Московской железной дороги. Такие разработки велись.
Хочу сказать, что было выделено 4 этапа реконструкции и организации движения на кольце. Первый — первоочередной участок был определен: Пресня — Канатчиково. Это вот юго-западный участок. Он был наиболее подготовлен к реконструкции, поскольку проводилось строительство Третьего транспортного кольца и многие объекты, такие как Гагаринский тоннель, реконструкция насыпи, были сделаны. И поэтому в прошлом году была разработана документация стадии «Проект» на этот первоочередной участок со строительством 5-ти остановочных пунктов. Это Сити, Кутузово, Потылиха, Лужники и Площадь Гагарина. Три из них являются транспортно-пересадочными узлами на линии метрополитена. Хочу сказать, что в ходе разработки документации стадии «Проект» были приняты ряд новых технических решений в районе строящегося МДЦ «Москва Сити». То есть недостаточное количество транспортных развязок показало необходимость сноса примерно 650-метрового участка Малого кольца Московской железной дороги и исполнение этого участка МЖД в эстакадном виде.
ВЕДУЩИЙ: Что это значит?
Александр КИСЬКО: Эстакада — это значит, ну, 650 метров полотно, вы знаете, насыпь, полотно — всё это разобрать, снести.
ВЕДУЩИЙ: Да, я это представляю.
Александр КИСЬКО: А сделать эстакаду на опорах, чтобы под ней спокойно могли автомобильные дороги вести в МДЦ «Москва Сити».
ВЕДУЩИЙ: Двухэтажная, да, магистраль получается.
Александр КИСЬКО: Да-да, ну, практически да. Вот. И, значит, этот проект тоже получился достаточно дорогим. И в целом его решение будет осуществлено в течение, наверно, двух лет. Вы знаете, сейчас в условиях финансово-экономического кризиса есть определенные сложности с финансированием, и поэтому брать сейчас за основу вот этот первоочередной участок в сложившейся ситуации, тем более что он не является, будем говорить, таким показательным в востребованности пассажиров, которым, конечно, будет наиболее привлекательно круговое движение. Вот. Тем более, вот я говорю, в условиях отсутствия финансовых средств. Поэтому на встрече Юрия Михайловича и Владимира Ивановича было принято другое стратегическое решение. Значит, сейчас не разрабатывать рабочую документацию, не строить эти 5 станций, тем более что вот одна из них — Сити — значит, должна быть построена после строительства эстакады, а выполнить проект рабочий, проектирование, вернее, разработку документации стадии «Проект» по всему кольцу. К 5-ти разработанным станциям разработать проектную документацию еще на 7 станций. Это все крупные транспортно-пересадочные узлы на метрополитен и городские магистрали — итого 12 станций. Выполнить проект электрификации кольца, он выполнен пока только для превращения нового участка. Проект строительства электродепо для поездов в районе Андроновки, станции Андроновка. И строительство третьего главного пути на восточном участке кольца, который позволит совместить пассажирское движение с грузовым, которое полностью не может быть снято с кольца. И запускать пассажирское движение в целом по кольцу. Но вот когда мы уточним все вот такие технико-экономические параметры по всему кольцу, завершим представление вот технико-экономического обоснования этого комплексно-инвестиционного проекта инвесторам, тогда уже стороны подпишут контракт и уточнят свои бюджетные затраты по этому проекту. И, значит, будет активно выполняться работа по привлечению внешних инвестиций. В том числе, вот на встрече Юрия Михайловича с Владимиром Ивановичем стоял вопрос о привлечении даже средств, кредитных средств «Мирового банка реконструкции и развития». Но цель пуска кольцевого движения по МК МЖД — 2012 год — с повестки дня не снята.
ВЕДУЩИЙ: То есть сроки не отодвигаются.
Александр КИСЬКО: Сроки не отодвигаются. Немножечко меняем тактику, значит, и это, наверно, правильно, поддержано сторонами. Хочу сказать, протокол еще не подписан, но он сейчас согласуется, и, в принципе, на этом совещании все эти вопросы были поддержаны.
ВЕДУЩИЙ: Александр Борисович, вы сказали о том, что — во всяком случае, я так понял из ваших комментариев — что подвижки, вернее, так сказать, принципиальное движение в этом вопросе навстречу друг другу Москвы, будем говорить так, и «Российских железных дорог» произошло, когда согласовали вопрос освоения прилегающих территорий, да?
Александр КИСЬКО: Безусловно. Сейчас Москомархитектурой такая работа выполняется, разработка схем территориального планирования вот прилегающих территорий. И действительно, если кольцо объехать, конечно, многое застроено, но еще потенциал есть. И, в принципе, действительно, там очень много гаражных кооперативов, очень много таких строений, даже промышленных зон. Всё это реально перестроить, такая задача поставлена мэром. То есть нам нужно реорганизовать прилегающие территории. А в тех местах, где возможно сооружение крупных объектов, допустим, офисно-гостиничных комплексов, ну, гостиницы небольшого класса могут быть, там три звезды, и в приближении к дороге — спортивных комплексов. И в основном конечно, гаражных кооперативов, но в том плане, уже в понятии многоэтажных гаражей, современных гаражей с удобствами. Размещение предприятий коммунальной сферы, значит, поддержано Петром Павловичем Бирюковым, значит, в этой зоне.
ВЕДУЩИЙ: Это что, например? Это торговая зона или?..
Александр КИСЬКО: Ну, торговая зона, там, по-моему, достаточно торговых центров вблизи Малого кольца, это Лужники, Черкизовский рынок, которые преобразуются.
ВЕДУЩИЙ: Там очень много торговых центров.
Александр КИСЬКО: Да, да. А коммунальная зона — это размещение служб городского хозяйства, базирование, размещение, да, потому что там есть где.
ВЕДУЩИЙ: В этом есть выгода городу, да?
Александр КИСЬКО: Есть, есть выгода, да. В принципе, сейчас стоит вопрос и создания дополнительных условий для малых предприятий, тоже могут быть востребованы офисные помещения недорогие, поскольку они, в принципе, в зоне транспортной магистрали. Конечно, жилье там строиться активно не будет, вот поскольку, я думаю, есть более места привлекательные. Тем не менее, не исключительно и решение таких вопросов.
ВЕДУЩИЙ: Мы сегодня начали со стратегического развития взаимодействия Департамента транспорта и связи Москвы, то есть Москвы, с «Российскими железными дорогами», стратегия. Перешли к реконструкции Малого кольца Московской железной дороги, что приоритетная, да, задача. Во всяком случае, задача номер один.
Александр КИСЬКО: Да, проект номер один, да.
ВЕДУЩИЙ: Какие транспортные проблемы, ну, хотя бы две-три назовите, решает кардинальные, болезненные, те, которые сейчас существуют у Москвы, вот этот проект реконструкции Малого кольца Московской железной дороги?
Александр КИСЬКО: Ну, хочу сказать, что вообще и перевозка пассажиров, она планируется на начальном этапе от 300-т тысяч в сутки, а по мере развития кольца, а всего будет построено 30 остановочных пунктов, мы надеемся, что пассажиропоток будет доведен до 900-т тысяч пассажиров в день. Это уже прилично, это очень прилично. И когда исследовали, кстати, проводилось и социологическое обследование среди жителей Москвы вот о целесообразности, да. Многие даже, был такой вопрос, согласны ли несколько потерпеть, немного потерпеть вот неудобства, связанные со строительством, хотя получите тоже, большинство сказало «за». Так что думаю, там серьезная такая магистраль, которая поможет, вот как бы второе кольцо метрополитена, решить транспортные проблемы.
Кроме того, сейчас в целом пересматривается вот тактика организации транспортных связей с Московской областью. То есть поставлена задача вот в генеральной схеме, которая утверждена, практически по каждому направлению присутствует строительство дополнительных главных железнодорожных путей. Где один недостает, где два. Вот. Ну, и задача по каждому направлению организовать вот такое тактовое движение электропоездов, как, я вам сказал, на Ярославском направлении, Казанском реализовано и Горьковском. Вот. Ориентировать потоки из области не на какие-то ближайшие точки города, как Выхино там и другие, а на транспортно-пересадочные узлы, образованные на определенном расстоянии, значит, в области. То есть сместить потоки не в Москву, а к этим станциям, транспортно-пересадочным узлам.
Увеличение объемов пригородного пассажирского движения в город. А цифры такие. Мы должны к 2020 году, мы сейчас возим 800 миллионов пассажиров пригородным сообщением в год, а должны увеличить в два раза, до миллиарда 600 миллионов. Вот этот прирост и дают вот эти новые системы скоростные пригородного движения, вот действительно, из Пушкина сейчас жители за 30 минут в центре города, очень удобно, правда. Болшево — тоже там 30-40 минут — в центре города. Поэтому здесь рост заметный. Малое кольцо дает прирост, и вот таким образом железнодорожный транспорт становится таким основным, вспомогательной системой, да.
Транспортно-пересадочные узлы будут интермодальные. Допустим, в Сити это будет узел: и железнодорожный узел, станция метрополитена, станция скоростной системы в аэропорты города, причал водного такси — вот такой комплекс, допустим, да, в МДЦ «Москва Сити», он создается. Я думаю, что это очень интересный вариант.
ВЕДУЩИЙ: Александр Борисович, а вот те цифры, которые вы сказали, сообщение там города с областью, такой прирост пассажиропотока почти в два раза — это за счет того, что всё больше и больше будет людей приезжать в Москву, или просто пересядет на этот вид транспорта, на общественный вот этот вот?
Александр КИСЬКО: Пересядет. Вот по нашим расчетам, мы смотрели, ну, это мы где-то же год назад анализировали, Ярославское направление и Казанское, где первыми были внедрены системы, пассажиропоток возрос в полтора раза. И по нашим оценкам, это десятки тысяч автомобилей были сняты с автомобильных магистралей.
ВЕДУЩИЙ: То есть это реально произошло?
Александр КИСЬКО: Да, реально произошло, да, поэтому, всё это анализируя, такие разработки были сделаны. И очень важное направление, оно тоже рассматривалось на встрече Юрия Михайловича с Владимиром Ивановичем, это вот скоростная система Москва-Крюково-Алабышево. То есть Зеленоград нам надо связать, безусловно, тем более что сейчас на выходе проект, и, наверно, в этом году будет внедрен, скоростного сообщения новыми поездами высокоскоростными «Сапсан» из Санкт-Петербурга, вот. И чтобы не было ущерба для пригородного сообщения, есть проект с 34-го главного пути до Крюково, 3-го главного пути до Алабышево, и организация тоже тактового движения.
ВЕДУЩИЙ: Это означает на простом языке, не техническом, что будет увеличено количество транспорта, да, сообщение будет увеличено?
Александр КИСЬКО: Да, будут увеличены и объемы движения электропоездов, да.
ВЕДУЩИЙ: То есть они будут чаще ходить?
Александр КИСЬКО: Чаще ходить. А вот на этих магистралях, я вам сказал, там фиксированное отправление, каждые 15 минут, 30 минут, каждые полчаса, каждый час, в разные времена суток, в зависимости от спроса. То есть пассажир, приходя, знает, что вот каждые 15 минут электричка идет. И главное, фиксированное время поездки, а сейчас в целом поезда этих систем будут очень точными.
ВЕДУЩИЙ: Технически это возможно? То есть никакой перегрузки и увеличения риска, главное, для безопасности перевозок?
Александр КИСЬКО: Да. Другое дело, конечно, на вокзалы… И, конечно, кое-где будут пассажиры сходить и раньше, до приезда в центр. Допустим, там Выхино, как сейчас сходят, едут на Казанский вокзал. Да. На Малом кольце мы стараемся пересадочные узлы сделать. Но, конечно, много пассажиров приедут на вокзалы центральные города. И вот наведение порядка на вокзалах и с парковкой автотранспорта, и вообще вот социальных аспектов, и в плане несанкционированной торговли ликвидации, и в плане вот лиц без определенного места жительства — это проблема серьезная.
ВЕДУЩИЙ: Это, в буквальном смысле слова, наведение порядка. Не транспортного порядка, а наведение порядка.
Александр КИСЬКО: Именно на вокзалах. То есть пассажиры в хороших условиях сегодня приезжают, я сам на открытии их был, приезжал, прекрасная такая обстановка, приезжаешь в Болшево, там, Пушкино, встречает народ, с удовольствием едет, и вот приезжает, а тут видит, там, и гастарбайтеры там, и всякое прочее безобразие. Вот.
И хочу сказать, что подписано 8 июня соглашение между правительством Москвы и ОАО «РЖД», оно широкое, там по многим вопросам, и качества услуг, и безопасности на вокзалах. Но хочу сказать, что Юрий Михайлович пошел навстречу Владимиру Ивановичу, и вот вопросы порядка парковки на вокзалах, да, организация такой услуги пассажирам сейчас переходит в каком-то плане, то есть эти определены уже земельные участки, которые будут переданы в аренду ОАО «РЖД», в аренду, да. Мы сейчас вносим изменения в закон города Москвы 48-й «О землепользовании в городе Москве», то есть там получает возможность правительство города передавать в аренду участки дорожной сети, что раньше позволялось только на год и для реконструкции только, на период строительных работ, и теперь дольше, и для организации вот парковочной деятельности. Надеемся, что в рамках одного хозяина, когда определен ответственный, определен спрос, когда будут подключены силы и линейных управлений внутренних дел на железнодорожном транспорте, и ЧОПы сейчас активно использует ОАО «РЖД», то порядок будет наведен. Это важно.
ВЕДУЩИЙ: То есть город отдает в аренду какие-то территории вокруг вокзалов РЖД?
Александр КИСЬКО: Совершенно верно.
ВЕДУЩИЙ: На взаимовыгодных, для, прежде всего, пассажиров условиях.
Александр КИСЬКО: Да, здесь главное — наведение порядка. Я не думаю, что город будет искать какую-то коммерческую выгоду от РЖД, а главное — навести порядок. Вот смотрите, какое безобразие сейчас у Казанского вокзала с междугородними автобусами. Мы вынуждены были даже организовать совместную проверку с департаментом железнодорожных вокзалов, с участием Московской межрайонной транспортной прокуратуры, и все мы подключились. Но вообще, значит, когда Юрий Михайлович отменил плату за парковки, и вот этот период безвластия…
ВЕДУЩИЙ: Денежного безвластия.
Александр КИСЬКО: Денежного безвластия, да. Поэтому скорее нужно упорядочивать. Такие проверки показали, что этот вопрос не упорядочен и что нужно здесь вносить ряд изменений в распорядительные там акты Минтранса России, которые согласовывают межрегиональные маршруты автобусные, и наше участие здесь необходимо.
В общем, будем совместными усилиями наводить порядок на вокзалах. Это тоже большая тема была в разговоре Юрия Михайловича и Владимира Ивановича. Документ подписан, будем действовать по нему.
ВЕДУЩИЙ: Кстати, хотя у нас всего пара минут осталась до конца нашего разговора, те планы, о которых мы сегодня говорили в течение целой, достаточно длинной для радиопередачи, они все-таки имеют составляющую, экономическую составляющую? Я имею в виду, для города это будет выгодно, то есть для нас, для граждан, для москвичей, то, что происходит расширение сотрудничества с «Российскими железными дорогами» вот в таких аспектах?
Александр КИСЬКО: Безусловно, если будет невыгодно для города, город редко на это идет. Мы идем только тогда, когда нужно социальную помощь оказывать из бюджета, да. А эти проекты хотя бы имели минимальную окупаемость — это устроит город. Главное — это все-таки качество услуг, да, пассажирам. Не будет здесь город искать каких-то… хотя, вступая в совместные акционерные общества, они есть у РЖД и правительства Москвы, мы смотрим, чтобы там положительный был баланс и динамика. Но не это главная цель, главная цель — это все-таки решение транспортной проблемы, удобств для пассажиров, порядок, организованность и безопасность. Вот эти моменты.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Сегодня был разговор, достаточно, как видите, содержательный и насыщенный фактами, интересными для москвичей, о нашем будущем, как мы будем ездить в ближайшее время по Москве и по области. Разговор был с заместителем руководителя Департамента транспорта и связи Москвы Александром Борисовичем Кисько. Спасибо.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Июнь 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
В благодарность за труды