Появится новое ОСАГО: будут страховать пассажиров | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Появится новое ОСАГО: будут страховать пассажиров

Вести

03.07.2009, 12:41, ВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ, Ведущий не назван
ВЕДУЩИЙ: Минтранс предлагает ввести обязательное страхование пассажиров на всех видах транспорта. Сейчас ведомство занято разработкой закона. Согласно нему, платить за страховку должны не граждане, а сам перевозчик. Не взлетят ли цены на билеты при новых правилах, и какими должны быть компенсации в результате несчастных случаев? Об этом в интервью моему коллеге Георгию Коптелину рассказал заместитель министра транспорта России Сергей Аристов.
Репортаж Георгия Коптелина
КОРР.: Сергей Алексеевич, спасибо большое за то, что вы нашли для нас время. Вопросов, конечно, по транспорту очень много. И первый, наверное, наиболее актуальный: ваше министерство предлагает ввести страхование всех пассажиров на всех видах транспорта, такая законодательная инициатива поступила в Госдуму. Расскажите, пожалуйста, подробней, как это должно работать, на ваш взгляд?
Сергей АРИСТОВ, заместитель министра транспорта России: Я хотел бы уточнить, что инициатива еще не поступила в Государственную Думу. Министерство транспорта подготовило законопроект, который сейчас проходит процедуру согласования, с названием «Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам». В переводе, проще говоря, это подготавливаем в развитие стратегии страховой деятельности в России один из законов, регулирующий страхование на транспорте. Архаичная система, сложившаяся у нас еще с давних советских времен, когда: а) пассажир платит сам за себя, что противоречит гражданскому кодексу, он не обязан страховать свою жизнь, б) жизнь человека получается совершенно разная на разных видах транспорта, цена жизни, так можно выразиться. Например, на одном из видов транспорта у нас 12 тысяч стоит…
ВЕДУЩИЙ: Это где?
Сергей АРИСТОВ: Железнодорожный транспорт сегодня. 12 тысяч — цена за жизнь пассажира. И до 2 миллионов, вот самый предел, который мы подняли в воздушном законодательстве. Совершенно понятно, что жизнь человека цены вообще не имеет, конечно, но, тем не менее, такого разброса быть не может — это во-первых. Во-вторых, требования, которые я сказал, что пассажир не должен платить за себя, за него должен платить перевозчик, который получает прибыль от перевозки, и соответственно, приведение к унификации. Нельзя зависеть от разных видов транспорта. Поэтому данный законопроект регулирует общие подходы страхования на железнодорожном, морском, внутреннем водном, автомобильном, авиационном транспорте, городском электрическом пассажирском и метрополитене.
ВЕДУЩИЙ: Весь комплекс.
Сергей АРИСТОВ: Весь комплекс, там, где перевозка является видом деятельности, публичная перевозка.
ВЕДУЩИЙ: А кто будет страховщиком? Получается, владельцы этого транспорта, я правильно понимаю?
Сергей АРИСТОВ: Перевозчик. По закону — перевозчик.
ВЕДУЩИЙ: А это скажется на цене билетов?
Сергей АРИСТОВ: Вы знаете, сегодня… Вот я достаточно много читаю прессы на эту тему, и как ни странно, именно перевозчики специально, на мой взгляд, в некоторых случаях запугивают изменением цены. Ну, давайте говорить откровенно, сегодня вся цена в билете уже есть, с одной стороны. Более того, до сих пор действует указ президента от 1992 года, в противоречие гражданскому кодексу, в котором прямо разрешено с пассажира брать стоимость страхования. И это входит уже сегодня в стоимость билета. По разным оценкам, цена может измениться, теоретически может измениться, от 0,02 процента до 5 процентов.
ВЕДУЩИЙ: Ну, в принципе, небольшие цифры.
Сергей АРИСТОВ: Это очень небольшие цифры. Повторяюсь, это просто простой механический расчет, не связанный с тем, что сегодня уже плата фактически есть. Вряд ли кто сегодня может назвать, что цена на билет авиационный изменилась из-за страхования, хотя уже год действует норма 2 миллиона. Да, она изменилась, но она меняется по другим вопросам. И что самое главное, ведь сегодня цена, которая закладывается, фактически перекладывается на пассажира, по страхованию, она непрозрачная. Ее нет. При страховании, когда это будет в тарифе, то тариф регулируем, с одной стороны, по видам транспорта отдельным, а там, где не регулируется, он проверяется соответствующими ведомствами. И нам будет понятно, какова фактически нагрузка и что заложил перевозчик в эту цену. Поэтому, на мой взгляд, говорить о повышении цены неправильно, и здесь скорее можно даже ожидать и определенные, более точные подходы к ценообразованию.
ВЕДУЩИЙ: А как, вы говорите, будет унифицирована, ну, опять-таки, сложное это понятие — стоимость жизни человека? Какую-то можно говорить цифру, какую-то конкретную, или пока еще рано?
Сергей АРИСТОВ: Значит, страховая выплата при гибели — это 2 миллиона рублей родственникам.
ВЕДУЩИЙ: Это вот то, что сейчас предлагается?
Сергей АРИСТОВ: Да, это в законопроекте прямо закладывается — 2 миллиона рублей. Соответственно… 2 миллиона 25 тысяч, если быть точным. Там, где есть повреждение здоровью, такая большая, хорошая таблица, которая дает соотношение, естественно, в зависимости от степени повреждений. И определенная сумма за утрату или повреждение багажа. Там зависит от 100 рублей за килограмм и не менее 25 тысяч, если это поврежденный полностью или утраченный багаж. Все эти цифры, суммы, они напрямую прописаны уже в самом законе. Что немаловажно, на мой взгляд, в этом законопроекте предусмотрена предварительная выплата или родственникам погибшего, или самим пострадавшим на первом этапе.
ВЕДУЩИЙ: Да, это важно.
Сергей АРИСТОВ: У нас, к сожалению, страховые суммы получали в судебном или ином порядке через месяц, год и более по ряду случаев, доказывая те или иные обстоятельства. Сегодня, если произошла гибель, в трехдневный срок страховщик должен выплатить эти суммы до 100 тысяч включительно, при повреждении здоровья там, соответственно, чуть меньше сумма. То есть это идет и на процедуры погребения, на прочее, на лечение, на все те нужды, которые требуются буквально в первое время.
ВЕДУЩИЙ: Безусловно. Это важно. (…)


Новые известия

Пассажирское ОСАГО. Минтранс намерен застраховать всех, кто пользуется общественным транспортом
06.07.2009, АНДРЕЙ ДОЛГИХ
Новая инициатива грозит очередным подорожанием проезда.
В конце прошлой недели стало известно, что Минтранс разработал проект закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам». Фактически предлагается страховать пассажиров любого вида транспорта — от теплохода до маршрутки. Страховщикам документ должен понравиться — он обещает им сказочные доходы. А вот пассажирам за это придется заплатить из своего кармана.
Проект закона предполагает, что каждый пассажир любого вида транспорта в России должен быть застрахован на 2 млн. рублей. На данный момент действует обязательное страхование только для тех, кто отправляется в путь на самолете. Кроме того, железнодорожный монополист РЖД страхует всех пассажиров по собственной инициативе. Если закон примут, практика будет распространена на тех, кто пользуется метро, автобусами, троллейбусами, маршрутными такси.
В защиту своего законопроекта Минтранс привел несколько доводов. В частности, обязательное страхование упростит процедуру возмещения ущерба. Сейчас деньги можно получить в судебном порядке, но это занимает несколько месяцев и требует уйму подтверждающих документов. Суд при этом далеко не всегда принимает сторону потерпевших. А если принимает, то суммы возмещения, как правило, не слишком значительны. Новый порядок устанавливает: срок при обязательном страховании будет ограничен 30 днями. Выплачивать возмещение будет непосредственно страховщик, как в случае с ОСАГО. Суд потребуется в крайнем случае. Помимо этого Минтранс надеется на сознательность перевозчиков. Чтобы не тратиться на компенсации, им потребуется повышать безопасность.
Но самое главное — сумма компенсации. Она установлена в пределах 2 млн. руб. — такой лимит действует сейчас только в отношении авиапассажиров. Максимальная компенсация, предусмотренная стандартной страховкой РЖД, составляет 12 тыс. рублей. Однако за такие гарантии пассажиру придется заплатить. Минтранс обещает, что подорожание билетов будет небольшим. На социально значимые виды транспорта оно, уверяют чиновники, составит не более 5,5%. Таким образом, поездка в московском метро и на наземном транспорте может подорожать на 1,37 рубля. Но в масштабе страны сумма страховых сборов получается астрономическая. «5,5% от цены билета, с одной стороны, действительно много. Но, с другой стороны, нужно понимать, что страхуется не перевозка, а жизнь и здоровье пассажиров. Это большая разница, не все виды транспорта можно назвать достаточно безопасными, — поведал «НИ» член комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев. — При этом 2 млн. руб. — это уже приемлемая сумма, не сравнимая с 12 тысячами. Хотя разумнее рассчитывать страховую премию не от цены билета, а от суммы возможных выплат».
В этом и кроется загвоздка. Некоторые страховщики считают пропорции предложенных страховых премий и выплат бандитскими. Для компаний 1,37 руб. дохода против 2 млн. руб. выплат — это премия в 0,00007%. Для сравнения: сейчас РЖД страхует пассажиров на 12 тыс. руб., стоимость страховки — 2,3 руб., или 0,02% от максимального возмещения. По большому счету это нормальный, цивилизованный размер страховой премии. Но при лимите возмещения в 2 млн. руб. размер премии при ставке в 0,02% должен составить 400 рублей. Очевидно, что никто не будет платить за одноразовую поездку в метро 425 рублей. Если основываться на принципе пропорциональности, к которому призывают страховщики, то при размере премии в 1,37 руб. и ставке в 0,02% размер максимальной выплаты составит менее 7 тыс. рублей.
В результате многие эксперты уже выразили уверенность: страховые компании непременно вмешаются в разработку документа. Предположительно они захотят либо увеличить премии, либо снизить лимит выплат, чтобы привести пропорции в свою пользу. Однако простой расчет показывает, что «недовольные» страховщики лукавят. Минтранс оценивает размер выплат пострадавшим в среднем в 6 млрд. руб. в год. Но только московское метро перевозит более 3 млрд. человек ежегодно. Это около 4 млрд. руб. гипотетических страховых премий. За 2007 год объем пассажироперевозок в целом по России составил 23 млрд. человек. Причем 1,3 млрд. — дорогие железнодорожные и авиаперевозки. Доходы страховщиков со всех пассажиров страны посчитать сложно. Но явно выходит в разы больше, чем 6 млрд. в год. В итоге можно смело снижать размер премий вдвое, если не втрое. Но это вряд ли. Страховое лобби — едва ли не самое напористое в стране. Этой весной на пост руководителя Росстрахнадзора был назначен известный защитник страховщиков, бывший глава их союза Александр Коваль. Он сразу же объявил своей целью борьбу с демпингом — необоснованным снижением цен. Так что никакого тарифного либерализма при страховании пассажиров нам, видимо, не светит.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Июль 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн   Авг »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
В благодарность за труды