Вокзал в честь тирана России и «героя» Крымской войны | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Вокзал в честь тирана России и «героя» Крымской войны

Коммерсантъ

Вчера развернулось бурное обсуждение решения президента ОАО РЖД Владимира Якунина о возвращении Ленинградскому железнодорожному вокзалу в Москве исторического названия «Николаевский». Новостные агентства сообщили, что господин Якунин подписал соответствующее решение, и это подтвердил сам президент ОАО РЖД. Коммунисты назвали решение «идеологической провокацией», а вечером пресс-служба РЖД выступила с заявлением, что решение о переименовании вокзала окончательно «не принято».
О подписании распоряжения о переименовании Ленинградского вокзала сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на советника Владимира Якунина Александра Пиркова. Вчера днем РЖД опубликовала на своем сайте пресс-релиз, пояснив решение обращением общественного движения «Возвращение» (ранее требовало переименовать станцию метро «Войковская» и город Киров обратно в Вятку) и «значительным вкладом в возникновение российских железных дорог» императора Николая I, который в 1842 году подписал указ о строительстве первой в стране железной дороги Санкт-Петербург-Москва. На сайте было обещано вернуть исторический облик Ленинградскому и Ярославскому вокзалам — отреставрировать фасады, убрать со шпилей пятиконечные звезды и водрузить на их место российские гербы. Сам господин Якунин подтвердил решение в эфире радиостанции «Эхо Москвы», заявив, что оно лежит «в рамках политики, проводимой сегодня РЖД: историзм и преемственность».
Здание старейшего в Москве Ленинградского вокзала строилось с 1844 по 1849 год по проекту архитектора Константина Тона в стиле позднего классицизма. По требованию императора Николая I является точной копией Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Первоначально вокзал носил название Петербургский, в 1856 году указом императора Александра II был переименован в Николаевский, в 1923 году — в Октябрьский, в 1924-м — в Ленинградский.
После заявления президента ОАО РЖД вокруг переименования вокзала развернулось бурное обсуждение. В КПРФ решение господина Якунина назвали «идеологической провокацией, нацеленной на разжигание политической конфронтации». «В народе это новое название старейшего столичного вокзала вообще не будет воспринято»,- заявил первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. Тогда как в общественном движении «Возвращение», инициировавшем переименование, распоряжение РЖД назвали «абсолютно правильным». «Оно соответствует понятию исторической справедливости»,- заявил «Ъ» член «Возвращения», депутат Госдумы Валерий Мединский. Наконец, в Институте российской истории РАН, с которым консультировались железнодорожники, назвали «анахронизмом» то, что вокзал сохранил название после переименования Ленинграда в Санкт-Петербург в 1991 году. Как «Ъ» рассказал замдиректора по научной работе института Владимир Лавров, «заслуги императора Николая I в советское время недооценивались», а в «историю, культуру и литературу вокзал вошел именно как Николаевский». Ученый также сообщил, что институт счел возможным вернуть вокзалу и первое название — Петербургский, «но окончательное решение приняли в РЖД». Господин Якунин также пообещал в радиоэфире, что исторические названия могут быть возвращены и другим вокзалам.
Однако вчера вечером пресс-служба ОАО РЖД поспешила опровергнуть слова своего начальника. Экстренный пресс-релиз сообщал, что окончательное решение о переименовании Ленинградского вокзала «еще не принято» и вопрос лишь «обсуждается». Также была отменена сегодняшняя официальная пресс-конференция в «Интерфаксе» с участием представителей РЖД и «Возвращения». Пресс-секретарь РЖД Дмитрий Перцев, который вчера днем оценивал для «Ъ» затраты на переименование как «не очень большие», причин несогласованности действий внутри компании объяснить не смог.

10.07.2009 статья «Ленинградский вокзал ожидания», автор Ъ-Воронов


Эхо Москвы

09.07.2009, ЭХО, Ведущий не назван
ВЕДУЩИЙ: Неожиданные новости пришли два часа назад. Хотя переименование известных объектов в Москве и других городах — это не редкость, в последнее время планирующиеся изменения того или иного названия весьма широко обсуждаются. Тем внезапнее оказалось сообщение от РЖД. (Рекламный ролик) В этой, хорошо знакомой нашим постоянным слушателям, саморекламе программы «Московские старости» — уже далеко не все слова и названия устаревшие. Согласно Приказу, который подписал накануне глава РЖД, на карте Москвы вновь появляется Николаевский вокзал. Таким образом, Ленинградскому вокзалу столицы возвращено его историческое название. О причинах переименования «Эхо Москвы» рассказал глава РЖД Владимир Якунин.
Владимир ЯКУНИН: Это просто лежит в рамках той политики, которая проводится сегодня «РЖД»: историзм и преемственность, никакой вакханалии. Мы просто считаем, что это правильно делать. Более того, я сегодня получил по смс несколько откликов людей, которые нас благодарят за это решение и поздравляют.
ВЕДУЩИЙ: Под своим советским названием «Ленинградский вокзал» просуществовал 72 года. Немудрено, что очень многие привыкли к нему. О том, как новость о переименовании встречена на самом вокзале и знают ли его сотрудники о том, что они работают в организации с другим названием мы узнаем у нашего корреспондента Тимура Олевского, он находится на Николаевском вокзале. Как там восприняли новость? Есть ли вывески «Николаевский вокзал», знают ли пассажиры с какого вокзала они отправляются, что говорят работники?
КОРР.: На фасаде известного здания архитектора Тона все остается без изменений, сохраняется старая вывеска и внутри вокзала на информационных табличках никаких изменений, повествующих о том, что вокзал поменял название, я не заметил. Однако администрация вокзала мне сообщила, что это связано с тем, что распоряжение поступило только недавно, и много времени на изменение их вывесок не уйдет.
Сотрудники вокзала были немало удивлены тому, что они теперь работают в здании, носящем новое имя. Многие узнали об этом от меня. Например, (нрзб.) у которых это вызвало огромное оживление. А что касается пассажиров, тут мнения разделились. Большинство москвичей высказались положительно в связи с возвращением исторического названия «Николаевский вокзал». А жители Санкт-Петербурга немало расстроились и сказали, что они привыкли приезжать на Ленинградский вокзал в Москву, их это огорчило. Однако и те и другие говорили о том, что такие значимые городские здания все-таки переименование нужно решать со всеми горожанами и несколько раз прозвучало слово «референдум». Раньше всех о том, что вокзал поменял название, узнали таксисты, которые тут шутят о том, что теперь они будут возить с Ленинградского на Николаевский вокзал совсем недорого. Они слушают новости.
ВЕДУЩИЙ: Известно ли когда будут внесены соответствующие изменения в расписание и когда поменяют таблички? Говорят ли что-нибудь об этом в администрации вокзала?
КОРР.: В администрации отказались этот вопрос комментировать, единственно, сказали, что в ближайшее время на билетах появится новое название. НА билетах указывается с какого вокзала прибывают и уходят поезда. Вся остальная информацию появится постепенно.
ВЕДУЩИЙ: Отмечу, что в он-лайновой энциклопедии «Википедия», которая пополняется пользователями, пометка о переименовании появилась спустя несколько минут после сообщения об этом. А спустя час все запросы «Ленинградский вокзал» стали перенаправляться на статью «Николаевский вокзал» и сейчас статьи «Ленинградский вокзал» вы в интернет-энциклопедии просто не найдете.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов против переименования Ленинградского вокзала. В эфире «Эхо Москвы» политик назвал это решение «надругательством над историей».
Геннадий ЗЮГАНОВ: На мой взгляд, у этой власти получаются только переименования. В кризисных условиях (нрзб.) деньги растранжиривает. Переименование — это тоже большие деньги. Что касается Ленинграда, он всегда отличался высокой культурой. К сожалению, и туда проникла эта бацилла, которая называется историческим зудом. Ничего хорошего это не дает. В кризисных условиях надо думать, как консолидировать общество, собирать лучшие силы и, опираясь на это, двигаться вперед. В мире знают Ленинград, знают победу советской армии и Советского Союза, в мире знают и уважают нас прежде всего за это.
ВЕДУЩИЙ: Решение о переименовании Ленинградского вокзала вызвало смешанные чувства у официального представителя Ассоциации членов семьи Романовых в России Ивана Арцишевского. По его мнению, нельзя постоянно менять российскую историю.
Иван АРЦИШЕВСКИЙ: Для нашего народа, для всего, Ленинград останется Ленинградом, и блокада Ленинграда останется блокадой Ленинграда. Но, наверное, если какие-то вещи мы возвращаем — правильно, если это какие-то исторические. Но поголовно возвращать и забывать историю — никакую нельзя. Я не знаю, что сподвигло это сделать, но, наверное, какой-то смысл есть. Но сказать, что я тотально приветствую — давайте вернем все назад, неверно — потому что была история. А еще раз говорю, что к Ленинграду, я думаю, весь наш народ относится достаточно спефицически, с любовью. Ленинград, ленинградцы, ленинградская блокада — навсегда останутся в истории. Ну, что ж, Николаевский — так Николаевский, будем привыкать. В конце концов, переименовали Ленинград в Санкт-Петербург, правильно.
ВЕДУЩИЙ: Журналист Виктор Шендерович спокойно воспринял новость о переименовании Ленинградского вокзала. В нашей программе «Особое мнение» он сказал, что это не самое ужасное событие в московской топонимии.
Виктор ШЕНДЕРОВИЧ: С учетом того, что подписал Якунин, я думаю, что это в честь Патрушева. У меня такая первая версия, — Николая Платоновича. А голову то уберут лысую, раз он не Ленинградский теперь? Но раз Николаевский, давайте все-таки лысую голову уберем, тогда игра стоит свеч, как минимум. Переименовали и переименовали. Москвичей много о чем не спросили. Переименование — это последнее, о чем не спросили москвичей. Что касается топонимии нашей московской, то это не самое ужасно, что произошло, потому что мы живем среди таких — Самора Машела, Хо Ши Мина, я уж не говорю об Андропове, мы живем среди таких улиц и проспектов, что Николаевский вокзал — это даже приятно.
ВЕДУЩИЙ: Николаевский вокзал был открыт в 1851 году. В 1924-м он был переименован в «Октябрьский», а уже в 1937-м — в «Ленинградский». Николаевский вокзал — это точная копия Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Оба здания построены по проекту архитекторов Константина Тона и Рудольфа Железевича. Московский вокзал в Санкт-Петербурге до 1924 года также носил название «Николаевский». В московском здании установлен бюст Ленина (о нем упоминал Виктор Шендерович), в санкт-петербургском — Петра Первого.
Профессор лингвистики Михаил Горбаневский считает правильным решение переименовать Ленинградский вокзал. По словам эксперта, ученые уже 20 лет добиваются возвращения исторического названия этому вокзалу.
Михаил ГОРБАНЕВСКИЙ: Вы правильно говорите, что не было общественных дискуссий, а я считаю, что их и не должно быть, потому что сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь — пирожник. Ученые много раз говорили о том, что если есть историческое название, которое является памятником истории, культуры, языка … Николаевский вокзал, как наименование, тоже относится к ряду таких названий на карте Москвы. Их надо восстанавливать. Об этом говорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев 20 лет назад. Первые шаги на пути к восстановлению исторической справедливости по отношению к названию Николаевский вокзал, а не Ленинградский, сделали не чиновничьи круги, а простые российские общественные деятели и ученые. Молодец Якунин, настоящий отечественный патриот. Не через «ё» патриёт, а патриот.
ВЕДУЩИЙ: Горбаневский добавил, что решение о переименовании РЖД может принимать самостоятельно и согласовывать его ни с кем не требуется.
Переименование Ленинградского вокзала будет означать не только смену вывески, но и возвращение исторического облика этому железнодорожному комплексу, так сказал «Интерфаксу» источник, знакомый с деталями проекта. Вместе с тем собеседник агентства не уточнил: коснутся ли планируемые изменения бюста вождю мирового пролетариата Владимиру Ленину и будет ли он демонтирован? Судя по последним сообщениям «Интерфакса», там также планируется возвести храм в честь Николая Чудотворца.
ВЕДУЩИЙ: В завершение этой темы я отмечу, что по словам главы РЖД Владимира Якунина, которые он сказал нашей радиостанции, это не единственный вокзал, который будет переименован. Такая работа будет проводиться и дальше, сказал он. Я напомню, что в столице сейчас помимо Николаевского, есть еще 8 вокзалов: Казанский, Ярославский, Савеловский, Рижский, Курский, Киевский, Белорусский и Павелецкий.

Комментарии 1520mm.ru

А кто же был этот «Николай I» в честь которого так захотел «восстановить историческую справедливость» Якунин. К чему клонит он сейчас, чем вызвана эта спешка возвеличивания этого человека, которого его современники знали как жестокого, грубого и злопамятного?  Самое главное, что в народе этот царь получил прозвище «Николай Палкин». Именно так называет его позднее Л. Н. Толстой при написании рассказа «После бала». Это был деспот, который на основе своего религиозного фанатизма присвоил себе право одному ему решать за весь мир как жить. Николай всячески подавлял малейшие проявления вольнодумства. Он отправил на 25 лет служить солдатом  за вольные стихи Полежаева, дважды распорядился сослать на Кавказ Лермонтова. По его распоряжению были закрыты журналы «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», преследовался П.Чаадаев, запрещен к постановке в России Шиллер.
При Николае было подавлено Польское восстание 1830-1831. Правление Николая, как заметил А. И. Герцен, «торжественно открылось виселицами» (вспомните декабристов). В течение своего 30-летнего царствования этот убийца, сыгравший свою черную роль в стравливании Пушкина и Дантеса, систематически душил в стране всякое проявление инициативы и жизни. Именно в правление Николая I Россия получила нелестное прозвание «жандарма Европы». Стоит напомнить, что Россия по просьбе Австрийской империи приняла участие в подавлении венгерской революции, направив 100-тысячную армию в Венгрию, пытавшуюся освободиться от национального гнета со стороны Австрии. В период правления Николая I возобновились гонения на старообрядчество.
Из-за отсутствия широты взглядов, своего религиозного невежества Николай I не предпринял никаких мер для искоренения технической отсталости России. По этой причине Россия оказалась не в силах отстоять Крым. В 1855 году  несмотря на героическую оборону Севастополя после 11-месячной осады его защитники были вынуждены сдать город. По итогам проигранной нами Крымской войны возникла нейтрализация Чёрного моря. России запрещалось иметь здесь военно-морские силы, арсеналы и крепости. Страна стала уязвима с моря. Война привела к расстройству финансовой системы Российской империи. Границы России были отодвинуты и часть русской Бессарабии с устьем Дуная была присоединена к Молдавии.

И этот человек вдруг становится героем России???? :sad:

Один комментарий: Вокзал в честь тирана России и «героя» Крымской войны

  • кот Васька говорит:

    Можно ли сказать, что инициатива по переименованию Ленинградского вокзала не является проявлением самого банального антикоммунизма?

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Июль 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн   Авг »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
В благодарность за труды