Следующая станция — музей | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Следующая станция — музей

Скоро в Тульской области появится еще одна музеефицированная станция: железнодорожники заканчивают реконструкцию Тарусской.
Козлова Засека, Скуратово, Тарусская…
Традиция превращать станции, расположенные на популярных туристических маршрутах, в оригинальные действующие музеи, началась с Козловой Засеки. Однажды на старую, давно не ремонтировавшуюся станцию «Ясная Поляна» приехал тогдашний начальник Московской железной дороги Геннадий Фадеев. Поначалу речь шла только о технической реконструкции станции, но потом Геннадий Матвеевич полистал книгу, в которой туристы, приезжающие в толстовские места со всего мира, оставляли восхищенные отзывы, и понял: обычного ремонта здесь недостаточно. Геннадий Матвеевич принял решение воссоздать на месте Ясной Поляны дореволюционную Козлову Засеку, однако при этом сделать станцию удобной для пассажиров и современной с технической точки зрения. Потом наступила очередь Скуратово. На этой станции тоже появился музей, рассказывающие о судьбе известного русского мореплавателя XVIII века, исследователя Арктики А. И Скуратова: здесь он привел детство и последние годы жизни.
В том, что третьей станцией-музеем стала именно Тарусская, нет ничего удивительного. Заокский район связан с именами художника Василия Поленова, командира крейсера «Варяг» контр-адмирала Всеволода Руднева, известного ученого и писателя Андрея Болотова, знаменитого скульптора Михаила Аникушина. Не случайно эти места стали культовыми для творческой интеллигенции Тулы и Москвы: художники и музыканты покупают дачи на берегу Оки, частенько приезжают в Заокский в течение года, а летом и вовсе здесь живут и работают постоянно. Кроме того, Заокский район — это курортная зона с большим числом санаториев, пансионатов и домов отдыха. По словам начальника отдела гражданских сооружений Тульского отделения МЖД и главного идейного вдохновителя проекта «Тарусская» Людмилы Неведровой, в летний сезон в Заокский приезжают до 250 тыс. человек, в то время как постоянно здесь живут всего 19 тысяч.
Старинные скамейки и памятник Поленову
Станция Тарусская — одна из старейших на Московской железной дороге. Ее открыли в 1867 году, когда сдавали в эксплуатацию участок Серпухов-Тула. Правда, тогда она называлась «Станция 3-го класса Иваново». Конечно, ее давно пора было реконструировать: пассажиропоток огромный, а здание вокзала обшарпанное, туалет на улице. Однако одно дело — провести плановый ремонт, другое — сделать принципиальную реконструкцию. Здесь требуются значительно большие затраты, и не только финансовые.
— Когда мы решили заняться реконструкцией Тарусской, то поняли, что без сотрудничества с музеями, расположенными на этой земле, нам не обойтись, — рассказывает Людмила Дмитриевна Неведрова. — Мы работаем в тесном контакте с директорами музеев Руднева, Поленова, Болотова, связались с внучкой Аникушина, все нам помогают. Кроме того, мы отремонтировали перрон, благоустраиваем привокзальную площадь, ставим фонари, скамейки и скверы….
Корреспонденты «Молодого коммунара» приехали на Тарусскую за несколько дней до сдачи объекта — открытие станции должно состояться в ближайшее воскресенье. На площади перед вокзалом уже посажены деревья, сквер, в центре которого будет стоять памятный камень с высеченными на нем именами людей, прославивших Заокский район, уже обнесен выкованным вручную штакетником. Рядом обустраивается здание автовокзала и площадь перед ним: тульские железнодорожники договорились с хозяином автовокзала, и эти работы делаются на его средства. Платформа уже вымощена кирпичиками, установлены изящные фонари. В здании вокзала заканчиваются отделочные работы. Что немаловажно: наконец-то вместо снесенного старого нужника на улице в помещении появились современные, чистые и удобные туалеты.
Людмила Дмитриевна проводит небольшую экскурсию и показывает эскиз интерьера. Помещение вокзала уже сейчас выглядит по-домашнему уютным: для отделки стен и пола выбраны мягкие, терракотово-коричневые тона. Скамеечки в зале ожидания — деревянные, стилизованные под старину. Необычной формы окна, изящные светильники на потолке. «Справа на стене будут размещены баннеры с заокскими пейзажами, — объясняет Людмила Неведрова — А слева, в нише, мы установим памятник Василию Дмитриевичу Поленову, его нам передала директор музея-усадьбы Наталья Грамолина».
Все — для людей
С памятником, который будет украшать здание вокзала, связана любопытная история. Известно, что Василий Дмитриевич просил не устанавливать после его смерти никаких памятников и монументов. Этого не знал наш современник, скульптор Борис Иванов — он сделал скульптурное изображение художника и передал его в Поленовский музей. Установка изваяния в здании вокзала — это ни в коем случае не нарушение воли художника: пространство вокзала решено таким образом, что скульптура выглядит всего лишь частью экспозиции, важным смысловым акцентом интерьера.
Справа от основного вокзального помещения разместится собственно музей станции. Экспозиция будет состоять из нескольких разделов: Поленовский (с диорамами «Мост через Оку» и «Станция Серпухов ночью»), Рудневский, Болотовский, Аникушинский. Железнодорожной тематике планируется посвятить отдельную витрину: здесь будут размещены документы и фото, рассказывающие об истории станции, а также экспонаты из частной коллекции контролера-проводника Тульского отделения МЖД Игоря Терехова.
Одна из самых сложных и выразительных деталей интерьера — витражи на окнах. Их для станции Тарусская делает московский мастер с тульскими корнями, один из членов Закоского творческого сообщества художников Геннадий Севрюков.
— Перед нами стояла сложная задача, — признается Геннадий. — Необходимо было придумать пейзажный сюжет — и «вписать» в него живую елку, растущую между вокзалом и платформой, ведь она будет видны из окна. Вот, посмотрите, какой получился эскиз: дорога, ведущая к Беховской церкви…
Геннадий Севрюков уникальный мастер, представитель легендарной московской школы художников, специализировавшихся на мозаике и витражах. Стекло только отечественное, в качестве основы кованый алюминий — технология, как говорит сам Севрюков, надежная, «антивандальная».
В день нашего визита в здании вокзала и вокруг него кипела работа — надо успеть все сделать до 1 августа. На объекте трудятся только рабочие-железнодорожники. Никто не протестует против неожиданного аврала: все понимают, что занимаются чем-то особенным и очень важным.
— А как же иначе? — удивляется Людмила Неведрова — Мы ведь для людей работаем, а для людей надо делать с душой и любовью…
Тульская областная газета «Молодой Коммунар», 28.07.09, автор Ирина СКИБИНСКАЯ.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Август 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл   Окт »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
В благодарность за труды