Машины времени | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Машины времени

31 июля Музей истории железнодорожной техники Московской железной дороги отметил юбилей. Он открылся ровно пять лет назад, 31 июля 2004 года, на станции Москва-Рижская. За эти годы количество экспонатов в музее увеличилось до 65, и коллекция продолжает пополняться. Здесь можно увидеть старинные паровозы и локомотивы, которые много лет честью и правдой прослужили на московской железной дороге и других магистралях страны.

Идея создания в Москве музея под открытым небом, где будет представлена железнодорожная техника разных лет выпуска, витала в воздухе не одно десятилетие. Кстати, здесь столицу значительно обогнал Санкт-Петербург, где подобный музей был создан намного раньше — в 1991 году, и насчитывает уже 200 экспонатов. В 2004 году железнодорожники провели грандиозную работу по реконструкции путей на станции Москва-Рижская — когда-то здесь были тупики для электричек, на их месте появилась абсолютно новая станция. И вот на специально созданной для экспозиции площадке, под открытым небом разместились экспонаты, наглядно демонстрирующие этапы развития российского железнодорожного транспорта.
Сейчас экспозиция насчитывает 65 экспонатов, в числе которых уникальные старинные паровозы и локомотивы. Первым посетителей встречает знаменитый грузовой паровоз Ов-841, ласково прозванный в народе «овечкой». Этот самый старый и, соответственно, ценный экспонат музея был построен в 1903 году на Брянском паровозостроительном заводе. С 1897 по 1928 год «овечки» выпускались на всех заводах России и эксплуатировались до 60-х годов прошлого века.
— Легендарная «овечка» -основной паровоз русских железных дорог, — рассказывает методист музея, кандидат технических наук Александр Никольский, который является первым заместителем председателя Общества любителей железных дорог и стоял у истоков создания экспозиции. — Был прост и надежен в обращении, мог проходить по самым неприспособленным путям. Русские паровозы, начиная с «овечки», были раскрашены одинаково -грузовые в черный цвет, пассажирские — в синий и зеленый, колеса красные с белыми бандажами.
По соседству — знаменитая «теплушка», в которую могли войти 40 человек или восемь лошадей. Именно в таких вагонах перевозили солдат во времена гражданской и Великой Отечественной. Внутри — печка, чайник, нары… Контраст с этими немудреными удобствами составляют внутренности вагонов-салонов, в которых перемещалось высшее руководство страны. Бронированный кузов вмещает в себя зал заседаний и обедов, генеральское купе, туалет и ванную, адъютантские купе и кухню.
Самый распространенный грузовой паровоз советских железных дорог -Эм-740-57. Всего было построено 12 тысяч паровозов серии «Э», именно они помогали советскому народу «ковать победу» во времена Великой Отечественной. А самый популярный послевоенный паровоз — серии «Л», прозванный в народе «лебе-дянкой» по имени конструктора Коломенского паровозостроительного завода Льва Лебедянского. Есть и знаменитый скоростной ЭР-200, который раз в неделю курсировал между Москвой и Ленинградом — изображение бело-синего состава можно было увидеть на кусочках сахара, подававшихся проводницами в советских поездах.
Здесь можно увидеть знаменитые паровозы «Феликс Дзержинский» 1941 года постройки и «Серго Орджоникидзе» 1947-го года. В те времена была мода на подобные громкие названия. «Феликс Дзержинский» в свое время стоял в качестве памятника на станции «Москва Сортировочная», но впоследствии его переместили в музей -самое лучшее место для сохранения старинной техники.
Интерес представляет американский паровоз 1943-го года выпуска, полученный Советским Союзом по ленд-лизу. По соглашению между союзниками подобные паровозы строились в Америке по русским чертежам, затем доставлялись морем в Мурманск и Владивосток и работали на наших дорогах. Есть и чешские электровозы «Шкода», изготовленные в Чехословакии по соглашению.
Экспонат, вызывающий ностальгию у старшего поколения — гидравлическая колонка для снабжения паровозов водой — по правилу, это должно было происходить каждые 70 километров. Кое-где эти колонки сохранились по сей день.
К юбилею в одном из музейных вагонов открыта фотовыставка, на которой представлены более 140 фотографий всех экспонатов, в том числе старинных паровозов, использующихся в качестве памятников в пределах Московской железной дороги.
В музей постоянно поступают новые экспонаты. Например, недавно был получен из Смоленска списанный санитарный поезд 30-х годов прошлого века. Надеются сотрудники музея получить и уникальный траурный паровоз У-127, на котором привезли скончавшегося в Горках Владимира Ильича Ленина. Сейчас этот поезд хранится в крытом помещении рядом с Павелецким вокзалом. В скором времени должен поступить семафор, использовавшийся на железных дорогах в конце XIX — начале XX века. 70-летний раритет установят на выходе из музея.
— Стараемся пополнять коллекцию — здесь собрано далеко не все, что нам бы хотелось, — говорит Александр Никольский. — Недавно убедили ветеранов депо «Москва-Киевская» отдать нам паровоз-памятник «Су» 1938 года выпуска — один из уникальных пассажирских паровозов, находящийся в хорошем состоянии. Он простоял 25 лет возле метро «Студенческая». Реставрация идет в депо «Подмосковная», мы набираем бригаду волонтеров для участия в ней. Рассчитываем выставить его в музее к 9 мая следующего года. Этот уникальный экспонат возглавит нашу экспозицию.
Сотрудники музея постоянно улучшают внешний вид экспонатов, добиваясь все большей исторической достоверности. К примеру, недавно на корпус паровоза «овечка» был установлен американский фонарь.
Очень популярен музей у работников киностудий — по словам заместителя директора музея Георгия Брядо-ва, в прошлом году они провели здесь 47 съемочных дней, а за четыре с половиной года работы с киностудиями здесь было снято 38 художественных фильмов. В их числе такие известные картины, как «Остров» Павла Лунгина, «Адмирал», «Колчак», «Доктор Живаго». Леонид Каневский трижды снимал здесь сюжеты для своей программы «Следствие вели…».
Много времени отнимает рутинная работа, связанная с документацией. Сотрудники работают с источниками, находят новые данные, обновляют информационные таблички.
По словам заместителя директора музея Георгия Брядова, планы развития музея не включают в себя получение новой площади.
Хотя это бы не помешало -музей рассчитан на 60 экспонатов, а их уже сейчас 65, и количество все увеличивается. Усилия руководства направлены на восстановление и реставрацию интерьеров в пассажирских, санитарных вагонах и салонах -сейчас в мире модно создавать музеи, где экспонаты можно потрогать руками, зайти внутрь, и сотрудники музея хотят предоставить своим посетителям такую возможность.
Впрочем, и сейчас музей весьма популярен — в год сюда приходят около 20 тысяч посетителей. Общеобразовательные школы и колледжи, в том числе и железнодорожные, любят проводить здесь массовые экскурсии. Чтобы заказать экскурсию, нужно позвонить по телефону-факсу (495) 266-82-21, или по телефону 266-82-08. Стоимость экскурсии для взрослых 1000 рублей, для школьников и студентов 700 рублей, длительность — один академический час. Билет для взрослых стоит 40 рублей, для учащихся, студентов, пенсионеров 25 рублей.
Для детей, инвалидов и участников ВОВ посещение бесплатное.
Музей истории железнодорожной техники ждет посетителей и экскурсантов ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10 часов до 16 часов. Касса закрывается за полчаса до закрытия музея. Адрес музея: площадь Рижского вокзала, дом 1. Транспорт: метро до станции «Рижская», троллейбусы № 9, 14, 14к, 37; автобус № 18.

Тверская, 13 (Новости), 01.08.2009

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Октябрь 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Ноя »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
В благодарность за труды