Пригородные перевозки скоро исчезнут? | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Пригородные перевозки скоро исчезнут?

Известия (Россия)
26.08.2010
Пассажиры платят за идеи Минтранса
Марина Яровая
Пассивная политика региональных властей может привести к деградации пригородного пассажирского железнодорожного комплекса в регионах, а увеличение налоговой нагрузки на железнодорожную инфраструктуру приведет к повышению тарифов на ж/д перевозки и уровня инфляции. К такому выводу пришли участники слушаний в Общественной палате РФ, посвященных актуальным вопросам функционирования пригородного железнодорожного пассажирского транспорта.
Одним из основных вопросов, обсуждавшихся в ходе состоявшихся вчера слушаний, стали проблемы сохранения и развития пригородных перевозок, в первую очередь поиск путей обеспечения их безубыточности. Обсуждая данную проблему, представители законодательной, исполнительной власти и научных организаций отметили важную роль государства в судьбе пригородного ж/д комплекса, необходимость оказания поддержки именно на федеральном уровне.
В настоящее время вся ответственность за организацию пригородных перевозок лежит на регионах, и региональные власти находятся перед непростым выбором: либо поднимать тариф на уровень фактических затрат и лишать население возможности пользоваться электричками, либо сдерживать уровень тарифа на приемлемом для населения региона уровне и заставлять пригородный ж/д комплекс работать в убыток. По словам члена комиссии СФ РФ по естественным монополиям Сергея Щеблыгина, во многих регионах власти, получая субвенции от государства в общем пакете, по причине ограниченности средств ставятся перед выбором, куда их направить: на компенсацию убытков пригородных компаний или, например, на подготовку школ к новому учебному году? И чаще выбирают второе, на данный момент более «горящее», надеясь решить вопрос с компенсацией перевозчику позже. Но этот путь, считают эксперты, опосредованно ведет к тому, что через некоторое время население не сможет пользоваться услугами электричек по причине полной деградации всего подвижного состава вследствие отсутствия средств на не только обновление, но и на простое содержание его в исправном состоянии. Поэтому участие федерального бюджета в процессе сохранения электричек как части пригородного сообщения крайне необходимо.
Понимая важность предоставления субсидий из федерального центра, участники слушаний тем не менее подвергли критике готовящиеся изменения налогового законодательства для пригородного ж/д транспорта, нацеленные на пополнение бюджета. В частности, речь идет о предложении Минфина отменить нулевую ставку налога на инфраструктурное имущество и ввести с 2012 года налог с балансовой стоимости такого имущества в размере 1,1%, а в 2013 году — 3,1%. Таким образом, Минфин, видимо, желая помочь регионам в решении столь непростой проблемы, планирует собрать дополнительно 175 млрд руб. в местные бюджеты.
На первый взгляд такая инициатива достойна всяческого поощрения. Однако, предупреждают эксперты, у этой медали есть и другая сторона. Исходя из данных о среднегодовой стоимости имущества ОАО «РЖД» за 2009 год, применение пониженной ставки налога в 2012 году приведет к необходимости дополнительной уплаты налога на имущество в размере 20 млрд руб. А полная отмена льготы, запланированная на 2013 год, к 40 млрд руб.
По мнению консультанта-эксперта Общественной палаты РФ Владимира Белозерова, в данном случае источник Минфин найдет, но легче от этого никому не станет. Нельзя таким образом походить к решению глобального национального проекта по развитию пригородных железнодорожных перевозок.
По сути средства в виде налога будут изъяты из доходов РЖД и перемещены в региональный бюджет, а региональный бюджет вернет эти деньги как компенсацию убытков от пригородного ж/д транспорта назад в РЖД. Движение средств есть, но нет их увеличения, ибо сколько раз ни перекладывай деньги из правого кармана в левый, денег больше не становится. В итоге отмена льгот станет причиной увеличения затрат, что приведет либо к убыточности деятельности компании, либо к рос-ту тарифов.
И в том и в другом случае пострадают прежде всего регионы, а допустить этого нельзя. Железнодорожный транспорт — основной и наиболее надежный вид пассажирского транспорта в пригородных перевозках. В настоящее время он выполняет около 40% внутреннего пассажирооборота и почти 25% мирового. Каждый год пригородные электрички развозят на работу, учебу, дачи и проч. более 1,4 млрд пассажиров. Деградация пригородного сообщения может привести к социальному взрыву.
Такое положение дел никому не в радость. Прогнозируемые убытки от пригородных перевозок в 2010 г. оцениваются не менее чем в 33 млрд рублей. В сложившейся ситуации компании, осуществляющие пригородные перевозки, скорее всего будут вынуждены поднять тарифы. Непопулярная, но единственно возможная в данном случае мера. Да ничего другого и не остается, если федеральный центр устраняется от решения проблем с пассажирскими перевозками. Получается, что увеличение налоговой нагрузки автоматически вызовет новый виток инфляции, а за рост цен платить будет население России.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Август 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл   Сен »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
В благодарность за труды