Философия обывателя о билетах и личных автомобилях | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Философия обывателя о билетах и личных автомобилях

Московская правда
16.05.2011
«Зайцы» в цене
Ирена Татонова
В скором будущем штраф за безбилетный проезд в столичном наземном транспорте может увеличиться в десять раз и составить одну тысячу рублей
Все дело опять в пресловутых автомобильных пробках. В рамках борьбы с этим тяжелым транспортным явлением столичные власти планируют отказаться от турникетов в автобусах, троллейбусах и трамваях. Очень уж подолгу стоят они на остановках, осуществляя посадку горожан и занимая проезжую часть. Сами валидаторы при этом в транспорте останутся, но что помешает «зайцам» не пользоваться ими при отсутствии турникета?
Ситуация потребовала ренессанса института контролеров. Как следствие — возрождение штрафов. И вот тут начинается хорошо забытое, но самое интересное.
Например, кто будет штрафовать? Между прочим, контролеры не имеют права взимать штрафы. Они обязаны выявить «зайца» и предложить ему купить билет. Если нарушитель совсем не боится и платить не желает, то можно предложить ему (но не заставить, тем более силой) покинуть салон автобуса или троллейбуса. Если и это не сработает, можно вызывать милиционера (по нынешнему полицейского), чтобы он выписал безбилетнику штраф за административное нарушение. И вот тут масса вопросов.
Специалисты НИИ транспорта и дорожного хозяйства, например, считают, что тарифы на проезд в столице явно завышены. Многим горожанам дешевле обходится езда на собственном авто. Такие автовладельцы и не связываются с общественным транспортом. Поэтому, кстати, все призывы властей пересаживаться из личных машин на метро и автобусы ни к чему не приводят. Захотят ли избалованные собственным средством передвижения москвичи стоять в пробке в час пик в плотно набитом автобусе? Отбиваться локтями, балансировать на мизинце левой ноги и отталкивать чужой зонтик ото рта? Да еще и за свои деньги! Да за немалые! Они лучше протомятся в салоне машины под музычку и кондиционер. Зато «безлошадники» от безвыходности и озлобленности будут бойкотировать недешевые билеты в ад общественного транспорта. А тут тебя — хвать за загривок крепкой контролерской рукой: гоните денежки, гражданин, полновесную тысячу рублей.
— Штрафы за безбилетный проезд — это пережиток советской поры, когда весь общественный транспорт имел статус государственного, — комментирует представитель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Дмитрий Лесняк. — Теперь контролер — это не государственный инспектор, а сотрудник коммерческой организации, даже если она учреждена государством.
В нынешней ситуации оформлять штраф за безбилетный проезд незаконно. В столице делалось так: выдавали разовый билет, а также квитанцию строгой банковской отчетности — оказание услуги по доставке билета. В случае десятикратного увеличения стоимости такой «услуги», транспортные организации получат огромную прибыль. Это уже тема для антимонопольного урегулирования.
Но, думается, далеко не каждый «заяц», катаясь бесплатно на городском транспорте, имеет в кармане лишнюю тысячу, такой народ часто и сотню не наскребает. Значит, или идти пешком, или попасть в лапы полицейскому, который оформит ситуацию как административное правонарушение. Однако, сдается мне, с демонтажом турникетов «зай-цев» станет столько, что далеко не на каждого найдется страж порядка со строгим взором и квитанцией на штраф. К тому же за последние годы милицейские-полицейские разбаловались, не хотят быть в роли дяди Степы: не любят они заниматься мелкими проблемками, им подавай что покруче. Станут они бегать за «зайцами» по трамваям! У них забот полон рот: кражи, драки с поножовщиной, грабежи, путаны, подпольные казино — всего не перечесть.
Да и где гарантия, что проштрафившиеся граждане не выбросят документ об административном нарушении в ближайшую урну? Хотя сейчас в стране пробуют ужесточить ситуацию с оплатой штрафов: если человек не оплатил в течение месяца квитанцию, на него планируется налагать штраф в размере тысячи рублей. Как-то полюбилась авторам различных инициатив эта цифра. А что мелочиться, сдачу отсчитывать мятыми купюрами и звонкой монетой? Округлять всегда приятно, особенно в свою пользу.
— Хотелось бы, чтобы власти, соответствующие контролирующие структуры чаще обращали внимание на формирование цен и тарифов, — говорит москвичка Светлана Терехова. — Вон уже президент озвучил, что сегодня у нас в стране тарифы на электроэнергию непомерно высоки, выше даже, чем в некоторых весьма богатых государствах. И это в условиях, когда мы сами генерируем огромное количество электроэнергии. Закон рынка: чем больше товара, тем он дешевле. А нам что, такие законы не писаны? И с транспортом то же самое. Насколько оправдана стоимость билетов на троллейбусы-автобусы? Можно было бы подумать и про людей, которые пережили вместе со страной экономический кризис — теряли работу, зарплату. Где они должны брать деньги, если доходы не растут?
Здесь можно согласиться с каждым словом. Конечно, есть злостные нарушители, которые не платят за проезд из принципа. Они вообще ни за что не любят платить. Но таких не очень много, поэтому вряд ли они так уж принципиально отрицательно влияют на финансовое состояние транспортных предприятий. А вот когда начинаются массовые неплатежи — это уже явление социальное, здесь дело не в жадности пассажиров. Как с не очень давней ситуацией, когда в РЖД повысили тарифы на пригородные электрички. Народу стало просто невыгодно ездить на работу, и он пошел митинговать и заявлять о гражданском неповиновении.
Однако, предположим, что мы реально провинились и надо платить штраф. Куда идут эти деньги?
— При привлечении к административной ответственности штрафы взыскиваются в местный бюджет, — сообщила нашей газете юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Мария Свиридова. — Однако, если взимание средств оформлено как услуга по доставке билета, это уже совсем другое дело.
Так что во всей этой истории принципиален не только размер штрафа, но и его дальнейшая судьба. Если деньги идут в местную казну, это еще куда ни шло: есть слабая надежда, что на них для горожан сделают что-нибудь хорошее. А вот если штрафные деньги пойдут в карман транспортным организациям, то для них образуется еще один жирный кусок за наш счет. Не подавятся?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Март 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
В благодарность за труды