Вот Вам и объяснение следующему повышению тарифов | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Вот Вам и объяснение следующему повышению тарифов

Известия
17.03.2011
Рикошетом по кошельку
Татьяна Ростовцева
Увеличение налоговой нагрузки на монополистов приведет к росту тарифов и инфляции
Финансовое ведомство внесло в правительство предложения по отмене льгот по налогам на имущество и землю в части инфраструктурных объектов естественных монополий. Если они будут одобрены, то льготы будут отменены уже к лету. Как ранее отмечал Алексей Кудрин, отмена льготы по налогу на имущество для естественных монополий приведет к росту тарифов в пределах 1-1,5% в течение пяти лет. Однако монополисты — «Газпром», РЖД, «Транснефть» и электросетевые компании — сопротивляются принятию этого решения. По мнению экспертов, последние потребуют от правительства увеличения тарифов, и если государство на это пойдет, то и без того не-эффективная работа монополий продолжится в прежнем ключе, а налоговая нагрузка ударит по кошелькам потребителей.
По словам заместителя главы Минфина Сергея Шаталова, в правительство уже внесены предложения по отмене льгот налога на имущество и землю в части инфраструктурных объектов естественных монополий. «Мы подали предложения в правительство, и уже прошло несколько итераций обсуждения этих предложений… Они касаются льгот по налогам на имущество и землю для естественных монополий. Там достаточно большие резервы. Это касается линейных объектов: трубопроводов, газопроводов, железных дорог и прилегающих земель», — сказал Шаталов журналистам. По его словам, Минфин уже частично скорректировал свои предложения. В частности, срок отмены льгот предполагается увеличить с двух до трех лет. «Мы пока не получили одобрение правительства на эти предложения… Но если они будут одобрены, то это произойдет к лету», — сказал замминистра.
Стоит напомнить, что в феврале министр финансов Алексей Кудрин в кулуарах Красноярского экономического форума отмечал, что отмена льготы по налогу на имущество для естественных монополий приведет к росту тарифов в пределах 1-1,5% в течение пяти лет. Он также сообщал, что в год объем таких льгот составляет порядка 130 млрд рублей. При этом он подчеркнул, что речь идет о крупных монополиях, таких, как «Газпром», РЖД, «Транснефть», а также сетевых и электроэнергетических компаниях. Глава финансового ведомства отмечал, что пока ему не удается договориться с монополиями и некоторыми министерствами об отмене льгот по налогу на имущество.
Противостояние Министерства финансов РФ и монополистов продолжается достаточно давно. Ведомство Алексея Кудрина прошлым летом предложило поэтапно приобщить их к общим условиям хозяйствования. С 2012 г. Минфин хотел бы брать с них налог на имущество по ставке 1,1% (что и так вполовину меньше, чем у всех остальных), а с 2013 г. — в размере 2,2% от остаточной стоимости имущества. В результате этого региональные бюджеты получили бы дополнительно 58,4 млрд руб. в следующем году и 116,7 млрд руб. в 2013 г. Однако понятно, что монополисты вслед за этим заявят о повышении тарифов. Однако, насколько это резонно с их стороны.
По словам начальника аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ» Олега Абелева, большинство естественных монополий обладает одним неоспоримым преимуществом по сравнению с другими участниками рынка — возможностью использовать эффект масштаба производства, даже далеко не всегда экономически эффективного. «Приведем пример с тарифами, которые устанавливает на свои транспортные услуги РЖД: с 2000 года цены на перевозки увеличились примерно в 8-9 раз при темпе роста потребительской инфляции за аналогичный период около 180%. Это говорит о том, что монополии поднимают цены на свои услуги даже существенно выше темпа роста цен на другие услуги. Какой можно из этого сделать вывод? Вполне очевидно, что полученные от продажи услуг средства расходуются монополией крайне неэффективно», — отмечает эксперт. Яркий тому пример — «Транснефть», которая в 2005-2009 гг. потратила только на благотворительность 18,2 млрд руб. — сумму, в 1,5 раза большую, чем предполагаемые расходы на налог.
Старший юрист юридической компании «Налоговик» Антон Кротин напоминает — РЖД высказывало мнение о том, что с отменой льгот одна только эта компания на налогах потеряет более 40 миллиардов рублей. «Конечно же увеличение расходной части баланса этого субъекта монополии приведет к соответствующему росту потребительских цен на междугородные перевозки, а также негативно скажется на тарифах по перевозке грузов посредством железных дорог. Вывод об этом напрашивается сам собой, хотя бы только из-за недавних событий в аэропорту «Домодедово»: в ответ на требование властей усилить безопасность на транспортных объектах РЖД решило принять соответствующие меры, уведомив о включении расходов на безопасность в стоимость билета на проезд», — рассуждает эксперт.
Что касается компаний, работающих в энергетическом секторе, то трудности будут и в этой области. Если «Транснефть» увеличит тарифы на транспортировку нефти, то стоимость доставки топлива будет ощутимо повышена. Понятно, что основной вопрос в деятельности практически любой естественной монополии (причем не только в России) заключается в установлении относительно справедливых тарифов на свои услуги. С одной стороны, монополия должна абсолютно четко понимать, что, будучи ограничиваемой государством, которое устанавливает потолок цен или снимает налоговые льготы, она все равно всегда недополучает часть дохода, который могла бы получить теоретически.
Как отмечает начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ» Олег Абелев, прямой зависимости между уровнем налоговой нагрузки и тарифами на услуги естественных монополий не наблюдается, поскольку монополия всегда может регулировать объем выпуска своей продукции в случае, если налоговая нагрузка увеличится (в данном случае речь идет о продлении срока отмены льгот). «Да, поступления в бюджет вырастут, но не в таких объемах, как это могло бы быть в случае более эффективной деятельности монополий. В противном случае увеличение налоговой нагрузки монополия всегда может компенсировать ростом цен на услуги, что, собственно, в России и происходит в последние годы», — констатирует собеседник. Быть может, в таком случае не стоит правительству идти на поводу у монополистов и запретить в связи с этим увеличивать тарифы, что заставит последних более эффективно работать и не будет лишней причиной увеличения инфляции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Март 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
В благодарность за труды