Министерство транспорта ограждает себя от вопросов безопасности | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Министерство транспорта ограждает себя от вопросов безопасности

Коммерсант
28.03.2011
Как пассажиров заставят заплатить за безопасность?
Минтранс РФ подготовил и направил в правительство изменения в законодательство, касающиеся защиты пассажиров от терроризма. Суть изменений в том, что министерство хочет снять с себя большую часть ответственности за антитеррористические меры, переложив ее на аэропорты, порты, вокзалы и перевозчиков. Предложения Минтранса приведут к увеличению как прямых затрат участников отрасли на безопасность, так и их рисков из-за возможных претензий пострадавших. Первыми на эти предложения отреагировали железнодорожники. Как заявил начальник дирекции вокзалов ОАО РЖД Сергей Абрамов, установка спецтехники для досмотра пассажиров увеличит расходы: к уже потраченным 1,5 млрд руб. на закупку оборудования ежегодно потребуется еще по 2 млрд руб. на эксплуатацию, обслуживание и охрану. А глава ОАО РЖД Владимир Якунин заявил, что РЖД будет необходима собственная служба безопасности.
Все это означает, что затраты на воплощение новых антитеррористических требований в конечном счете станут для граждан дополнительным «налогом на безопасность».
Михаил Бурмистров, гендиректор агентства «Infoline-Аналитика»:
— Если исходить из оценок Минтранса, что на увеличение мер безопасности железной дороге потребуется 9 млрд руб., то тарифы на пассажирские перевозки могут повыситься на 5-6%. Это много, это неизбежно приведет к дальнейшему снижению пассажиропотока. Конечно, проще эти затраты переложить на грузовые перевозки, подняв тариф всего на 1-1,5%, но это в корне противоречит принципам проводимой сейчас железнодорожной реформы. Уже много лет государство уходило от перекрестного субсидирования грузовых и пассажирских перевозок, и фактическое возвращение к этой практике выглядит абсолютно нелогичным.
Олег Пантелеев, главный редактор агентства «Авиапорт»:
— Наиболее загруженные аэропорты, такие как московские Домодедово или Шереметьево, достаточно хорошо обеспечены оборудованием для обеспечения авиационной безопасности, поэтому дополнительные затраты смогут быть обеспечены незначительным повышением аэропортовых сборов. Но в региональных аэропортах, где количество обслуживаемых пассажиров невелико, повышение уровня безопасности до аналогичного уровня потребует существенного повышения тарифов. Это означает, что в конечном итоге быстрее всего будут расти цены на внутрироссийские полеты. Особенно остро это коснется полетов на Дальний Восток и в регионы, не имеющие альтернативного транспортного сообщения. Хотя, если быть реалистом, то нужно признать, что в таких аэропортах существенной угрозы терроризма не было и нет, поэтому вряд ли стоит именно там радикально усиливать меры безопасности.
Дмитрий Столяров, заместитель гендиректора авиакомпании «Трансаэро»:
— Сейчас сборы за авиационную безопасность и так одни из самых высоких среди расходов авиаперевозчиков на наземное обслуживание, и их дальнейшее увеличение неизбежно отразится на себестоимости перевозок. А любое решение, приводящее к росту себестоимости перевозок, рано или поздно отразится на стоимости билетов, то есть ляжет на плечи пассажиров.

RBK daily
25.03.2011
МЭР обещает, что расходы на безопасность не приведут к подорожанию билетов
Минэкономразвития обещает, что повышение мер безопасности на железнодорожном транспорте не отразится на стоимости билетов. «В любом случае расходы по безопасности должны финансироваться в первоочередном порядке. Но это не означает, что финансирование безопасности будет обязательно вести к увеличению тарифов. Рост тарифов зависит и от других величин, значит, будут сокращаться какие-то другие расходы», — заявила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина по итогам заседания правительства.
Ранее Министерство транспорта и РЖД предлагали включить расходы на безопасность на транспорте в тарифы на пассажирские и грузоперевозки. Замминистра транспорта Андрей Недосеков отмечал, что затраты на содержание инфраструктуры, обеспечивающей безопасность на транспорте, могут отразиться на тарифах уже в 2012 году. Минтранс также предлагает увеличить объем средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение безопасности на железных дорогах в 2011—2013 годах более чем в 3,3 раза, до 12,9 млрд руб.
Сейчас значительная часть финансовых затрат на безопасность ложится на плечи самих РЖД. В инвестпрограмме компании на 2011—2013 годы в рамках проекта «Транспортная безопасность» на оборудование системами технических средств охраны наиболее важных объектов запланировано выделить 1,9 млрд руб. Кроме того, как сообщил на днях глава РЖД Владимир Якунин, до 2013 года компания получит из федерального бюджета почти 4 млрд руб. на обеспечение безопасности в рамках подпрограммы «Железнодорожный транспорт».

Коммерсант
24.03.2011
Тариф на безопасность
Екатерина Соболь
За новые нормы могут заплатить пассажиры и грузоотправители
Сегодня президиум правительства обсудит поправки к закону «О транспортной безопасности», которые разработал Минтранс после теракта в Домодедово. Министерство хочет значительную часть действий по обеспечению безопасности и ответственности переложить на участников отрасли. Как и предполагал «Ъ», транспортники сразу заговорили о дополнительных расходах. ОАО РЖД оценивает их в «сотни миллиардов рублей», а при дословном исполнении нормативов — в 13 трлн руб. Монополия уже предложила внести эти траты в тарифы, то есть фактически переложить на пассажиров и грузоотправителей.
Пакет поправок в ФЗ «О транспортной безопасности», подготовленный Минтрансом по итогам теракта в Домодедово 24 января, выносится на обсуждение правительства. Сегодня на заседании президиума правительства об этом будет докладывать министр транспорта Игорь Левитин. Накануне свою позицию по отношению к нововведениям («Ъ» подробно рассказывал о них 23 марта) обозначили железнодорожники. Президент ОАО РЖД Владимир Якунин провел совещание по вопросам обеспечения безопасности на объектах железнодорожного транспорта. В нем приняли участие топ-менеджеры ОАО РЖД, представители Ространснадзора, МВД, Минтранса и депутаты Госдумы, а также полпред президента РФ в Северо-Западном округе Илья Клебанов.
Владимир Якунин подчеркнул, поскольку существенную нагрузку, в том числе и финансовую, государство собирается возложить на собственников инфраструктуры (см. «Ъ» от 23 марта), необходимо предусмотреть дополнительные источники для финансирования системы безопасности. Только оснащение всех вокзалов и привокзальных площадей спецоборудованием, а также привлечение дополнительного персонала, по словам господина Якунина, обойдется ОАО РЖД в «сотни миллиардов рублей». Эти средства предусмотрены инвестпрограммой монополии, уточнил глава ОАО РЖД.
В середине марта Минтранс предложил выделить монополии дополнительно из бюджета на безопасность 9 млрд руб. (сейчас на 2011 год на эти нужды предусмотрено лишь 3,9 млрд руб.), но этого недостаточно, уточнил Владимир Якунин. Поэтому, заявил он, нужно включить дополнительные затраты на безопасность в тарифы на грузовые и пассажирские перевозки. Какой может быть эта составляющая, глава ОАО РЖД пока оценить не смог.
Кроме того, добавил Владимир Якунин, для реализации полного комплекса антитеррористических мер «необходимо детализировать все требования к собственникам транспортной инфраструктуры». Например, привел пример глава ОАО РЖД, если четко следовать рекомендациям о предотвращении доступа на транспортные объекты посторонних лиц, для защиты железных дорог по всей стране необходимо 13 трлн руб.
Необходимо также разработать федеральный закон, который наделит сотрудников организаций, осуществляющих охрану вокзалов, правом досмотра пассажиров и багажа. После этого ОАО РЖД планирует создать службу безопасности по аналогии с соответствующими службами аэропортов. В ведение сотрудников этой службы будет передан контроль и за привокзальными площадями, на которые ограничат доступ, оснастят их дополнительными средствами контроля и наблюдения. «Мы считаем, что такая служба сегодня крайне необходима»,— подчеркнул Владимир Якунин.
Руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук считает, что, заложив затраты на безопасность в тарифы, государство заставит налогоплательщиков платить дважды. «С одной стороны, в бюджет поступают налоги на содержание силовых структур и профильных ведомств, с другой — будут возмещаться еще и затраты на создание новых компаний и спецоборудование в транспортных узлах»,— поясняет эксперт. Он считает, что «если органы безопасности работают компетентно, дополнительных затрат требоваться не должно».
Глава агентства Infranews Алексей Безбородов добавляет, что ОАО РЖД сможет организовать полный досмотр только пассажиров, которые проходят через крупные вокзалы. В результате, по оценкам эксперта, реально монополия проконтролирует не более 10% пассажиропотока.
Портовики, которых изменения в нормы транспортной безопасности также коснутся, пока лишь ожидают рекомендаций от Минтранса. Начальник отдела морской безопасности ФГУ «Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург»« Юрий Воскобойников полагает, что необходимыми средствами контроля российские порты будут оснащены не раньше осени. Пока морские порты охраняются совместно собственными службами безопасности морских портов и подразделениями Минтранса и МВД.

КоммерсантЪ 23.03.2011
Теракты передали в ведение компаний
Екатерина Соболь
Минтранс обновляет систему безопасности на транспорте
Теракт в Домодедово может изменить систему организации безопасности на транспорте. Минтранс хочет снять с себя большую часть ответственности за антитеррористические меры, переложив ее на аэропорты, порты, вокзалы и перевозчиков. Предложенные министерством меры приведут к увеличению как прямых затрат участников отрасли на безопасность, так и их рисков из-за возможных претензий пострадавших.
Минтранс подготовил предложения по внесению изменений в Административный и Уголовный кодексы РФ, ФЗ «О безопасности на транспорте» и Воздушный кодекс, а также ряд дополнительных документов, в частности «Требования по обеспечению транспортной безопасности» от 8 февраля, приказ Ространснадзора «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» от 26 января (N ГК-42фс). В марте они были направлены в правительство. Суть изменений в том, что Минтранс хочет снять с себя значительную часть ответственности за безопасность на транспорте, переложив ее на участников отрасли.
Минтранс и подконтрольные ему ведомства стали ответственными за безопасность на транспорте, в том числе террористическую, после появления в марте 2010 года указа президента «О создании комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте» и внесения в июле изменений в ФЗ «О безопасности на транспорте». «Это создает путаницу, поскольку мы обязаны осуществлять непрофильные функции — фактически силовых ведомств»,— говорит источник «Ъ» в министерстве. Особенно явной неразбериха в сферах ответственности стала после теракта в Домодедово 24 января. Тогда в результате взрыва террориста-смертника погибло 38 и пострадало 170 человек.
Сначала, по данным источников «Ъ», Минтранс изучал возможность создания новой структуры для поддержания безопасности на транспорте, чтобы потом переподчинить ее МВД. Но в итоге было решено передать эти функции службам безопасности транспортных узлов и перевозчиков. Источник «Ъ» в Госдуме связывает подобное решение с недостаточным финансированием транспортной отрасли и желанием государства переложить затраты на коммерческие компании.
Минтранс уже направил владельцам транспортной инфраструктуры новые «Требования по обеспечению транспортной безопасности» и соответствующий приказ. Службам безопасности будут переданы новые функции — «выявление и пресечение террористических актов», определение уровня террористической угрозы. Зона ответственности собственных служб безопасности расширится с «чистой» зоны (после предполетного досмотра) до зоны общего доступа (где как раз и произошел теракт в Домодедово) и подъездов к транспортным узлам. Согласно предложениям Минтранса, фактически службы авиационной безопасности аэропортов будут подстраховывать работников линейных УВД, дублируя их обязанности. Обсуждается возможность разрешить сотрудникам служб безопасности носить оружие и проверять документы на территории транспортных узлов. Ранее этими правами обладали лишь сотрудники линейных УВД.
От авиакомпаний, например, потребуется «назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на каждом самолете», оборудовать воздушные суда «необходимыми средствами по контролю» за безопасностью. Перевозчики пока не готовы оценить финансовые затраты в силу «отсутствия конкретики» в нововведениях. «Но в ближайшее время Минтранс обещал внести ясность в свои требования»,— пояснил «Ъ» гендиректор одной из авиакомпаний.
Аэропорты подсчитывают дополнительные расходы, которые повлечет изменение правил. По данным гендиректора екатеринбургского аэропорта Кольцово (2,74 млн пассажиров в 2010 году) Евгения Чудновского, только привлечение новых сотрудников в аэропорт увеличит затраты на безопасность на 10%, (примерно на 30 млн руб. в год). Источник «Ъ» в Домодедово (крупнейший в России аэропорт; 22,2 млн человек в 2010 году) говорит, что им потребуется как минимум сто новых сотрудников.
Кроме того, управляющие компании аэропортов, вокзалов и портов должны будут оборудовать дополнительными спецсредствами не только сами здания, но всю сопредельную транспортным узлам инфраструктуру. Например, автостоянки — ограничителями высокой скорости и средствами спецконтроля. Гендиректор «Базэл Аэро» Сергей Лихарев не смог подсчитать, каких именно затрат потребуют эти нововведения, но полагает, что они могут быть «существенными». «Этот приведет к росту аэропортовых сборов, а значит, и цен на авиабилеты»,— уверен заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Сергей Гаврилов. Он поясняет, что аэропорты будут брать дополнительные сборы с авиакомпаний, а те, вероятнее всего, переложат их на плечи пассажиров.
В ОАО РЖД говорят, что выполнение требований Минтранса возможно лишь при внесении изменений в целый ряд нормативных документов и дополнительном финансировании этих мер. «В инвестпрограмме ОАО РЖД в таком большом объеме затраты на безопасность не предусмотрены»,— пояснили в монополии. Скажется ли возможный рост затрат на безопасность на тарифах для пассажиров и грузоотправителей в ОАО РЖД уточнить не смогли, подчеркнув, что «подобное решение должны принимать наши собственники».
Эксперт Международной организации гражданской авиации и комитета по транспорту Госдумы Виталий Бордунов добавляет, что появление новых требований к владельцам транспортной инфраструктуры и перевозчикам повлечет «не только увеличение их финансовой нагрузки, но и административной и даже уголовной ответственности». Так, при утверждении предложенных Минтрансом изменений пассажиры в случае теракта смогут предъявлять претензии не к государству, как это предусматривает нынешнее российское законодательство, а к собственникам транспортных узлов. В российских аэропортах, в частности компаний «Новапорт» (аэропорты Новосибирска, Барнаула, Томска, Читы, Челябинска и Астрахани) и «Ренова» (аэропорты Екатеринбурга и Нижнего Новгорода) уже заявили, что намерены теперь страховать ответственность не только перед авиакомпаниями, как раньше, но и перед пассажирами от терактов.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Март 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
В благодарность за труды