И вновь к теме вокзала станции Подмосковная | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

И вновь к теме вокзала станции Подмосковная

Вечерняя Москва
05.04.2011
Спасите дедушку. Он же памятник…
Дмитрий Анохин
Стодесятилетний вокзал на грани гибели
Головинская межрайонная прокуратура вместе со столичным Департаментом культурного наследия выявила множественные нарушения в эксплуатации архитектурного памятника – здания вокзала станции Подмосковная на ул. Космонавта Волкова.
Главный инженер фирмы-собственника привлечен к дисциплинарной ответственности, по факту нарушений Федерального закона «Об объектах культурного наследия» возбуждено производство об административном правонарушении. Все вроде бы так, как должно быть.
Однако даже при беглом взгляде на снимки, иллюстрирующие нынешнее состояние памятника, особенно в сравнении с его видом 110-летней давности, берет оторопь. И становится ясно: какие бы меры прокурорского реагирования вплоть до возбуждения уголовных дел ни принимались, придется очень сильно постараться, чтобы привести этот уникальный объект хотя бы в относительный порядок.
Рождение станции Подмосковная пришлось на благословенный период дореволюционной железнодорожной истории России – начало 1900-х годов, когда в Москве один за другим открывались новые вокзалы и реконструировались старые. Вот и рабочее движение на Московско-Виндавской железной дороге по императорскому указу предполагалось запустить в мае 1901 года.
Однако серьезные недоделки на Виндавском (ныне Рижском) вокзале вынудили железнодорожников в первые месяцы принимать поезда на уже построенной к тому моменту следующей по главному ходу станции – Подмосковной. Сначала ее создавали (автор проекта предположительно главный архитектор дороги Юрий Дидерикс) на ближайших подступах к старой столице как масштабный сортировочный терминал для распределения грузовых потоков с востока России в Западную Европу и обратно. Собственно, к этой «специальности» станция и вернулась после сдачи в эксплуатацию Виндавского вокзала 11 сентября 1901 г.
Шли десятилетия, и постепенно огромный грузовой комплекс расставался с частью функций.
Красавец-вокзал – тот самый, что в младенчестве служил заменой Рижскому, – окончательно отошел от пассажирских дел в победном 1945-м, когда в пределах станционной территории появилась новая платформа Красный Балтиец. Подмосковная к тому моменту, словно опровергая собственное имя, уже была прочно зажата в тисках огромного города. Удивительно, что здание вокзала, оказавшееся словно на отшибе от основной путевой траектории, вообще дожило до наших дней – как, впрочем, и единственный сохранившийся в Москве комплекс обслуживания паровозов с депо веерного типа и действующим поворотным кругом, превратившийся ныне в аттракцион для туристов.
Дожило-то оно дожило, но, в отличие от депо и круга, состояние этого редчайшего памятника стиля модерн (кстати, последнего в Москве деревянного вокзала) – хуже некуда.
Как оно дошло до ручки, в точности выяснить пока не смогли даже проверяющие. Не вызывает сомнений следующее. Когда в 2008 году стало известно, что по совместной инвестиционной программе московского правительства и АО «РЖД» станционную территорию пускают под жилищную застройку, по столице прошел слух о скором сносе и памятников инженерно-технического наследия, и вокзального здания Подмосковной. Известный историк транспортной архитектуры Москвы Юрий Егоров срочно направил в Москомнаследие заявку об обнаружении объекта, обладающего признаками культурного наследия.
К чести чиновников, там отреагировали очень быстро, и с 18 декабря 2008 года здание вокзала официально считается «кандидатом в памятники». Существенная ремарка: с точки зрения охранного статуса положение «кандидатов» от «полноправных членов» не отличается ничем, разве что снять с учета первые несколько проще.
Вскоре после придания зданию особого статуса оно оказалось в собственности ООО «Гилберт». Офис этой фирмы, занимающейся, как указано на ее веб-страничке, подбором яхт по индивидуальному заказу, располагается рядом – в 1-м строении того же 10-го домовладения по ул. Космонавта Волкова. В принципе, приобретение соседнего домишки под расширение бизнеса – вещь довольно логичная. Но… только если речь не идет об аварийном сооружении, да еще и охраняемом государством (а особенно – в «проекции» на яхтенный бизнес владельцев).
Зачем «Гилберт» покупал вокзал, если не собирался его восстанавливать, и почему он не приступил к реставрации, если первоначально подобное намерение присутствовало? Возможно, кое-что на этот счет могла бы прояснить имеющая прямое отношение к тем процедурам генеральный директор компании Ольга Данкова, которая, собственно, и участвовала в совместной проверке прокуратуры и специалистов по памятникам 21 декабря прошлого года. Но когда мы набрали телефон Ольги Анатольевны, услышали голос не пожелавшего представиться мужчины, сообщившего, что теперь он тут гендиректор, а проблемы «развалюхи по соседству его не интересуют».
В общем, отлично поговорили. Параллельно в столичный Департамент культурного наследия от «Гилберта», правда, поступила заявка на оформление охранного обязательства, акт технического состояния которого должен впоследствии определить перечень необходимых для сохранения памятника работ.
Но любому здравомыслящему человеку понятно: перечень этот будет весьма обширным.
Размер же санкций, которые уже сейчас реально наложить на «Гилберт», исчерпывается «вилкой» в 20–30 тысяч рублей, предусмотренной статьей 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Да и то неизвестно еще, «впаяют» ли собственнику даже этот скромный штраф.
Как сообщила «ВМ» старший помощник головинского межрайонного прокурора Москвы Ирина Чирва, сейчас это административное дело находится на рассмотрении в столичном Департаменте культурного наследия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Апрель 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар   Май »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
В благодарность за труды