Чего добились, продав Первую грузовую компанию | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Чего добились, продав Первую грузовую компанию

Ведомости
03.11.2011
Компания недели: РЖД
В прошлую пятницу «Российские железные дороги» совершили крупнейшую сделку не только в собственной истории, но и, возможно, за все время существования железных дорог в России. За 125,5 млрд руб. были проданы 75% минус 2 акции Первой грузовой компании (ПГК). Это крупнейший железнодорожный оператор в России с парком более чем 235 000 вагонов (22% парка страны). Президент РЖД Владимир Якунин после торгов кокетничал: «Цена могла быть и выше» (цитата по «Интерфаксу»). В пресс-релизе компании приведены совсем другие его слова: «Мы удовлетворены итогами аукциона и поздравляем его победителя».
В чем-то Якунин прав. Рынки штормит, того и гляди грохнет экономический кризис. Слава богу, что вообще нашлись покупатели! 125 млрд руб. — это примерно годовая выручка ПГК и шесть ее годовых чистых прибылей. А если в качестве мультипликатора взять подвижной состав? Получится 625 000 руб. за вагон в собственности и 530 000 руб. — в собственности и управлении. Новый полувагон (основа парка ПГК) стоит около 2,2 млн руб. Средний остаточный срок использования полувагонов ПГК на конец 2010 г. составлял девять лет, срок жизни нового — 25 лет. Таким образом, ПГК была продана с дисконтом, и немалым. Удивительно, что торги завершились, даже не начавшись. Победитель — Независимая транспортная компания Владимира Лисина сделала лишь один шаг, превысив стартовую цену на 125 млн руб. На торги пришли структуры «Трансойла» Геннадия Тимченко и «Нефтетранссервиса» братьев Аминовых, но решили выступить в роли немой массовки. Многие участники рынка заподозрили, что Лисин и Тимченко договорились поделить парк ПГК. Первый мог бы оставить себе полувагоны, а Тимченко продать цистерны (67 000 штук, четверть парка страны, у «Трансойла» почти в 4 раза меньше).
Может, борьба была бы жарче, не пролоббируй РЖД в правительстве ограничения для потенциальных покупателей. Они должны были управлять не менее чем 15 000 вагонов. Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба выступали против, но слушать их никто не стал. Журналистов не пустили на аукцион. За три дня до торгов Якунин очень расстраивался на этот счет. Мол, сам бы он пустил, но конкурсная комиссия решила иначе. Комиссия состоит из сотрудников РЖД и Транскредитбанка — хотел бы я посмотреть, как они осмелятся перечить Якунину.
На спектакль нас не пустили, но заплатить за билеты нам придется. Недополученные деньги РЖД будет просить у бюджета. Вернее, уже просит на 2011-2015 гг. 404,5 млрд руб.
Коммерсантъ
07.11.2011
Тема недели
Дмитрий Михайлович
Продажа 75% акций Первой грузовой компании — крупнейшего российского железнодорожного оператора, подконтрольного ОАО «Российские железные дороги» (РЖД),— стала крупнейшей за последние несколько лет приватизационной сделкой. Победителем неожиданно стала Независимая транспортная компания Владимира Лисина, хотя перед аукционом фаворитом считался «Трансойл» Геннадия Тимченко.
К продаже Первой грузовой компании железнодорожный рынок готовился очень давно. «Дочка» ОАО РЖД была создана еще в 2007 году в рамках железнодорожной реформы: предполагалось, что госмонополия выведет весь свой вагонный парк в специальные дочерние структуры, которые будут конкурировать на рынке.
На момент аукциона ОАО РЖД и его «дочки» уже не были такой доминирующей силой на рынке, как несколько лет назад: сейчас все частные железнодорожные операторы в совокупности уже перевозят больше грузов, чем структуры монополии. Кроме того, у ОАО РЖД есть и вторая «дочка» — ВГК, контроль в которой она пока продавать не собирается. И все же ПГК — крупнейший в России железнодорожный оператор, управляющий более 200 тыс. вагонов и, в отличие от материнской компании, тарифы которой жестко регулируются, устанавливающий рыночные цены на свои услуги в рамках вагонной составляющей тарифа, как и другие частные операторы. За госпакет акций компании ожидалась серьезная борьба: его покупка автоматически ставила покупателя на первое место на рынке.
Покупателем стала Независимая транспортная компания (НТК) — структура Владимира Лисина, которая еще год назад была кэптивным оператором по перевозке грузов Новолипецкого металлургического комбината. Итоги стали неожиданными: и в самом ОАО РЖД, и на рынке почти все были уверены в том, что выиграет «Трансойл» Геннадия Тимченко. Даже с формальной точки зрения: совет директоров «Трансойла» одобрил выделение на покупку пакета акций ПГК 500 млрд руб. при стартовой цене 125,3 млрд руб. (конкуренты — НТК и оператор «Нефтетранссервис» — были готовы потратить 300 млрд и 200 млрд руб. соответственно). Но победителем стала НТК, причем всего за один шаг аукциона: итоговая стоимость лота составила 125,5 млрд руб. Скорее всего, рынку еще предстоит узнать, какие за этим стояли договоренности.

Компания
06.11.2011
Почему Геннадий Тимченко уступил Владимиру Лисину в крупнейшем за последние годы аукционе по продаже госимущества?
Аукцион по продаже 75% минус две акции Первой грузовой компании (ПГК) — дочерней структуры РЖД, владеющей примерно четвертью вагонного парка России, выиграла Независимая транспортная компания, подконтрольная Владимиру Лисину. На аукционе был сделан всего один шаг, увеличивший стартовую цену с 125,375 до 125,5 млрд руб. В аукционе также принимала участие «Трансойл», принадлежащая Геннадию Тимченко. Ее совет директоров одобрил сумму в 500 млрд руб., которую компания готова была потратить на аукционе. Но в борьбу она так и не вступила. Участники рынка полагают, что Владимиру Лисину лично удалось убедить Геннадия Тимченко не торговаться за ПГК. Впрочем, эксперты называют и другую причину. Компания Dellawood Holdings Limited приобрела 49,98% акций ЗАО «Сибур Холдинг» у Газпромбанка, доведя свой пакет до 100%. Геннадий Тимченко вошел в капитал Dellawood с долей 37,5%. Еще 57,5% осталось у его партнера Леонида Михельсона, который ранее контролировал Dellawood. Сумма сделки по покупке акций господином Тимченко эксперты оценивают примерно в $2 млрд.

Интерфакс
07.11.2011
Трансойл не поднял цену на торгах по ПГК, видя риски при финансировании сделки
Железнодорожный оператор предпринимателя Геннадия Тимченко – ООО «Трансойл» – не стал поднимать цену на аукционе по продаже 75% минус 2 акции «дочки» ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) – ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК), видя повышенные риски при финансировании сделки, сообщил «Интерфаксу» источник, близкий к «Трансойлу».
«Данные наших стресс-тестов, учитывающих тенденции мировых финансовых рынков, показали, что рассматривавшаяся модель финансирования сделки при росте ее стоимости сопряжена с повышенными финансовыми рисками. В результате было принято решение торговаться по минимальной цене», – сказал собеседник агентства.
«То есть, структура Владимира Лисина (ООО «Независимая транспортная компания», победившая на торгах – ИФ) готова была поднимать цену (возможно, и выше первого шага), а мы нет», – уточнил он.
По словам источника, приобретение ПГК владельцы «Трансойла» рассматривали в качестве одного из вариантов по реализации стратегии развития оператора. «В случае заключения сделки мы бы финансировали ее с помощью заемных средств, для получения которых было необходимо предоставить обеспечение в виде пакетов акций в высококачественных активах», – сказал он. В результате «Трансойл» и принял решение провести стресс-тесты с учетом возможных сценариев развития рынков и стоимости возможного приобретения ПГК.
При этом в понедельник официальный представитель Г.Тимченко вновь заявил агентству, что «никаких договоренностей между участниками торгов не существовало».
Он также отметил, что, несмотря на итоги конкурса по приватизации контрольного пакета ПГК, «Трансойл» продолжит формирование универсальной транспортно-логистической компании – в соответствии с принятым планом развития до 2015-2020 гг.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Ноябрь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  
В благодарность за труды