Возмутятся ли люди против «пропажи» их законных льгот? | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Возмутятся ли люди против «пропажи» их законных льгот?

Независимая газета
08.12.2011
Льготы вне закона
Виктор Кузнецов
Законодательные проволочки грозят дестабилизацией работы пригородного пассажирского комплекса
По закону государство компенсирует железнодорожникам расходы на перевозку граждан, пользующихся бесплатным проездом в электричках. Если раньше это были соглашения между ОАО «РЖД» и Минздравсоцразвития России, то с нового года контрагентами по договорам становятся пригородные пассажирские компании. Финансовый год заканчивается, а новый порядок компенсации до сих пор не утвержден. Такие проволочки грозят дестабилизацией работы пригородного пассажирского комплекса.
Нормативная база отстает от жизни. Речь идет о приведении законодательства о железнодорожных перевозках федеральных льготников в соответствие с реформой пригородного комплекса. Право на бесплатный проезд в электричках имеют примерно 10% граждан от общего количества перевозимых пассажиров. Более 80 млн. человек в год железнодорожники возят бесплатно в расчете на то, что государство компенсирует им эти затраты. Деньги должны возвращаться им из системы государственного социального обеспечения. Закон такой есть, но вот новый порядок компенсаций до сих пор не согласован. Необходимость поправок возникла в связи с изменившейся моделью организации пригородных перевозок. Адресными получателями компенсаций теперь являются не ОАО «РЖД», а недавно образованные пригородные пассажирские компании (ППК), которые должны обеспечивать бесперебойное курсирование электричек, покрывающее потребности населения в перевозках на локальных территориях. Эти компании имеют самостоятельную экономику, то есть свои бюджеты, доходы, расходы, норму рентабельности и т.д. Главным условием эффективной работы ППК является достижение безубыточности перевозочного бизнеса. Следует отметить, что компенсации за проезд федеральных льготников являются для них значимым источником дохода. При том что деньги на эти цели в федеральном бюджете из года в год закладываются, государство не готово компенсировать расходы в полном объеме. Поэтому пригородные компании за перевозку льготников получат суммы, значительно меньшие, чем фактически понесенные ими расходы. Для урегулирования ситуации требуется не так много – включенным в процесс ведомствам (Минфину, Минздравсоцразвития, Минтрансу, ОАО «РЖД») надо согласовать проект соответствующего постановления правительства, а правительству – принять его. Речь идет о внесении изменений в постановление правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг». Выделением средств на железнодорожные перевозки из государственной системы социального обеспечения занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Еще летом на совещании у вице-премьера Александра Жукова этому ведомству поручили подготовить проект обновленного порядка компенсаций к 1 сентября. Чиновники Минздравсоцразвития представили документ в середине октября, их вариант не устроил ОАО «РЖД», которое высказало свои предложения по корректировке проекта. В ноябре прошла серия совещаний в Минтрансе России и Минздравсоцразвития России, но к консенсусу стороны так и не пришли. Близится конец года, а согласованного проекта все нет – не урегулирован ряд принципиальных моментов.
Согласно проекту постановления, начиная с 2012 года контрагентами на перевозку льготников становятся ППК. Это значит, что передача пригородным компаниям полномочий по заключению договоров должна быть закреплена законодательно. Договор заключается ежегодно, исходя из запланированной в бюджете суммы. В проекте предполагалось зафиксировать обязанность государства по возмещению выпадающих доходов ППК на основании расчета затрат, предоставляемых ими в Минздравсоцразвития России по итогам года. На основании этих данных к договору между ведомством и перевозчиком должно заключаться дополнительное соглашение. Минздравсоцразвития России предлагает другой подход для расчета размера компенсации – исходя из базовой ставки, предусмотренной Законом «О государственной социальной помощи». С 1 апреля 2011 года совокупный набор льгот составляет 750 руб. в месяц, из которых 83 руб. приходится на транспортную составляющую. Таким образом, общий объем транспортных льгот за 2011 год оценивается в 3,87 млрд. руб., то есть на два с лишним миллиарда меньше, чем выставляют железнодорожники.
Недостаток финансирования приведет к росту кредиторской задолженности пригородных пассажирских компаний перед ОАО «РЖД». Никто не спорит с тем, что льгота на бесплатный проезд в электричках должна быть сохранена, но она не может оплачиваться из кармана РЖД. Работа железнодорожного транспорта должна быть экономически оправданна, то есть должна как минимум окупать все затраты плюс приносить хотя бы минимальную прибыль – для того чтобы те же ППК могли инвестировать средства в улучшение качества электричек, развитие сервисов, более удобных расписаний и т.д. Нареканий на пригородные перевозки сейчас много – это самый проблемный сегмент железнодорожного транспорта. Но то, что пригородные электрички пока не выглядят как «Сапсан», не вина железнодорожников. Реформа там проведена, но чтобы общество получило требуемые услуги по перевозке пассажиров, государство должно выполнять свои финансовые обязательства и в части субсидий, покрывающих разницу между экономически обоснованным и социальным тарифом, и в части компенсаций за бесплатную перевозку льготников. Так что в скорейшем внесении изменений в законодательство заинтересованы все, и прежде всего пассажиры.
Порядок компенсаций должен быть утвержден в пределах этого финансового года. В ОАО «РЖД» считают, что если вопрос отложится на неопределенное время, то это поставит под угрозу осуществление перевозок пригородным железнодорожным транспортом федеральных льготников в 2012 году.

Комсомольская правда
09.12.2011
Кто заплатит за проезд?
Борис Орлов
Пассажиры пригородных электричек, которые привыкли к льготному проезду, рискуют лишиться своего права на проезд за неполную стоимость.
И виноваты в этом, как выяснилось, не Российские железные дороги, которые по-прежнему готовы возить льготников, а нерасторопность законотворцев и чиновников.
Сначала цифры. За 1-е полугодие 2011 года в пригородном сообщении отправлено 409,4 млн. пассажиров, из них федеральных льготников — 38,5 млн. человек, что составляет почти 10% от общего объема. По прогнозным данным, в 2011 году ОАО «РЖД» перевезет порядка 82,2 млн. федеральных льготников.
Теперь факты. До сих пор не может вступить в силу новый проект постановления правительства по правилам компенсации предприятиям железнодорожного транспорта проезда федеральных и местных льготников в 2012 году.
В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте с 2011 года ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) полностью ушло с рынка пригородных перевозок и на смену гиганту пришли отдельные пассажирские компании. На сегодняшний день, как и планировалось, на территории России созданы 27 ППК, учрежденных с участием РЖД, органов исполнительной власти регионов, а также частных инвесторов.
Во всем мире пригородное сообщение является убыточным и субсидируется из федеральных или региональных бюджетов. В нашей стране тоже выделяются средства на перевоз льготных категорий граждан. Но размер компенсации существенно ниже затраченных сумм на перевозку пассажиров — льготников.
Так, по итогам 2011 года общая сумма бюджетных поступлений, необходимых для компенсации перевозок льготных пассажиров, составляет около 6 млрд. рублей, а цена договора ОАО «РЖД» с Минздравсоцразвития России о компенсации — только 4 млрд. рублей. И если такой гигант, как РЖД, еще способен «переварить» такие убытки, то для небольших пассажирских компаний это может быть «смертельно».
Проблема будет расти как снежный ком: отсутствие 100% компенсации для ППК ставит под сомнение запланированный к 2013 году выход на их безубыточность. В этом случае возникает угроза череды банкротств ППК, а значит, приостановки всего движения в пригородном сообщении. На решение вопроса остался всего один месяц.

МИР
08.12.2011
«Вести Содружества» 19:16
Ведущий не указан
ВЕДУЩИЙ: Электричка из Москвы. В России такое путешествие для льготников, теперь может оказаться под угрозой. Почему – знает наш экономический обозреватель Юлия Лосева. Юлия.
Юлия Лосева: Ну, потому что, как обычно реформа бежит впереди закона.
ВЕДУЩИЙ: В Новый год – без льгот. По данным «Российской газеты» оплачивать проезд в электричках льготникам в следующем году пока никто не собирается. Дело в том, что на рынок пригородных перевозок с этого года на смену РЖД пришли отдельные пассажирские компании. Но пока, по закону они не могут рассчитывать на компенсации. От государства за провоз пассажиров из числа социально незащищенных. Новый год уже на носу и времени для утверждения нового порядка перечислений почти нет. Сейчас инвалиды и участники войны, сироты и дети до 5 лет ездят в электричках бесплатно. За полцены – школьники и студенты, во время учебного года. Пенсионеры – в дачный сезон.
Сергей Хестанов: До того, как это решение будет принято, очевидно, что каким-то образом, решить вопрос будет просто невозможно. Как следствие, скорее всего, объем этих перевозок-льготников заметно упадет. Парадоксально, но в развитых странах льготники в нашем понимании отсутствуют. Там просто все, социально не защищенные категории граждан, получают адекватную денежную компенсацию.
ВЕДУЩИЙ: В России с начала года на электричках проехались уже более 400 миллионов человек. Из них десятая часть льготники. Очевидно, что если компании начнут перевозить их за свой счет, проработают недолго. Ведь бизнес этот и без того до сих пор убыточный. Урон от безбилетников чего стоит. По данным социологов больше половины всех «зайцев» предпочитают не оплачивать проезд именно в электричке.

Радиостанция «Подмосковье»
12.12.2011
Магистраль 06:31
Ведущий Ольга Москаленко
ВЕДУЩИЙ: Электрички по-прежнему остаются наиболее востребованным видом наземного общественного транспорта. По данным ВЦИОМ, в Московской области ими пользуется каждый второй. Однако доступность проезда для незащищенных слоев населения оказалась под угрозой. Дело в том, что бесплатные проездные на месяц отменили по решению правительства Москвы и Московской области и железнодорожники к этому отношения не имеют. Однако на ситуацию обратили внимание в Генпрокуратуре, где подчеркнули, что новый порядок существенно ухудшает положение ветеранов и инвалидов, и призвали вернуть льготные абонементы на электрички.

РИА-Новости
12.12.2011
МЭР затягивает согласование документа по соцперевозкам в пригороде в 2012 г – источник
Минэкономразвития РФ затягивает согласование постановления правительства, касающегося льготных железнодорожных перевозок в пригороде в 2012 году лиц, подвергшихся воздействию радиации из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и приравненных к ним категориям граждан, сообщил агентству «Прайм» источник, знакомый с ходом согласования документа.
Перевозки пассажиров в пригородном сообщении с 2011 года осуществляют пригородные пассажирские компании. ППК создаются для обеспечения прибыльности таких перевозок. Пригородные компании учреждаются в форме акционерных обществ – либо как совместное предприятие компании и региона, либо как стопроцентная «дочка» ОАО «РЖД».
В настоящее время в постановление правительства РФ о порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам соцуслуг и установлении платы за предоставление госпомощи в виде набора услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и приравненным к ним категориям граждан вносятся изменения. Они позволят Минздравсоцразвития как заказчику заключать договоры на перевозку получателей социальных услуг с пригородными компаниями.
«Текущая редакция постановления не позволяет этого сделать, так как в качестве исполнителя перевозок указано ОАО «РЖД». В рамках структурной реформы в сфере пригородных перевозок, которая реализуется с 2001 года по настоящее время, разделена деятельность по оказанию услуг инфраструктуры (РЖД) и перевозки (пригородные компании)», – пояснил собеседник агентства. Внесение изменений в постановление осуществляется по поручению правительства.
«В настоящее время проект постановления согласован всеми причастными (Минздравсоцразвития, Минтранс, Минфин, ФАС) и готовится к внесению в правительство России. Единственным министерством, не согласовавшим проект постановления, является Минэкономразвития России», – рассказал источник.
По данным собеседника агентства, замминистра МЭР Станислав Воскресенский направил письмо в правительство, в котором говорится о нецелесообразности изменений. В качестве причины отказа в согласовании, пояснил источник, указывается необходимость разработки концепции развития пригородных перевозок, которая будет представлена в правительство до конца 2011 года. Согласно плану работы правительства, добавил собеседник, концепция должна была быть разработана МЭР в октябре и рассмотрена 24 октября.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Декабрь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
В благодарность за труды