Ситуация по грузовым перевозкам не улучшается | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Ситуация по грузовым перевозкам не улучшается

Независимая газета
25.01.2012г.
Как развязать железнодорожный узел
Сергей Киселев
Правительство и участники рынка обсуждают варианты улучшения организации перевозочного процесса на железных дорогах
Ситуация в сфере грузовых железнодорожных перевозок по-прежнему сложная: цены растут, графики срываются из-за пробок, грузооборот падает, а встречные порожние пробеги становятся чуть ли не нормой. Правительство РФ намерено обязать частные компании сдавать часть вагонов в аренду РЖД в расчете на то, что госмонополия обеспечит не только более «дешевый» вагон, но и более эффективную управляемость процессом.
До внедрения конкуренции в отрасли процесс управления грузоперевозками находился в одних руках, поскольку и вагоны, и инфраструктура были в собственности МПС. Эта система работала и устраивала клиентов железной дороги: для отправителей главное – возможность гарантированно отправлять груз по приемлемой цене.
Все изменилось после либерализации рынка, когда любая компания, владеющая вагонами, получила возможность перевозить грузы в собственных вагонах, заплатив РЖД за пользование инфраструктурой. Новую схему внедрили, полагая, что перевозки должны стать более «рыночными». Железнодорожникам пришлось подчиниться требованиям правительства. Инициаторы преобразований предполагали, что в отрасль придут инвестиции, которые можно будет направить на ликвидацию дефицита вагонов и обновление вагонного парка.
Но вышло не так: нарушилась организационная технология перевозочного процесса, на железной дороге стали появляться первые «пробки», цены выросли. По словам ведущего аналитика компании Brunswick Rail Андрея Цыганова, парк растет, а грузов перевозится меньше.
Претензии по поводу такой ситуации адресовать РЖД стало бессмысленно. После передачи инвентарного парка ОАО «РЖД» в Первую и Вторую грузовые компании у госмонополии осталось лишь около 30 тыс. вагонов, прежде всего для обслуживания своих собственных нужд. Сегодня парк «дочек» РЖД насчитывает менее 397 тыс. грузовых вагонов (37% от общего парка). Остальное – более 592,2 тыс. вагонов – у других участников рынка. Однако вторая половина распределена между 1800 перевозчиками! При этом пять крупнейших компаний управляют 140 тыс. вагонов, остальные находятся у многочисленных мелких частников.
Избыток небольших частных компаний создает проблемы на дорогах, среди которых, например, нелогично выстроенные транспортные потоки. В одном случае, доставив в пункт назначения дорогой груз (руда, нефть, удобрения), малый бизнес уезжать не торопится, занимает пути порожняком в ожидании другого выгодного заказа, при этом «дешевые» грузы везти не на чем. Частники объясняют это высокими издержками: чтобы двигаться порожняком назад, нужно заплатить, причем заплатить тем больше, чем более выгодный груз был перевезен. Все это приводит к скапливанию пустых вагонов в местах массовой выгрузки и погрузки. Как итог – рост встречного порожнего пробега, которого во времена МПС практически не было.
«Пробки» на железной дороге – признак потери управляемости системы. При этом законодательство, которое сегодня представляет собой пеструю cмесь старых, регулятивных, и новых, рыночных, норм, по сути, само программирует такую ситуацию.
Владельцы грузов, а также те, кто ждет эти самые грузы (допустим, муниципальные власти отдаленного региона, которые никак не могут получить уголь к началу отопительного сезона), – сторона страдающая, и эта сторона продолжает по старинке винить РЖД. «На самом деле ОАО «РЖД» если не стало заложником решений чиновников, то само страдает от них, – говорит заведующий лабораторией Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин. – Когда все вагоны были у РЖД, монополия понимала, как именно перегонять порожние вагоны для того, чтобы избежать лишних затрат и заторов. Порожняк централизованно гнали туда, где вагонов недоставало. Но как заставить частную компанию поступать так же? И кто будет заставлять?»
Правительство пытается отрегулировать процесс путем передачи в управление ОАО «РЖД» части вагонного парка независимых компаний. 15 декабря в соответствии с поручением вице-премьера Сергея Иванова ФСТ определила формулу цены, согласно которой РЖД будет предлагать привлеченный подвижной состав грузоотправителям. Размер платы не зависит от наименования груза, загрузки вагона и вида отправки. Тарифы можно будет корректировать, применяя коэффициент от 0,7 до 1,1 от базовой ставки, но не чаще одного раза в квартал. При этом в госмонополию на условиях аренды будут переданы только вагоны Первой и Второй грузовых компаний. Предложения в отношении других участников рынка грузовых перевозок пока не сформулированы.
Госмонополия на практике доказала эффективность так называемого тарифного коридора. В ходе эксперимента в октябре, когда такой коридор был введен, отклонение от стандартного тарифа не превышало 10%. Оборот полувагонов сократился на 20 часов – до 14,02 суток. Выросла погрузка – в сутки стало возможным загружать на 433 вагона больше (рост – 5,1%). Парк остался тот же – 143 тыс. вагонов. Но грузов перевезли больше на 878 тыс. тонн.
Передача парка универсальных вагонов под единое управление представляет собой частичный возврат к старой модели. Условия такого управления должны быть разработаны до 1 марта 2012 года. По версии ОАО «РЖД», частные компании будут обязаны сдавать в аренду монополии до 15% парка полувагонов, таким образом, у РЖД окажется в распоряжении порядка 200–250 тыс. вагонов. А на 2012 год все вагоны Второй грузовой компании будут временно возвращены РЖД.
Будет ли это решение правительства окончательным, покажет время. Но стоит отметить, что правительство не раз принимало «окончательные» решения, которые затем приходилось корректировать или пересматривать. Это, кстати, стандартная ситуация для всех инфраструктурных реформ, которые навязывают рынку «сверху».
В результате быстрого и радикального реформирования страдают не только отдельные отрасли, но и экономика в целом. Трудности на железной дороге порождают у хозяйствующих субъектов кризис сбыта. В такой обстановке трудности с грузоперевозками могут стать последней каплей, которая вынудит заморозить деятельность. Пострадают наемные работники и, конечно, бюджет: он не получит тех налоговых поступлений от бизнеса, на которые он рассчитывает. И в первую очередь это касается налоговых поступлений не от железной дороги, а от тех отраслей, которые производят товары, перевозимые железной дорогой.
Грузовладельцев проблемы железных дорог волнуют, но решать эти проблемы должны, конечно, не они. Потребителям услуг абсолютно все равно – сколько перевозчиков, сколько операторов, кому они принадлежат и прочее. Грузовладельцам важно, чтобы груз перевезли в короткие сроки и по приемлемой цене. А если основные выгоды от этого получит государство, то и принимать решения по оздоровлению железнодорожного транспорта должно именно оно. И решения должны базироваться только на интересах грузовладельцев и национальной экономики. И пусть правительство решит, что важнее: эффективный железнодорожный транспорт и национальная экономика или интересы собственника вагона.

РИА Новости
16.01.2012

РЖД в феврале опубликует ставки за использование привлеченных полувагонов
ОАО «РЖД» в феврале 2012 года планирует утвердить и опубликовать ставки платы за использование полувагонов, привлеченных у собственников железнодорожного подвижного состава, сообщила компания.
Ситуация с невывозом грузов на железной дороге в прошлом году привлекла внимание, как непосредственных участников процесса, так и руководства государства. РЖД для ее решения было поручено арендовать 200 тысяч полувагонов у своих «дочек» – ОАО «Первая грузовая компания» (до передачи новому собственнику) и ОАО «Вторая грузовая компания» – и предоставлять их грузоотправителям по регулируемым тарифам. ФСТ разрабатывала так называемый тарифный коридор, в рамках которого РЖД могут регулировать цены предоставления вагонов отправителям грузов. Постановление правительства, разрешающее РЖД до 31 декабря 2012 года арендовать для перевозки грузов полувагоны ВГК, а также привлекать полувагоны частных операторов на основании аукциона или публичной оферты, было опубликовано в последнюю неделю декабря.
Информация и условия привлечения РЖД полувагонов будут размещаться на официальном сайте компании.
«Эксплуатационные, стоимостные показатели и ставки платы за использование привлеченных полувагонов будут утверждены правлением ОАО «РЖД» и опубликованы в феврале 2012 года», – говорится в сообщении.
Порядок расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах и правила их применения утвержден приказом ФСТ, который вступает в силу с 22 января текущего года. В соответствии с ним тариф на перевозку грузов в привлеченных вагонах определяется РЖД как сумма плат за использование инфраструктуры и локомотивов компании и платы за использование привлеченных вагонов ВГК, а также иных собственников железнодорожного подвижного состава.
«При расчете платы за использование привлеченных вагонов будут использоваться следующие эксплуатационные показатели: среднее время, необходимое для выполнения начально-конечных операций, среднее время нахождения вагона в ремонте, расчетное тарифное расстояние перевозки, средняя скорость продвижения вагона, коэффициент порожнего пробега и другие», – поясняется в сообщении.
При этом в случаях изменения структуры привлекаемого парка вагонов, эксплуатационных показателей его работы и других факторов, определяющих условия функционирования компании, РЖД вправе не чаще одного раза в квартал изменять ставки платы за перевозку грузов в привлеченных вагонах с использованием корректирующих коэффициентов в границах от 0,7 до 1,1.
Консолидация крупного пула универсальных грузовых вагонов под единым управлением в РЖД, говорится в сообщении, вызвана необходимостью решения и предупреждения проблем, связанных с недовывозом грузов и обеспечением грузоотправителей необходимыми погрузочными ресурсами. По мнению компании, это мера позволит обеспечить максимальную подвижность парка полувагонов, его ускоренное следование к местам погрузки и положительную динамику ключевых показателей.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Январь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
В благодарность за труды