Борьба со скидками | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Борьба со скидками

Коммерсантъ
23.03.2012
Железные дороги расплатятся за скидки
Александр Панченко
Исключительные тарифы могут уменьшить госсубсидии ОАО РЖД
Минэкономики начинает кампанию по борьбе с необоснованными скидками на железнодорожные перевозки. Министерство не согласилось с решением Федеральной службы по тарифам о льготах на перевозку контейнеров в порт Усть-Луга. Потери доходов ОАО РЖД можно было избежать, считают в Минэкономики, и поэтому общую сумму скидок следует исключить из госсубсидий для монополии. Ситуация вокруг Усть-Луги может стать прецедентом, который либо изменит подход к субсидированию ОАО РЖД, либо сократит количество исключительных тарифов. Сейчас из-за них РЖД недополучает около 40 млрд руб. в год.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) приняла решение предоставить шестипроцентную скидку (в виде исключительного тарифа) на перевозку контейнеров в порт Усть-Луга. Как стало известно «Ъ», решение было принято по обращению ООО «Национальная контейнерная компания» (НКК), которое владеет Усть-Лужским контейнерным терминалом. ФСТ обосновывает скидки необходимостью установления сопоставимых тарифов на перевозку контейнеров из Центральной России «в порты Автово и Усть-Луга» для «решения проблемы перегруженности порта Автово». По мнению службы, это не приведет к потерям в доходах ОАО РЖД, так как в среднем маршрут контейнера в Усть-Лугу имеет большую дальность, чем в порт Автово.
В НКК запрос в ФСТ также объясняют стремлением получить сопоставимые с Автово тарифы на перевозку контейнеров. Но один из крупнейших контейнерных терминалов в Автово — Первый контейнерный терминал (ПКК) — также принадлежит НКК. Какой объем контейнеров в соответствии с трактовкой ФСТ потеряет один актив компании из-за предоставления скидки в адрес другого, в компании оценить не могут. «Мы не планировали какого-либо снижения грузооборота на ПКК. Оценить возможный прирост грузопотока на терминал в Усть-Луге сложно — он только начал работать»,— заявили «Ъ» в пресс-службе НКК. Там уверяют, что компания также предоставляет скидку на свои услуги в Усть-Луге в размере 14%, «чтобы загрузить терминал, на который было потрачено $180 млн».
Но решение о предоставлении исключительного тарифа было принято коллегией ФСТ не единогласно. Источник «Ъ» в правительстве рассказал, что Минэкономики выступило против. В министерстве обосновывают позицию тем, что большая дальность перевозок в Усть-Лугу выливается в их большую себестоимость, и оценивают потери ОАО РЖД от скидок в 200 млн руб. в год. Об этом говорится в письме заместителя министра Андрея Клепача главе ФСТ Сергею Новикову (имеется в распоряжении «Ъ»). Более того, преимущества Усть-Луги перед Автово — глубина порта, более благоприятная ледовая остановка, сокращенное на два дня время курсирования судов в Европу, а также отсутствие узких мест железнодорожной инфраструктуры порта — нивелируют существующую разницу железнодорожных тарифов, считают в Минэкономики. В то же время источник «Ъ», знакомый с ситуацией, уверяет, что ОАО РЖД при этом не только было согласно на скидки, но и настаивало на введении исключительного тарифа.
В результате Минэкономики решило наказать монополию за необоснованные скидки. В другом письме в ФСТ министерство предупреждает, что снизит объем субсидий ОАО РЖД на следующий год на сумму выпавших из-за исключительных тарифов на Усть-Лугу доходов. До сих пор подобных прецедентов не было. В ОАО РЖД вчера комментировать и скидки для Усть-Луги, и позицию Минэкономики отказались.
Сейчас государство предоставляет исключительные тарифы в двух случаях: если скидка позволяет увеличить грузопоток, что оправдывает ее финансово, или если правительство фиксирует социальную важность перевозок и напрямую дотирует их из бюджета. Последняя схема использовалась во время кризиса при перевозках отечественных автомобилей на Дальний Восток или для решения проблем с перевозками в адрес комбината в Пикалево.
Участники рынка полагают, что по исключительным тарифам перевозится 10-15% грузов на железных дорогах. Руководитель Института проблем естественных монополий Юрий Саакян говорит, что ежегодно ОАО РЖД теряет на скидках около 40 млрд руб. «Эти тарифы уже давно перестали быть по-настоящему исключительными»,— считает эксперт. При этом, по его оценкам, отмена скидок в подавляющем большинстве случаев не приведет к существенному ухудшению условий по транспортировке грузов. Случаи, где скидки играют действительно важную роль, Юрий Саакян считает разумным заменить на прямые субсидии заказчику перевозки.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Март 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
В благодарность за труды