Кто виноват? | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Кто виноват?

Интерфакс
09.04.2012

Якунин недоволен ж/д реформой, но Минэкономразвития указывает на недоработки самих РЖД
Президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимир Якунин видит причины перекосов на рынке железнодорожных перевозок в «серьезном запаздывании законодательного механизма», обеспечивающего реформу отрасли.
«Что мы наблюдаем сегодня в результате либерализации сегмента грузовых перевозок? Снижение эффективности вагонного парка и неконтролируемый рост доходов частных операторов, который связан с отсутствием какого-либо регулирования вагонной составляющей. В то же время, РЖД зарабатывают, работая по регулируемому тарифу. При этом Минфин и Минэкономразвития нам все время говорят о необходимости сдерживания роста инфраструктурной составляющей в тарифе. По этой причине компания испытывает дефицит инвестиционных средств и вынуждена обращаться к государству за дотациями на поддержание инфраструктуры. А вся маржа, которую можно было бы получать рыночным способом на развитие ж/д сети, уходит в карман частного владельца вагонов», – написал топ-менеджер в понедельник в своем блоге.
Прямым следствием этого В.Якунин считает, в частности, снижение безопасности на железной дороге. «Участились аварии по причине брака железнодорожной техники. В условиях общей либерализации отраслевых правил ответственность за эти случаи оказалась размыта, нет системы жесткого технического контроля. А ответственность за все форс-мажоры, которые происходят на сети железных дорог, как несли, так и несут РЖД», – добавил он.
Между тем, в министерстве экономического развития РФ считают, что причины ситуации в другом: «Есть две части тарифа – перевозочная и операторская. Последняя растет более высокими темпами из-за диспропорций, которые существуют на операторском рынке. В том числе из-за того, что РЖД не смогли технологически подготовиться к отсутствию «инвентарного парка», хотя это было условием для монополии по созданию ее «дочки» – ОАО «Вторая грузовая компания» (ей переданы вагоны, не вошедшие в ОАО «Первая грузовая компания» – ИФ). Как следствие – упал оборот вагона (то есть, он стал перевозить меньше груза за единицу времени, и перевозка в части вагонной составляющей стала стоить дороже)».
Необходимо в первую очередь разбираться с технологией управления, а уже потом строить новые километры инфраструктуры, чтобы решить проблемы пропускной способности, иначе есть риск строительства избыточной инфраструктуры, рассчитанной на перемещение вагонов без эффективной технологии, подчеркнул представитель Минэкономразвития. При этом он отметил, что РЖД в последнее время много занимаются технологией, например, назначили нового вице-президента – Анатолия Краснощека, который «является профессионалом и кое-что уже успел сделать». «Надеемся, тренд продолжится», – отметил представитель ведомства.
«Что касается инвестпрограммы: компания последние несколько лет, несмотря на «сдерживание тарифов» и «отсутствие господдержки в необходимом объеме», исправно наращивает инвестпрограмму по отношению к утверждаемой в момент тарифной кампании (за 2011-2012 гг. более чем на 50 млрд рублей по отношению к объему, утверждаемому правительством в момент индексации тарифов) и при этом компании удается не осуществлять запланированную продажу непрофильных активов, весьма востребованных рынком. Так что резервы есть – нужно лишь эффективно их использовать, что РЖД, кстати, и делают – успешно разместившись неделю назад в Лондоне на 25 млрд рублей под рекордно низкую ставку», – отметил представитель министерства.
«При этом надо отдать должное – РЖД – одна из немногих госмонополий, которая всегда выполняет инвестпрограмму, тем самым поддерживая отечественную промышленность и отдельные отрасли экономики, при этом последний год небезуспешно борется с ростом издержек», – сказал представитель ведомства.
Помимо этого, в понедельник В.Якунин в очередной раз указал на свои сомнения относительно либерализации другого сегмента ж/д рынка – перевозочного. Как сообщалось ранее, в ходе реформы вагонным операторам в РФ предполагается предоставить право выхода на общие магистрали (первоначально – на локальные маршруты), чтобы работать наравне с РЖД и, составляя им конкуренцию, способствовать сокращению издержек конечных грузоотправителей.
«То и дело возникают новые инициативы по дальнейшему членению единой системы под лозунгом «Рынок все отрегулирует». Между тем отделение локомотивной тяги от инфраструктуры в подавляющем большинстве стран признано неэффективным. Меня удивляет, что люди, яростно отстаивающие рыночные принципы, не задумываются о специфике железнодорожного транспорта, где потери от бездумной дезинтеграции единой инфраструктуры могут быть очень высоки», – написал в этой связи В.Якунин.
«Не совсем понятно, о каких новых инициативах идет речь – мы все инициативы зафиксировали в утвержденной правительством Целевой модели рынка до 2015 года, согласованной РЖД, при этом в связи с проблемами на сети в мае-ноябре 2011 года эксперимент по внедрению локальных перевозчиков решено отложить до 2013 года, пока идет подготовка нормативной базы» – отметил представитель Минэкономразвития.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Апрель 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар   Май »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
В благодарность за труды