О капитале и дефиците РЖД | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

О капитале и дефиците РЖД

Ведомости
22.08.2012
Климатом не вышли
Ольга Кувшинова, Ксения Докукина
Почему не прекращается отток капитала из России.
Масштабный отток капитала из России не прекратится, пришли к выводу аналитики ФК «Открытие». Больше половины оттока – это выплаты по долгам, которые продолжатся, а в обратном направлении деньги не идут: в негибкой, неэффективной и коррумпированной экономике им нет применения.
Капитал из России уходит почти 20 лет. Исключение – 2006й – первая половина 2008 г., когда за счет внешних займов в страну приходило в среднем $16 млрд. в квартал, отмечают Владимир Тихомиров и Полина Бадасен из ФК «Открытие» в исследовании «Отток капитала из России продолжится». За это время внешний долг частного сектора вырос впятеро почти до $500 млрд.
Теперь пришла пора расплаты, говорит Тихомиров, и с этим связан непрекращающийся отток капитала. Выплаты по долгам в 2008–2011 гг. достигли $730 млрд. против $10 млрд. в 2007 г., но даже это не привело к сокращению долга. Наоборот, реструктуризация увеличила его с $495 млрд. на начало 2008 г. до $545 млрд. к 2012 г. Правда, он стал более длинным.
Новых займов компании привлекают гораздо меньше. В 2011 г. нетто-отток капитала составил $80,5 млрд, или 56% валовых платежей по внешним долгам. Скорее всего такое соотношение сохранится, полагают аналитики «Открытия», и тогда чистый отток капитала в этом году составит порядка $80 млрд, а в 2013 г., судя по графику выплат, может сократиться до $40–50 млрд.
Другими словами, если не произойдет чуда, чистый отток капитала из России в ближайшие годы не прекратится, резюмирует Тихомиров.
Вторая часть оттока вызвана неспособностью экономики переварить инвестиции. Мешают устаревшие экономические структуры, в которых доминирует государство, а также негибкие, неэффективные и коррумпированные структуры власти, пишут аналитики. Чтобы нетто-отток снова сменился притоком, нужно изменить инвестклимат, отмечают они.
У России достаточно собственных источников капитала, которые могли бы быть использованы для роста инвестиций – при условии, что правительство начнет реформы и сделает шаги навстречу инвесторам, пишут аналитики.
Россия два десятка лет входит в число крупнейших мировых экспортеров капитала. Помимо выплат долга это то самое бегство капитала – по причинам не столько экономическим, сколько политическим, полагает Тихомиров.
Если резиденты не стремятся вкладывать в страну, то странно ожидать обратного от нерезидентов. Иностранные инвестиции никогда не были движущей силой притока капитала.
Ни количественно (максимума в 4% ВВП они достигли в 2007 г.), ни качественно: доля прямых инвестиций в 2011 г. упала ниже 10%. Прямые инвестиции из-за рубежа не играют значимой роли и во вложениях в основной капитал – за последние семь лет их доля составляла в среднем 12,6%.
По данным Росстата, основным источником внутренних инвестиций служат средства самих компаний – 42% всех вложений в основной капитал за 2005–2012 гг. Следующий источник – госбюджет: 18% всех инвестиций. Но если посмотреть, в какие отрасли инвестируется больше всего, то выяснится, что 39% инвестиций направляется в нефтегазовую отрасль, строительство трубопроводов, автомобильных и железных дорог, т. е. осуществляется госкомпаниями, указывают аналитики.
Другими словами, в решении модернизационных и прочих капиталоемких задач правительство может рассчитывать в основном на самофинансирование. Но его уже не хватает. Например, дефицит инвестпрограммы РЖД – 1,9 трлн руб. (33% объема необходимых до 2020 г. инвестиций), из которых 1,5 трлн руб. монополия просит у государства. Оно решило обратиться к частному бизнесу: сейчас правительство обсуждает поправки в законы, которые бы позволили отдавать в концессию «отдельные участки» путей общего пользования (сейчас их строит и владеет ими РЖД). Речь идет в том числе о БАМе и Транссибе, уточняет представитель монополии. Есть планы отдать в концессию и причалы в морских портах (принадлежат государству, управляются «Росморпортом»). Основная причина того, что государство готово отдать частникам эти объекты, – дефицит инвестпрограммы госкомпаний («Росморпорт» и РЖД), признает федеральный чиновник.
Нефтегазовые госхолдинги прибегают к помощи частных компаний, когда речь заходит о сложных и дорогих проектах – прежде всего на шельфе. По закону получать новые шельфовые лицензии в России могут только подконтрольные государству компании с пятилетним опытом работы на подобных проектах. Этим критериям соответствуют только «Роснефть» и «Газпром». Но поднять многомиллиардные проекты в одиночку госхолдинги не в состоянии, к тому же им пока не хватает опыта разработки таких месторождений и технологий. Об обсуждении вопросов дополнительного финансирования инвестпрограмм для энергокомпаний на днях сообщил и предправления Федеральной сетевой компании (ФСК) Олег Бударгин. Это могут быть деньги федерального бюджета, средства от допэмиссий, «рассчитывать только на тариф при формировании инвестпрограммы – неправильная позиция», считает он. Деньги ФСК нужны в том числе для создания испытательного центра для электротехнического оборудования стоимостью 10–12 млрд. руб. В ответ на рассуждения Бударгина о возможных источниках финансирования премьер Дмитрий Медведев предложил обратиться к такому способу привлечения средств, как частно-государственное партнерство, «потому что это в интересах бизнесменов».

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Август 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл   Сен »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
В благодарность за труды