До скорого! | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

До скорого!

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА-НЕДЕЛЯ  20 ноября 2008 г.

Ольга Нестерова

Скоростные электрички помогут разгрузить метро и городские улицы
Мегаполис предпринимает еще одну попытку решить проблему пробок.

Уже на всех уровнях одобрен план, согласно которому солидную долю пассажирского потока возьмут на себя наземные электрички, разгружая тем самым московские улицы и переполненную подземку.

Как это произойдет, корреспондент «РГ» расспросил Федора Пехтерева — директора «ГИПРОТРАНСТЭИ» ОАО «РЖД», где был разработан этот мегапроект.

Это не конечная

Российская газета: Федор Степанович, каким же образом железная дорога намерена решить поставленную перед ней задачу — превратить электричку из пригородного вида транспорта в пригородно-городской?

Пехтерев: Генеральной схемой предусмотрен целый комплекс мер. Например, продлить существующие диаметры. Что это такое? Допустим, сейчас вы едете электричкой из Одинцово до станции Белорусская — здесь большинство пассажиров пересаживается в метро и продолжает путь на работу. Цель же — довезти человека до места назначения. Вот для этого надо продлить диаметры, которых сейчас мало: на Курско-Рижском и Курско-Смоленском направлениях. Но и они слабо используются, потому что электричка от той же Белорусской до Каланчевки идет долго — минут 30. Причина простая: к железной дороге примыкает множество предприятий, подъездных путей, сюда подаются вагоны под погрузку-разгрузку… Из-за этого пассажирский электропоезд не может ехать со скоростью 60-80 километров в час, где-то снижает до 40, а то и вообще ползет…

Избавившись от лишних «примыканий», можно повысить скорость, следовательно, и пропускную способность, сократить интервалы движения.

Москвичи смогут быстро и без труда передвигаться по городу электричками, минуя уличные пробки.

Кроме того, запланировано строительство дополнительных путей — третьего, четвертого, тогда скоростные электрички пойдут без лишних остановок в города Подмосковья, их не будут занимать пассажиры ближних пригородных зон.

Дрова — со двора!

РГ: Под «примыканиями» вы имеете в виду грузовые дворы?

Пехтерев: В первую очередь. Мы закрываем пять грузовых дворов, которые располагаются в центре города: Москва-Товарная-Ярославская, Москва-Товарная-Киевская, Москва-Товарная-Рижская, Москва-Товарная-Смоленская и Москва-Товарная-Октябрьская.

РГ: А что будет с грузоперевозками — Москва ведь не может обойтись без продуктов, товаров?

Пехтерев: Конечно, город должен нормально жить. Крупнейший контейнерный терминал будет на станции Москва-Товарная-Курская, где за счет территории завода Войтовича можно увеличить площадь грузового двора.

Но, согласно генеральной схеме, столицу следует полностью освободить от транзитного грузопотока. Он должен уйти за пределы Большого окружного кольца. Здесь развиваем три сортировочные станции: Бекасово, Орехово-Зуево и Ожерелье. Они возьмут на себя все грузы, которые не являются обязательными для Москвы, но заходили для «обработки». Кроме того, на станции Белый Раст уже сооружается крупный логистический центр.

И главное — от части грузов освобождается Малое железнодорожное кольцо, где приступили к организации пассажирского движения. Кольцо станет связующей транспортной артерией города, соединив внутреннюю железную дорогу не только со станциями метро, но и с автобусными маршрутами, скоростными трамваями.

Плюс электрификация

РГ: Об этом кольце уже столько лет идут разговоры… А генеральная схема рассчитана до 2025 года. Значит ли это, что еще столько времени москвичам сидеть в проб ках?

Пехтерев: Конечно, нет. Уже начались работы по переустройству кольца, но пока оно даже не электрифицировано. Планируется, что к 2015 году Малое кольцо будет сдано «под ключ». Но частично пассажирское движение по нему откроется раньше. Первыми (возможно, к 2012 году) появятся 5 станций на участке от Канатчикова до Пресни: Площадь Гагарина с удобной пересадкой на станцию метро «Ленинский проспект», Лужники — по соседству со «Спортивной», Кутузовский проспект — рядом с метро «Кутузовская», Бережковская набережная и Сити.

Малое кольцо по конфигурации повторяет Кольцевую линию метро. Здесь будет 30 остановочных пунктов, из них примерно половина связана с линиями метрополитена. Планируется, что в час пик поезда будут ходить с интервалом 3-4 минуты, а в остальное время — 10 минут. Это, безусловно, поможет существенно разгрузить метрополитен, который уже забит «под завязку».

Вокзал — аэропорт

РГ: Сегодня с вокзалов можно добраться электричкой в любой аэропорт. Но как без проблем попасть из одного аэропорта в другой?

Пехтерев: Соединить между собой все столичные аэропорты — один из проектов генсхемы. По подсчетам города, примерно до 250 тысяч пассажиров перемещаются сегодня различными видами транспорта между этими точками.

Если их зацентрализовать, то в значительной степени освободятся дороги.

Уже создается крупный пересадочный узел в районе платформы Каланчевская, где можно оформить багаж, сесть в электричку и за 20-30 минут попасть в любой аэропорт Москвы. Рядом — площадь трех вокзалов, куда стекаются все железнодорожные направления. Каланчевка станет центром интермодальных перевозок между всеми аэропортами столицы, и будет принимать скоростные поезда из Санкт-Петербурга.

РГ: А все столичные вокзалы останутся на месте?

Пехтерев: Более того, к девяти существующим добавятся три новых. Кроме Каланчевки, появится Южный вокзал в районе площади Ильича, который возьмет на себя часть пассажиропотока с перегруженных Курского и Казанского вокзалов. Отсюда пойдут скоростные поезда в регион Минеральных Вод и на курорты Черноморского побережья Кавказа. Кстати, время в пути сократится до 15 часов. А в перспективе вокзал построят и в бизнес-центре Москва-Сити.

Вид за окном

РГ: А что делать с видом из окна? Сегодня вдоль железной дороги — и мусорки, и задники гаражей, и бомжи жгут костры…

Пехтерев: Все будет благоустроено. Когда прокладывали Третье транспортное кольцо, тоже шли по гаражам и мусоркам, а сегодня там — офисные здания, зеленые лужайки. В сферу благоустройства только Малого кольца попадает 8,5 тысячи гектаров.

РГ: И тут тоже будут офисы, жилье?

Пехтерев: В схеме есть ряд очень интересных решений. Например, над железнодорожными путями станции Москва-Смоленская появятся огромные торговые комплексы. Накроют диаметр между Белорусским и Савеловским вокзалами. Надпутевое пространство предлагается использовать и для создания недостающих стоянок, даже улиц. Если накрыть «железку» между Курским вокзалом и Каланчевкой, может получиться кусок дублера Садового кольца. Следовательно, на нем быстрее пойдет движение. Впрочем, что и где будет — решать городу.

Компетентно

Леонид Липсиц, руководитель столичного департамента транспорта и связи:

— Организация скоростных железнодорожных перевозок в ближайшие годы примерно в два раза сократит автомобильный поток из области. Сейчас в Москву ежедневно въезжают 400-450 тысяч машин, а будет 200-250 тысяч.

Кстати

По подсчетам специалистов, реализация генеральной схемы развития железнодорожного Мос узла приведет к тому, что от 300 до 320 миллионов пассажиров в год будут пользоваться электричкой в пределах Москвы. Сегодня их число не превышает 100 миллионов.

От метрополитена, который сейчас перевозит 9 миллионов человек, «железка» оттянет примерно от 15 до 20 процентов.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Декабрь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
В благодарность за труды