С ветерком или до ветру? | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

С ветерком или до ветру?

Московская правда  8 декабря 2008 г.
Татьяна Гармизе

Все течет, ничего не меняется

1 сентября 2008 года «МП» опубликовала мою заметку «Не красна Москва углами» о пущенном — в прямом смысле — на самотек туалетном сервисе в столице.

Количеством, явно недостаточным для многомиллионного города, и качеством городских туалетов проблема удовлетворения естественных физиологических потребностей человека не исчерпывается.

«Уважаемая Татьяна! Я многолетний подписчик «Московской правды» и знаю, что раньше вы часто и по делу критиковали Московскую железную дорогу за равнодушие к нуждам пассажиров. Имею в виду как отсутствие туалетов на ж/д станциях, так и возмутительное состояние кое-где еще работающих… Предлагаю вам продолжить борьбу за изменение отношения железнодорожного начальства к нам, пассажирам.

Ромушкин О. П., инженер-технолог».

Мирясь с позорной ситуацией, руководство МЖД игнорирует не только физиологию своих пассажиров, но и закон своего ведомства. Устав железнодорожного транспорта РФ гласит: «На железнодорожных станциях, открытых для… операций по перевозкам пассажиров, должны быть предусмотрены помещения для санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров». Открыты вышеперечисленные станции для пассажирских перевозок? Безусловно. А где «помещения»? Ищи ветра в поле! Но ведь пассажир — это «лицо, находящееся на территории железнодорожной станции, вокзала…» Почему же «лицо» должно рыскать в поисках удобств по задам территорий?

Унитаз белый-беленький…

С недавних пор у некоторых ж/д станций стали появляться синие кабинки. Но, во-первых, лишь у некоторых, во-вторых, кабинки городские, платные. А устав гарантирует пассажирам БЕСПЛАТНОЕ посещение ж/д туалетов. Другое дело, что их нет или крайне мало. А должны быть! В постановлении главного госсанврача РФ (2003 г.) «О введении в действие «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» черным по белым сказано: «на ПЛАТФОРМАХ рекомендуется установка ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ туалетов… (выд. — Т. Г.)». Однако МЖД не только не обременяет себя дополнительными, но и спихивает с баланса ранее работавшие туалеты. Работавший с момента открытия движения на станции Подлипки, то есть минимум с середины прошлого века, стационарный бесплатный туалет, поразивший нашего читателя убожеством, не то отдан, не то продан рынку, прилепившемуся к станции под перестроечную сурдинку. А рынок, не будь дурак, вместо двух традиционных входов забацал один ОБЩИЙ, для М и Ж (вторая половина здания используется рыночными торговцами для хранения товара), и за этот «унисекс» взимает со всяк сюда входящего разнополого клиента 7 рэ, предоставляя за эти деньги доступ к старым унитазам и допотопной раковине с холодной водой.

Работает туалет с 8.00 до 20.00, а зимой до 19.00. А электрички, если руководство МЖД не в курсе, ходят с пяти утра до полуночи!

Другой туалет, в Павловском Посаде, перепрофилировали в кафе, построив рядом…

новый туалет. Поражает даже не рокировка (не логичнее ли строить новое кафе?), а коварство «игроков»: старый и, правду сказать, жалкий туалет был бесплатным, а в новом стоят новые унитазы. За такую «роскошь», по мнению новых хозяев заведения, и заплатить не грех! Только при чем здесь аппетиты бизнесменов? Последнее слово, согласно уставу, должны сказать руководители не туалетной, а железнодорожной отрасли. Но из руководителей, похоже, слова даже многолетней критикой не вытянешь. Тогда скажу я. Установка турникетов заметно повышает, как неоднократно заявляло железнодорожное начальство, сборы от продажи билетов. Поскольку турникеты уже установлены и в Павловском Посаде, и в Подлипках, почему не направить часть «выросших» сборов на компенсацию ПРОТИВОЗАКОННЫХ поборов с пассажиров? Или рост доходов железнодорожного ведомства не имеет отношения к его пассажирам?

Станция Мытищи не только оснащена турникетами, но и связана с Москвой «Спутниками», которые, опять же по словам ж/д начальства, тоже окупаются с лихвой. Казалось бы, на этой «европейской» станции — один стеклянный мост-конкорс с бутиками и недешевыми «едальнями» чего стоит! — на высоте будет и гигиенический сервис. Как бы не так. В зоне пешей доступности от «европы» два туалета. В одном, расположенном в глубине прилепившегося к платформе рынка (опять рынок!) и мало напоминающем европейские ватерклозеты, мне дали от ворот поворот по полной программе: «Мы частные, к железной дороге не касаемся, льгот нет». Другой, обозначенный на станционном указателе, вплотную примыкающий к платформе и выкрашенный в серо-синие цвета МЖД, по всем приметам «родной» для пассажиров. Однако стоило мне сделать шаг (в качестве эксперимента) в сторону кабинок, как за спиной раздался крик сидевшей у входа барышни: «Вход платный!» Из путаных объяснений служительницы, отважно реагирующей на «халявщиков», но почему-то испугавшейся редакционного удостоверения, невозможно было понять, на чьем балансе туалет, кто хозяин и как с ним связаться. Пришлось вставать на цыпочки и таращиться на висящие под самым потолком документы. Из которых следовало, что хозяином заведения является Гасанов Мубариз Темур-оглы, а разрешение ему выдала Центральная дирекция по обслуживанию пассажиров пригородного сообщения. Не удивлюсь, если сам Темур-оглы устава не читал. Но в дирекции-то права пассажиров знать обязаны! И точно: по словам заместителя начальника пригородной дирекции Михаила Полянского, чуть ли не главным условием при выдаче разрешения является взятое арендатором ОБЯЗАТЕЛЬСТВО беспрепятственно пускать в заведение «бесплатных» пассажиров с билетом, «дальним» или пригородным. Порукой неукоснительного соблюдения данного правила должна служить вывешенная в каждом туалете выписка из устава, причем висеть она должна не под потолком, а в доступном для ознакомления месте.

Активно сдавая в аренду едва ли не каждый клочок «своей» земли и пассажирских обустройств, железнодорожное ведомство в состоянии обязать арендаторов оснастить арендуемую территорию стационарным туалетом (на первых порах сойдет модуль, но только на первых!), куда пассажир с билетом допускается беспрепятственно. Первая жалоба — первое предупреждение, повторная жалоба — нарушителя устава берут на карандаш, третья жалоба — договор аренды расторгается. Если арендаторы клянутся, что едва зарабатывают на хлеб (лаваш, чурек), это их проблемы. Пассажиры здесь ни при чем.

Наши мыши — самые живучие в мире

Говорить о качестве туалетного обслуживания пассажиров трудно не только из-за сокрытия от них важной информации. Насмотревшись на погрязшие в нечистотах приплатформенные скворечники, я в надежде на более чистые впечатления обошла, точнее, объездила туалеты всех столичных вокзалов. Нечистот на полу и стенах ни в одном не было, но не было и другого: туалетной бумаги. То есть бумага была, но не в кабинках, а возле кассы, по сути — на пороге заведения. Сначала меня возмутил сам факт явно неуместной публичности: с какой стати человек должен афишировать свои физиологические намерения перед кассиром и посетителями, отматывая от рулона свиток по принципу «каждому по потребностям»? Присмотревшись внимательнее к рулону и его «потребителям», я возмутилась еще больше. Попытки самообслуживания со стороны клиентов-рукосуев пресекались на корню: кассир на свое усмотрение отматывал от рулона и вручал посетителю «лимит». Об отсутствии сушилок для рук и вонизме вместо дезодорирующих ароматов молчу, а о том, что «Санитарные правила» обязывают общественные WC иметь электрополотенца, даже не заикаюсь…

В ответ на опубликованные «впечатления» от состояния вокзальных уборных редакция получила два документа. Первый из ООО «Делси Сэтл», ненадлежащим, как говорилось в публикации, образом эксплуатирующего обслуживаемые туалеты. От имени работников туалетов Московской железной дороги «Делси…» информировал о том, с какими сложностями сталкиваются работники туалетов, вынимая из унитазов разбитые бутылки и использованные шприцы и по 24 часа в сутки смывая нанесенные нечистотами надписи на стенах кабин, борясь с наркоманами и мужеложцами.

Несмотря на это, рапортовало: туалеты сейчас превратились «в культурные пункты обслуживания, где люди бреются, моются, причесываются у зеркала, сушат волосы и слушают музыку». И вы хотите, восклицал «Делси…», выдавая этим восклицанием подлинную причину своего возмущения публикацией, чтобы все это счастье привалило пассажиру бесплатно только потому, что у него имеется какой-то там билет?

Второй отклик оказался ответом из управления дороги. Из него следовало, что и гигиена, и уборные берутся под жесткий ведомственный контроль, и во всех вокзальных туалетах отныне постоянно будет жидкое мыло и бумажные салфетки для рук. В качестве усилителя и закрепителя оперативной реакции МЖД на критику в редакцию пришло сообщение пресс-службы МЖД. «Как известно, туалеты являются «зоной риска» для санитарной безопасности, особенно если они общего пользования и находятся в людных местах, — сообщил редакции начальник пресс-службы Василий Буланцев. — Поэтому санитарно-эпидемиологический надзор Московской железной дороги особенно тщательно следит за чистотой вокзальных (и на том спасибо. — Т.Г.) санузлов. Проводятся проверки… туалетных комплексов на вокзалах. В каждом из них имеются моющие и дезинфицирующие средства, средства для личной гигиены пассажиров — мыло, салфетки, туалетная бумага… Так что пассажир может воспользоваться своим правом (бесплатного посещения. — Т. Г.) без малейшего риска для здоровья!» …На днях заглянула в туалеты Казанского и Ярославского вокзалов. В одном разит хлоркой, в другом вместо резиновых ковриков — грязные картонки! Музыки не слыхать, никто не бреется и не причесывается перед зеркалом, зато цыганка моет в раковине голову, аккурат под табличкой «Стирка и мытье головы в раковине запрещено». Заведует «ярославским» туалетом ООО «Делси Сэтл», которое рапортовало об очагах туалетной культуры и которому руководство МЖД предписывало для начала хотя бы устранить отмеченные в статье недостатки! Впрочем, жидкое мыло и салфетки для рук оно тоже предписывало, и не только «Делси…».

Первый унитаз в России появился в 1880-м, а сортирные баталии все еще сравнимы по накалу страстей разве что с билетными. Только бои за право уехать в нужный час в нужное место носят сезонный характер, а война балансодержателей (арендаторов-хозяев) писсуаров с рвущимися к ним (писсуарам) пассажирами приняла затяжной и, как окончательно стало ясно, мизантропический характер.

Тем временем

В Москве появится «карта туалетов»

Специальная карта, на которую будут нанесены все бесплатные и платные туалеты Москвы, будет издана до конца 2009 года, заявил в интервью Homepage.ru президент Российского туалетного объединения Владимир Моксунов.

Ожидается, что карту выпустят в электронном и печатном виде — будут приклеивать на уличные туалеты, а возможно, даже раздавать бесплатно горожанам. По словам Моксунова, идею «туалетной карты» он привез из Лондона, где такие карты уже давно существуют. Идею, по данным Homepage.ru, подхватили в Питере, и несколько частных и муниципальных организаций уже напечатали такие карты. А в Москве внедрить такие «технологии» оказалось сложней.

Но проблема, уверен президент РТО, не в нехватке туалетов, а в их качестве. «За рубежом возле туалета на улице стоит монетоприемник, а у нас сидят люди, поэтому нужно создавать условия для их работы и условия для хранения химических материалов», — настаивает Моксунов.

Между тем не так давно Российское туалетное объединение выпустило на улицы столицы так называемые туалеты на колесах. Правда, как признался Моксунов, по всей Москве курсирует всего несколько машин.

«В будние дни туалеты работают на остановках транспорта, по МКАД в пробках, а в выходные стоят возле крупных торговых центров», — рассказал Моксунов. «Посещение туалета на колесах стоит 15 — 20 рублей, как и везде», — добавил он.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Декабрь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
В благодарность за труды