ОАО РЖД потеряло грузы | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

ОАО РЖД потеряло грузы

КОММЕРСАНТЪ  17 декабря 2008 г.
Алексей Екимовский, Дмитрий Смирнов, Петр Мироненко

Тарифы на перевозку грузов по железной дороге в 2009 году вырастут на 8% вместо ранее запланированных 14%. Потери ОАО РЖД в объеме 50 млрд руб. должно компенсировать государство. Однако потери монополии могут оказаться гораздо выше. Грузоперевозки продолжают падать, опережая все ранее сделанные прогнозы,- в декабре снижение составит более 30%. ОАО РЖД надеется, что в 2009 году в самом худшем случае падение достигнет 17%. Но участники рынка и эксперты считают и этот прогноз слишком оптимистичным.

Вчера совет директоров ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) обсуждал возможную корректировку финансового плана и инвестпрограммы компании на 2009 год. Они были одобрены правительством 12 ноября, однако происшедший с тех пор резкий обвал грузовых перевозок потребовал существенных изменений прогнозов на следующий год. В ноябре грузоперевозки упали на 20,1% (см. «Ъ» от 9 декабря), но в декабре могут снизиться уже более чем на 30%. За первые две недели декабря падение составило 28%. Прогнозы на 2009 год ОАО РЖД не раскрывает. Однако член совета директоров госмонополии рассказал «Ъ», что на вчерашнем заседании обсуждались три сценария — падение объемов грузоперевозок в 2009 году на 6%, 12% и 17%.

Но участники рынка и эксперты называют эти прогнозы чересчур оптимистичными. Вице-президент группы FESCO (владеет компанией «Трансгарант») Сергей Гущин уверен, что «дно кризиса еще не достигнуто». «По моим личным ощущениям, в первом квартале 2009 года ситуация с погрузкой не стабилизируется»,- поделился с «Ъ» господин Гущин, не решившись прогнозировать объемы перевозок на более долгий срок. Данные грузоотправителей говорят о еще более масштабном снижении. Например, на Новолипецком металлургическом комбинате (НМЛК) «Ъ» сообщили, что падение производства стали в четвертом квартале 2008 года составит 44%. Такое же снижение в НЛМК отмечают и по перевозкам железной руды, а по коксующемуся углю — еще больше, поскольку НЛМК остановил две коксовые батареи мощностью около 1 млн тонн в год (восстанавливать их в 2009 году пока не планируется).

По мнению гендиректора исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, в первом квартале 2009 года падение массовых грузов (уголь, руда, песок), которые составляют основной объем перевозок по железной дороге, продолжится и составит не менее 40%, по генеральным грузам — не менее 20%.

«Положение будет выправляться только к концу второго квартала, когда начнется новый сезон обеспечения углем электростанций»,- полагает аналитик. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов прогнозирует сокращение отгрузок со стороны компаний горнометаллургического сектора в 2009 году в размере 40-45%, причем наиболее заметный вклад сюда внесут металлурги и производители руды — более 50%, в то время как угольщики, которые поставляют продукцию в том числе и в энергетический сектор, могут оказаться более стабильными, и сокращение может составить порядка 30%.

Притормозить падение грузоперевозок и поддержать грузоотправителей пытается государство. Как сообщил вчера Владимир Якунин, в 2009 году тарифы на железнодорожные грузоперевозки вырастут только на 8% при планировавшихся 14%. Выпадающие доходы в 50 млрд руб. ОАО РЖД должно компенсировать государство. «Это последняя информация, которую мы получили из правительства»,- добавил господин Якунин. В пресс-службе компании «Ъ» пояснили, что изменение в параметрах индексации тарифов пока только обсуждается, окончательное решение об этом еще не принято.

Как будет ОАО РЖД восполнять потери доходов от падения объемов грузоперевозок, в монополии не поясняют. В ноябре она планировала получить от них 1016,2 млрд руб. Однако тогда ОАО РЖД рассчитывало на рост объемов в 2009 году на 0,4%. Исходя из этих параметров и был определен объем инвестпрограммы в 433 млрд руб. Вчера Владимир Якунин сказал, что, по последним расчетам, ОАО РЖД сможет обеспечить вложение только 306 млрд руб., включая 41 млрд руб. по программе строительства инфраструктуры олимпийских объектов в Сочи. Остальные 127 млрд руб. компания надеется получить из бюджета. Однако господин Якунин признал, что инвестпрограмма на 2009 год может быть скорректирована. Источник «Ъ» в совете директоров ОАО РЖД уточнил, что рассматриваются варианты инвестпрограммы как с участием госбюджета, так и без него, поскольку «решение о господдержке еще не принято».

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Декабрь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
В благодарность за труды