Для РЖД начался период торгов с государством и выклянчивания денег | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Для РЖД начался период торгов с государством и выклянчивания денег

Коммерсант
02.12.2010
Железные дороги пройдутся по кредиторам
Александр Панченко
ОАО РЖД увеличит долговую нагрузку
Как и предполагал «Ъ», правительство утвердило бюджет и инвестпрограмму ОАО РЖД на 2011 год, оставив открытым острый вопрос о 2012-2013 годах. Минэкономики уже назвало требуемый монополией рост тарифов в 2012 году на 23% недопустимым. Если позиция государства не изменится и ОАО РЖД откажут в компенсации в 147 млрд руб., монополии придется к концу 2013 года почти удвоить кредитный портфель — до 561 млрд руб., что подорвет ее кредитные рейтинги и сделает привлечение средств более дорогим. В 2011 году ОАО РЖД уже планирует, вопреки обещаниям, увеличить кредитную нагрузку.
Вчера правительство утвердило инвестпрограмму ОАО РЖД на 2011 год в объеме 350 млрд руб. Как и предполагал «Ъ» 1 декабря, дискуссий относительно параметров финансового плана монополии на 2011 год также не возникло. Но ключевой вопрос о необходимости роста тарифов на грузоперевозки в 2012 году на 23% потребует дополнительной проработки, сообщили «Ъ» в Минтрансе. Правительство вернется к обсуждению в первом полугодии 2011 года. Однако глава Минэкономики Эльвира Набиуллина уже вчера заявила, что необходимости пересматривать ранее принятые тарифные решения нет, потому что «тариф для РЖД — это издержки для компаний всей страны». Сейчас утвержден рост тарифов в 2012 году только на 7,4%. В ОАО РЖД вчера уточнили, что не будут настаивать на росте 23%, назвав цифру «ориентиром для правительства».
Однако в проекте финансового плана РЖД на 2011-2013 годы говорится, что в случае недоиндексации тарифов компания не только станет убыточной (см. «Ъ» от 1 декабря), но и будет вынуждена увеличить к концу 2013 года кредитный портфель на 230 млрд руб. — до 561 млрд руб., что приведет к критичному отношению чистый долг/EBITDA в 2,18 в 2012 году (в 2010 году этот показатель составил 1,08, в 2011 году прогнозируется на уровне 1,41) и 2,21 — в 2013 году. Это повлечет снижение кредитного рейтинга ОАО РЖД, считают в монополии (сейчас у нее рейтинг Fitch BBB) и увеличит стоимость кредитования. Аналитик долгового рынка Банка Москвы Егор Федоров согласен, что для ОАО РЖД отношение чистый долг/EBITDA на уровне 2,2 является критичным. По его словам, изменение кредитных рейтингов приведет к увеличению средневзвешенной ставки по займам до полупроцента, что «в масштабах столь крупной компании приведет к большим расходам на обслуживание долга».
Если индексация пройдет по плану ОАО РЖД или государство компенсирует недополученные доходы (323 млрд руб. в 2012-2013 годах), то монополия снизит кредитный портфель до 306 млрд руб., а отношение чистый долг/EBITDA не превысит 1, говорится в финплане. Однако в следующем году ОАО РЖД, вопреки собственным обещаниям, увеличит долговую нагрузку.
В целом в 2011 году монополия планирует привлечь порядка 40 млрд руб. В частности, предполагается, что ОАО РЖД разместит еврооблигации двумя траншами на общую сумму до 500 млн швейцарских франков (15,7 млрд руб.). Кроме того, компания намерена разместить серию биржевых облигаций на сумму 10 млрд руб. сроком на три года и серию корпоративных облигаций на сумму 10 млрд руб. сроком на десять лет. Также планируется повторно выставить выкупленные в текущем году корпоративные облигации на сумму 5 млрд руб.
В июле старший вице-президент ОАО РЖД Вадим Михайлов уверял, что в 2011 году «компания планирует прибегать к заимствованиям лишь для улучшения качества кредитного портфеля». В проекте финансового плана говорится, что основные привлечения 2011 года нужны для того, чтобы профинансировать погашение облигаций серии 08 и частично погасить кредиты West LB, Deutsche Bank и Calyon. Однако чистое увеличение основного долга при выполнении программы заимствований составит 6,2 млрд руб. Как пояснили вчера в ОАО РЖД, деньги пойдут на финансирование текущей деятельности компании.
В 2012 году при росте тарифов на 23% или получении компенсации компания намерена занять 29 млрд руб. (через кредиты и облигации). Это приведет к снижению величины основного долга на 3,1 млрд руб. В 2013 году привлечений компанией не планируется, ожидаемое снижение величины основного долга — 43,5 млрд руб. Стоимость заемного капитала на 2011-2013 годы компанией оценивается на уровне 8-8,3%. В 2010 году этот показатель, по данным ОАО РЖД, составляет 8,56%.
Егор Федоров говорит, что сейчас бумаги монополии торгуются на хорошем уровне — аналогично облигациям «Газпрома». Средний диапазон доходности по бондам ОАО РЖД составляет 6-7,5%. Михаил Галкин из «ВТБ Капитала» уверен, что ОАО РЖД без проблем разместит весь заявленный объем бумаг, приводя в пример 2009 год, когда локальный рынок «переварил» облигации монополии на 140 млрд руб. Аналитик полагает, что еврооблигациям компании тоже обеспечен успех — этот сегмент рынка воспринимает ОАО РЖД как качественного заемщика.

Чуть ранее на эту тему
Коммерсант
01.12.2010
Железные дороги поворачивают в бюджет
Александр Панченко
ОАО РЖД снова просит денег у государства
ОАО РЖД начинает борьбу за бюджет на 2012-2013 годы. Сегодня монополия объяснит правительству, что в 2012 году ей нужен рост тарифов на 23%, или 147 млрд руб. компенсации выпадающих доходов. При плановом росте на 7,4% ОАО РЖД ожидает убытка в 11,5 млрд руб., угрожая сокращением ремонта путей и увольнением 42 тыс. человек. В 2013 году ситуация усугубится и дефицит доходов превысит 176 млрд руб. Кроме того, ОАО РЖД дополнительно просит 447 млрд руб. до 2015 года на инвестиции. В Минэкономики подчеркивают, что дискуссия только начинается, а расчеты ОАО РЖД могут быть ошибочными.
Сегодня пройдет заседание президиума правительства, в повестку которого внесен вопрос об утверждении финансового плана и инвестпрограммы ОАО РЖД на 2011-2013 годы. Об этом «Ъ» сообщили источники в правительстве и монополии. «Ъ» удалось ознакомиться с деталями плана. В 2011 году ОАО РЖД ожидает доходы в размере 1238 млрд руб. (1414,2 млрд руб. с учетом дочерних обществ) и прибыли в размере 2,7 млрд руб. (16,9 млрд руб.). Погрузка должна вырасти на 3,2%, грузооборот — на 6,1%. Инвестпрограмма составит 349,2 млрд руб.
Однако в основном в документах обсуждается проблема бюджета и инвестпрограммы на 2012-2013 годы. И здесь монополия ставит государству довольно жесткий ультиматум. ОАО РЖД подчеркивает, что в 2009-2010 годах уровень его тарифов сдерживался для поддержки экономики в кризис. Монополия при этом получала компенсацию выпадающих доходов. Но в 2012-2013 годах компенсации не предусмотрены, а тарифы должны вырасти по предварительно утвержденному правительством плану всего на 7,4% и 6,4% соответственно (в 2011 году — на 8%).
В ОАО РЖД на базе утвержденной в августе методики ФСТ, аналогичной методике RAB-тарифов энергетиков рассчитали экономически обоснованный уровень тарифов. Монополия считает необходимым увеличить тарифы в 2012 году на 23%, а в 2013-м — на 7,5%. В таком случае прибыль ОАО РЖД (с учетом дочерних обществ) составит 108,2 млрд и 133,6 млрд руб. соответственно. В случае сохранения нынешних темпов роста ОАО РЖД оценивает недополученные доходы в 146,8 млрд руб. для 2012 года и 176,4 млрд руб. для 2013 года.
При этом холдинг в целом получит убытки в размере 11,5 млрд и 13,7 млрд руб., а головная компания (из которой с 2011 года почти полностью выведены пассажирские перевозки и оперирование вагонами) — 31,5 млрд и 35,8 млрд руб. ОАО РЖД предлагает правительству либо согласиться на резкий рост тарифов, либо компенсировать выпадающие доходы из бюджета.
В противном случае, утверждают в монополии, ей придется снижать расходы и инвестпрограмму с существенным ущербом для работы. В частности, только в 2012 году ОАО РЖД сократит ремонт путей на 3 тыс. км, уволит 42 тыс. (5%) сотрудников, снизит закупки локомотивов на 30%. Это «приведет к риску снижения безопасности» и усугубит инфраструктурные ограничения. По данным монополии, уже в 2009 году она не смогла перевезти 46,8 млн тонн грузов (4,2% от общего объема погрузки по сети железных дорог). В январе-октябре к погрузке не принято 69,3 млн тонн (6,5%), что обернулось потерей 50 млрд руб. доходов.
Но даже принятие экономически обоснованного уровня тарифов и сохранение плановой инвестпрограммы ОАО РЖД «не позволяет остановить старение основных фондов и обеспечить требуемое экономикой развитие железнодорожной инфраструктуры». Сама монополия выделяет в инвестпрограмме проекты «обновления» и «развития» и требует дополнительных денег на развитие от государства — 447 млрд руб. до 2015 года.
Эти деньги должны быть направлены в уставный капитал ОАО РЖД или монополия к 2015 году не сможет вывозить порядка 100 млн тонн грузов в год. Основными узкими местами будут подходы к портам северо-запада и юга России, железнодорожные линии к Западно-Сибирскому нефтегазовому комплексу, выход из Кузнецкого бассейна, БАМ, Транссиб и порты Дальнего Востока, а также московский транспортный узел.
В документах подчеркивается, что государство вернет свои вложения через положительный эффект от развития железных дорог в других отраслях экономики за счет «налогов и сборов». По расчетам ОАО РЖД дополнительный приток денег в «бюджетную систему» составит к 2021 году более 500 млрд руб.
В ОАО РЖД и Минтрансе проект финансового плана и инвестпрограммы не комментируют. Источник «Ъ» в Минэкономики уточняет, что сегодня все-таки основным вопросом будет подведение итогов 2010 года и утверждение параметров бюджета 2011 года, а дискуссия вокруг 2012-2013 годов «только начнется». «Скорее всего, будут заслушаны предложения, предметно же к этому вопросу правительство вернется летом 2011 года»,- полагает собеседник «Ъ». Однако он называет рост тарифов на 23% «нонсенсом», полагая, что причиной появления этой цифры стало несовершенство методики ФСТ. «Не исключено, что методику попросят доработать»,— добавил чиновник.
Юлия Цеплянова из BNP Paribas соглашается, что вероятность роста тарифов в 2012 году на 23% «близка к нулю». «Значимость железных дорог слишком велика для экономики, поэтому, скорее всего, будет найден компромисс»,— поясняет эксперт, полагая, что текущее предложение ОАО РЖД — лишь переговорная позиция. Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» считает, что грузоотправители могли бы «пережить» резкий рост тарифов, но тогда монополии надо готовиться к потере части грузов в пользу автотранспорта.
Если же государство сохранит низкие тарифы, но выплатит монополии компенсации и даст ей дополнительные инвестиции, это приведет к росту расходов бюджета в 2012 году на 259,7 млрд руб. (на 2,7%), в 2013 году — на 235 млрд руб. (на 2,3%), при том что дефицит бюджета и так должен превысить 1,7 трлн руб. в год. Но Юлия Цеплянова полагает, что у ОАО РЖД есть хорошие шансы получить деньги на развитие инфраструктуры. «Конечно, этот вопрос быстро решен не будет, но в перспективе государство должно будет вкладывать деньги в развитие железных дорог»,— считает эксперт, уточняя, что на эти цели могут пойти доходы от возможной продажи части акций ОАО РЖД после 2013 года.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Декабрь 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
В благодарность за труды