- О РЖД
- Станции
- Контейнеры
- Карты и схемы
- Пасс. перевозки
- Безопасность движения
- История
- Путь
- Узкоколейки
- Локомотивы
- Грузовые вагоны
- Тормозные системы и автосцепка
- Организация движения поездов
- Грузовая и коммерческая работа
- СЦБ и связь
- Электроснабжение
- Прочие хозяйства
- Метрополитен
- Скоростные поезда
- Cервисы 1520mm.ru
- Обзор прессы
- Коротко о транспорте
Минэкономразвития раскритиковало методику РЖД по индексации тарифов
«РБК daily»
08.12.2010
Минэкономразвития раскритиковало методику индексации тарифов на грузоперевозки РЖД
Милана Челпанова
Минэкономразвития (МЭР) раскритиковало предлагаемую «Российскими железными дорогами» методику индексации тарифов на грузоперевозки. Основываясь на своих расчетах, РЖД предлагали в 2012 году увеличить тарифы на 23%. Минэкономразвития пока соглашается с повышением на 7,4%, указывая, что железнодорожная монополия завысила свои финансовые потребности, вместо того чтобы сокращать расходы.
РЖД уже не первый год борются за включение в тариф на грузоперевозки «инвестиционной составляющей» — затрат на инвестиции. И добившись существенной поддержки в лице Федеральной службой по тарифам (ФСТ), которая утвердила методику индексации тарифов, включающую «инвестсоставляющую» (согласно которой в 2012 году тарифы должны вырасти на 23%), РЖД пока не удается убедить в своей правоте правительство.
Так, правительство, утвердив в начала декабря рост тарифов на грузоперевозки в 2011 году на 8%, оставило открытым вопрос о 2012—2013 годах. Минэкономразвития РФ назвало предлагаемый монополией рост тарифа на 23% недопустимым. «Считаем необходимым не пересматривать пока тарифное решение», — заявила 1 декабря Эльвира Набиуллина. По ее данным, пока утверждена индексация тарифа на 2012 год на 7,4%. Премьер-министр Владимир Путин принял решение о создании комиссии по инвестпрограмме РЖД на 2012 год. Возглавит комиссию вице-премьер Сергей Иванов.
Сейчас ведомство Эльвиры Набиуллиной предлагает изменить одобренную ФСТ методику расчета индексации тарифов РЖД и «убрать из методики RAB», то есть затраты на инвестиции. В министерстве пояснили РБК daily, что по этой методике в «базовый капитал» РЖД, на основе которого рассчитывается тариф, включен весь капитал, который будет инвестирован в объекты, относящиеся ко всем видам деятельности компании, в том числе нерегулируемым. «То есть те виды деятельности, которые РЖД осуществляют по нерегулируемым ценам и тарифам, к примеру ремонт вагонов, услуги локомотивной тяги для маневровых работ и другие, также будут участвовать при формировании базового капитала», — пояснили РБК daily в МЭР.
Также в методике РЖД не предусмотрен механизм разделения на капитал, инвестируемый монополией за счет собственных источников и вносимый в виде субсидий из федерального бюджета (учитывается лишь тот капитал, который вносится в уставный капитал компании), отметили в ведомстве. «Принятие этой методики полностью демотивирует РЖД к сокращению расходов, повышению внутренней эффективности, а главное — к изменению структуры инвестиционной программы с целью повышения эффективности вложений», — отмечают в Минэкономразвития.
С этим согласен и аналитик Rye, Man & Gor Securities Константин Юминов. «РЖД — достаточно неэффективная компания с точки зрения управления затратами. Естественно, это приводит к убыткам, которые монополия хочет компенсировать за счет грузоотправителей. В этом смысле логика РЖД понятна», — отмечает эксперт.
Однако в РЖД не перестают утверждать, что включение в методику расчета тарифа «инвестиционной составляющей» необходимо компании. «Серьезных возможностей покрывать операционные убытки доходами от продажи пакетов акций у РЖД нет. Кроме того, мы убеждены, что это экономически неэффективный путь, который позволяет оттягивать решение проблемы несбалансированности доходов и расходов РЖД», — заявил вчера вице-президент железнодорожной компании Вадим Морозов. По оценкам РЖД, на развитие железнодорожной инфраструктуры только основных направлений сети до 2020 года требуется инвестировать порядка 2,2 трлн руб.