О тарифах на грузовые перевозки в 2011 году | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

О тарифах на грузовые перевозки в 2011 году

Независимая газета
13.12.2010
Тарифные долги государства
Сергей Киселев
Федеральным властям придется компенсировать РЖД часть расходов на грузоперевозки
Тарифы, сборы и платы на грузовые железнодорожные перевозки с 1 января будут индексированы на 8%. Решение об этом накануне утвердила Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Российские железнодорожники рассчитывали на большую индексацию, и решение службы можно назвать принятым в интересах компаний – потребителей услуг «Российских железных дорог». Хотя в 2011 году государству придется компенсировать потери перевозчиков, в скором времени Россия, очевидно, перейдет к новым методикам расчета тарифов на грузовые перевозки. Они существенно повысят ставки, однако дадут возможность транспортной отрасли развиваться более активно.
В макроэкономической политике России система ценообразования для ОАО «РЖД» занимает особое место: тарифы на услуги железнодорожного транспорта устанавливает не сам монополист, а государство – в лице правительства РФ. Федеральные власти много лет сдерживали эти тарифы, что привело к серьезной диспропорции – рост цен в промышленности за 2003–2008 годы в 1,4 раза превысил показатели индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
Развитие железнодорожной инфраструктуры – сфера прямых интересов государства. А потому правительство, устанавливая для «РЖД» тарифы ниже экономически обоснованных, должно обеспечить компанию необходимыми средствами, чтобы она могла оказывать услуги по перевозке грузов и пассажиров. Тем не менее в 2003–2008 годах «РЖД» не получали дотаций от государства – исключением были субсидии на пассажирские перевозки с 2008 года. Все инвестиционные программы компания финансировала за свой счет, привлекая заемные средства и реализуя совместные проекты. Причина в том, что в это время доходы от грузоперевозок были стабильными – прирост погрузки был обеспечен на уровне 12,3%, грузооборота нетто – на 26,8%.
Но в 2009 году государство для антикризисной поддержки экономики решило снизить параметры индексации грузовых тарифов компании с экономически обоснованных 14 до 8%. Разрыв в доходах Центр компенсировал субсидией в размере 50 млрд. руб. Только это позволило «РЖД» избежать увольнения более 180 тыс. сотрудников и выполнить минимальную программу по поддержанию инфраструктуры. Хотя кризис прошел, в 2010–2011 годах грузовые тарифы индексируются низкими темпами, и за нескольких лет у государства накопился своеобразный тарифный долг перед «РЖД», который выражается в недоиндексации грузового тарифа.
Ситуацию для «РЖД» могут изменить новые принципы расчета экономически обоснованной доходности капитала железнодорожного транспорта, заложенные в 2009 году правительством РФ. Федеральная служба по тарифам совместно с Минэкономразвития в августе этого года приняли Методику расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли. Эта методика, аналогичная методике RAB, – принципиально новый подход к формированию экономически обоснованных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, но широко применяется для других госмонополий. Так, государством установлены параметры индексации через RAB-тарифы для ОАО «Федеральная сетевая компания» в 2010-м – на 51,1%, 2011 году – 31,2%, в 2012 году – 24,72%. Если индексация произойдет, в «РЖД» значительный рост тарифов будет только в первый год регулирования. Уже в 2013 году индексация составит около 7,6%, и далее ее размер будет уменьшаться.
ОАО «РЖД» вынесло на рассмотрение правительства РФ два варианта финансового плана на 2011–2013 годы: c экономически обоснованной индексацией тарифов и с выделением государственных субсидий. В первом случае расчет, произведенный по формулам ФСТ, позволял провести в 2012 году индексацию в размере 23%, но «РЖД» не настаивали на таком росте тарифов. Второй вариант предусматривает выделение государством субсидии в размере 146,8 млрд. руб. в 2012 году. Железнодорожники в принципе готовы предложить и еще одну возможность развития транспортной системы РФ – выпуск инфраструктурных облигаций. Этот вид ценных бумаг используется во всем мире при строительстве инфраструктурных объектов с длительным сроком окупаемости. Инфраструктурные облигации могут стать гарантией поддержки транспортных проектов властями РФ, которая позволит привлечь большее число инвесторов.
Пока же железнодорожники ставят перед регуляторами вопрос о необходимости поэтапного вывода тарифов на грузовые перевозки на экономически обоснованный уровень и прогнозируют, что потеря базы доходов при сокращении индексации грузовых тарифов до уровня инфляции приведет к убыткам компании и уменьшению возможностей для инвестиций. По оценкам ОАО «РЖД», на развитие железнодорожной инфраструктуры только основных направлений сети до 2020 года требуется инвестировать около 2 трлн. 240 млрд. руб.
«Восьмипроцентная индексация тарифа режет в первую очередь все инвестиционные программы железных дорог, и это решение означает отказ от развития железных дорог России, – считает первый заместитель председателя комитета по транспорту Госдумы РФ Владимир Клименко. – Железнодорожники не могут возить грузы бесплатно. От замораживания тарифов будет сиюминутный эффект, но экономика растет, и через некоторое время сами производители скажут: дороги не строились, техника не закупалась, и нам теперь не на чем перевозить продукцию. Если пойти по пути низких тарифов, чтобы транспортная отрасль развивалась, государству придется компенсировать потери железнодорожников».

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Декабрь 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
В благодарность за труды