- О РЖД
- Станции
- Контейнеры
- Карты и схемы
- Пасс. перевозки
- Безопасность движения
- История
- Путь
- Узкоколейки
- Локомотивы
- Грузовые вагоны
- Тормозные системы и автосцепка
- Организация движения поездов
- Грузовая и коммерческая работа
- СЦБ и связь
- Электроснабжение
- Прочие хозяйства
- Метрополитен
- Скоростные поезда
- Cервисы 1520mm.ru
- Обзор прессы
- Коротко о транспорте
Головокружительные проекты города «Москва»
Вечерняя Москва
13.12.2010
Готовы на сорок процентов
Анатолий Сидоров
Развитие в Москве международного финансового центра позволит решить ряд городских проблем
Несмотря на финансовый кризис, идея создания в России международного финансового центра (МФЦ) не снята с повестки дня. Более того, кризис мировых валют, ситуация вокруг доллара, евро и существующих финансовых рынков, неэффективная деятельность мировых финансовых структур ставит задачу создания новой мировой финансовой архитектуры. Москва, несомненно, входит в число растущих региональных финансовых столиц.
О ее роли в создании МФЦ корреспонденту «Вечерки» рассказала Марина Оглоблина, исполняющая обязанности министра правительства Москвы, руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы.
Почему тут?
– Марина Евгеньевна, почему именно Москва, а не, скажем, Санкт-Петербург, Северная столица государства определена руководством страны на роль международного финансового центра?
– Город является одним из крупнейших центров концентрации капитала не только на постсоветском пространстве, но и в Восточной Европе. На Москву приходится свыше 80 процентов финансовых потоков и более половины банковского капитала. В столице расположено почти 90 процентов штаб-квартир работающих в России зарубежных банков и международных финансовых организаций. На московских биржах сосредоточен основной оборот ценных бумаг российских компаний и банков. Здесь работают представительства крупнейших банков мира, таких как «Сити», «Райффайзен», «Юникредит», «БНП Париба», «Дойче банк» и целого ряда других, а также транснациональных корпораций, аудиторских фирм и инвестиционных компаний.
Темпы развития биржевой торговли таковы, что уже сегодня ведущая российская площадка – Московская межбанковская валютная биржа – входит в число крупнейших бирж мира. А по совокупному объему торгов она крупнейшая в России, странах СНГ. На нее приходится 98 процентов оборота российского фондового рынка.
Мы не на старте, а на взлете
– Однако опыт показывает, что международные финансовые центры формируются там, где есть интенсивный экономический рост и создаются необходимые законодательные и социальные предпосылки. В частности, возникновение финансовых центров в Сингапуре и Гонконге, которые потеснили в десятке признанных крупнейших финансовых лидеров благополучные Токио, Франкфурт и Женеву, наглядно показало, что для успешной реализации подобных проектов необходимо наличие нескольких макроэкономических опорных «точек роста»: экономика с потенциалом активного подъема; устойчивая национальная валюта; публичное владение акционерным капиталом; либеральное регулирование экономики страны. К сожалению, в настоящее время ни одно из этих положений нельзя отнести к разряду реализованных в нашей стране вообще и в столице в частности. А мы затеваем такую гигантскую финансовую стройку. Не слишком ли торопимся?
– В экономике Москвы не все так плохо, как иногда малюют. Ведь при создании МФЦ во внимание принимают такие параметры, как легкость выхода на рынок, наличие квалифицированного персонала, транспортная доступность, телекоммуникации, стоимость рабочей силы, инвестиционный климат, обеспечиваемый местными властями, баланс «цена–качество» по офисным площадям, доступность офисной недвижимости, лингвистическая подготовленность жителей, возможность комфортного передвижения внутри города, качество жизни, экология.
На заседании правительства Российской Федерации 5 февраля 2009 года был рассмотрен план мероприятий, направленных на создание в городе международного финансового центра, отвечающего современным требованиям. Сформирован и утвержден распоряжением правительства Москвы Консультативный Совет. В его состав вошли представители российского и международного финансового сообщества и экономической науки. Совет проанализировал профильные федеральные законы и выработал рекомендации и поправки к федеральным законам, которые касаются повышения уровня защиты имущественных и неимущественных интересов и прав российских и зарубежных инвесторов, работающих на российском финансовом рынке.
В целях информационного обмена, изучения особенностей институциональной среды, стандартов жизни в соответствующих городах создана совместная российско-немецкая рабочая группа по содействию развитию Москвы как МФЦ (во взаимодействии с ассоциацией «Франкфурт Майн Финанс», занимающейся продвижением международного финансового центра в городе Франкфурт-на-Майне).
В аналогичном ключе планируется развивать отношения со специализированными организациями Люксембурга и Парижа.
За дело взялись с двух сторон
– Как схематично выглядит процесс строительства городской экономики и политики в стиле под МФЦ?
– Все мероприятия по созданию в городе международного финансового центра можно условно разделить на две части.
Первая часть – это те мероприятия, которые должны быть выполнены федеральными органами государственной власти в плане становления финансовой инфраструктуры МФЦ. А именно: совершенствование законодательной базы в части финансовых рынков, формирование скоординированной системы регулирования финансовых рынков, наличие эффективной судебной системы, стимулирующей среды в области налогообложения финансовых операций, создание кадрового потенциала для работы на финансовом рынке и так далее.
Вторая часть – задачи развития нефинансовой инфраструктуры МФЦ, решаемые преимущественно органами власти Москвы.
– Но ведь при этом необходима тщательная взаимоувязанная проработка финансового участия в выполнении намеченных мер как со стороны федеральных органов власти, так и со стороны правительства Москвы?
– Она и происходит. К примеру, совместное финансирование строительства объектов, в основном дорожно-транспортной инфраструктуры города, предопределено тем, что указанный выше План мероприятий, подготовленный правительством Москвы, практически без изменений вошел в аналогичный план, разработанный Минэкономразвития и рассмотренный правительством Российской Федерации.
В практическом плане превращение Москвы в глобальный центр финансовых услуг означает привлечение новых долгосрочных инвестиционных ресурсов в город, способствующих модернизации экономики, росту налогооблагаемой базы, увеличению количества рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Это, в свою очередь, приведет к росту выплачиваемой в городе заработной платы, а значит – к повышению уровня жизни населения и увеличению общего объема потребительского спроса.
Полпути уже пройдено
– Если оценить нынешнее состояние экономики города, то сколько еще надо сделать для того, чтобы с уверенностью сказать, что Москва уже стала МФЦ?
– По оценкам специалистов Московского банковского союза на сегодня инфраструктура международного финансового центра (наличие офисных площадей, обеспеченность телекоммуникационными средствами и кадрами) сформирована в среднем на 40 процентов от уровня полноценно работающего финансового центра мирового класса. Это довольно высокий стартовый показатель.
С учетом численности персонала уже работающих в городе компаний и банков (до 60 тысяч) во вновь формируемом финансовом центре может появиться до 90 тысяч новых рабочих мест (это не считая обслуживающего МФЦ сектора в других сферах – гостиничной, транспортной, ресторанной и других разного рода услуг).
Принимая во внимание то, что в Москве и ближайшем Подмосковье проживают наиболее квалифицированные работники финансовой сферы, можно сказать, что 80 процентов рабочих мест в создающемся финансовом центре займет эта категория специалистов. До 20 процентов рабочих мест могут занять представители финансовых структур других регионов России.
В настоящее время наиболее приемлемым для размещения компаний финансового центра по наличию инфраструктуры является комплекс «Москва-Сити», площадь офисных помещений которого после введения в эксплуатацию всех объектов будет составлять 1 миллион квадратных метров.
В комплексе «Москва-Сити» планируется построить гостиницу, фитнес-центры, отделения банков, кафе, рестораны, СПА-салоны, торговые помещения.
– Практика показывает: финансовые рынки эффективно развиваются там, где средства связи и информатика отвечают мировым стандартам. А как обстоят дела с этим у вас в городе?
– Оценки состояния коммуникационной обеспеченности Москвы носят противоречивый характер. По данным экспертно-аналитического журнала «Вектор», издающегося «Внешторгбанком», развитие информационных технологий и их доступность для бизнеса в Москве недостаточны. В то же время в статье, опубликованной на веб-сайте «Мировая экономика», отмечается, что Москва по оснащению средствами связи и доступу к информационным технологиям в рекордно короткие сроки вошла в ряд развитых регионов мира. Состояние данной проблемы, по нашему мнению, требует отдельного изучения с участием Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Что касается существующей инфраструктуры города, она в целом соответствует международным требованиям и стандартам. Так, в Москве ликвидирован энергодефицит.
Реализация Программы развития и модернизации энергосистемы обеспечивает необходимую энергомощность и энергонадежность в городе.
За последние 3 года введено мощностей на 3 тыс. МВт, и в ближайшие 6 лет будет введено еще 7,5 тыс. МВт.
В городе решена проблема чистой питьевой воды. Москва раньше, чем Федеральное правительство утвердила и приступила к реализации про граммы «Чистая вода Москвы» на 2010–2012 гг. и на период до 2020 года.
На сегодня в городе работает более 200 гостиниц на 70 тысяч мест.
В последние годы при формировании рынка столичного жилья большое внимание уделялось сегменту элитного жилья и жилья бизнес-класса (то есть жилью повышенного уровня комфортности). Объем строительства коммерческого жилья в городе за последние 5 лет составил 14 миллионов квадратных метров. Активно строятся квартиры по типу «апартаменты», отвечающие требованиям иностранных специалистов.
Материально-техническая база торгового и бытового обслуживания, такси, аренды автомобилей в городе развита и, по-нашему мнению, особых проблем не составляет.
Улучшается и экологическая обстановка в Москве. На конец 2009 года в городе общая площадь озелененных территорий составила 33,1 тысячи гектаров, или 31,1 процента от всей его территории.
В столице образованы две новые природные территории: ландшафтный заказник «Тропаревский» и природно-исторический парк «Сокольники». Работают 34 автоматические станции контроля атмосферного воздуха.
Москва располагает развитой сетью учреждений социальной инфраструктуры. В городе работают 82 больницы, 221 поликлиника, 32 роддома.
Действует 88 театров, 38 музеев, 26 концертных залов, 27 выставочных залов, 14 парков.
На основании изложенного можно сделать вывод, что многие вопросы формирования социальной инфраструктуры международного финансового центра в Москве находятся в стадии решения.
– Что бы вы назвали основной проблемой в городе в настоящее время?
– Транспортная доступность. Исходя из предположения, что основным видом транспорта для приезжающих сотрудников иностранных компаний будет являться авиационный, основной акцент должен быть сделан на обеспечении скоростного улично-дорожного движения из трех аэропортов – «Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово», а также организации возможной их связи железнодорожным скоростным сообщением между собой. По нашему мнению, три московских аэропорта после завершения уже ведущейся их реконструкции могут в полной мере справиться как с существующим, так и с увеличивающимся пассажиропотоком.
Предусматривается строительство железнодорожных участков по связи с аэропортами: Химки–»Шереметьево» (новая железнодорожная линия), строительство 2-го главного пути на Киевском направлении МЖД на участке Лесной Городок–Аэропорт (в аэропорт «Внуково»), строительство 2-го главного пути на Павелецком направлении МЖД на участке Домодедово–Аэропорт (в аэропорт «Домодедово») с пассажирским терминалом.
Необходима также планомерная реализация планов по созданию полноценного хаба на территории московского авиаузла.
За границами Москвы на территории Московского региона необходимо выполнить следующие мероприятия: строительство автодороги «Столица» (автодорога Москва–Санкт-Петербург), строительство обхода города Одинцово (автодорога Москва–»Бородино»), реконструкция головного участка автодороги М-1 «Беларусь» на участке МКАД – город Одинцово, реконструкция автодороги М-10 «Россия» на участке от МКАД до дороги на «Шереметьево-1».
При этом целесообразно осуществлять строительство указанных трасс в рамках первоочередных мероприятий, то есть в период 2010–2015 гг.
– Какая роль отводится железной дороге в схеме создания МФЦ?
– Создание высокоскоростных железнодорожных магистралей Москва–Санкт-Петербург, Москва–Запад, Москва–Восток и Москва–Юг позволит обеспечить высокий уровень обслуживания международного финансового центра.
В соответствии с утвержденной 18.11.2008 г. № 1070-ПП правительством Москвы Генеральной схемой развития Московского железнодорожного узла, на расчетный срок намечается строительство обособленного 2-путного участка высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
Помимо высокоскоростных магистралей (ВСМ) Москва–Санкт-Петербург, предусматривается организация движения скоростных поездов в сообщении Москвы с Нижним Новгородом (Горьковское направление), Смоленском и Брянском (Смоленское направление), Курском (Курское направление), в связи с чем необходимо строительство новых пассажирских технических станций для обслуживания поездов ВСМ и поездов повышенной комфортности западного и южного направлений, строительство дополнительных главных путей на Смоленском и Киевском направлениях МЖД.
– В год празднования 100-летия Малого кольца Московской железной дороги говорилось о том, что оно будет развиваться, и очень стремительно.
Что намечается сделать?
– Для увеличения роли железной дороги в транспортном обслуживании города до 2015 года предусматривается реконструкция Малого кольца железной дороги, включая электрификацию, организацию совместного пассажирского и грузового движения поездов. А также сооружение 30 пассажирских остановочных пунктов, в том числе вблизи крупных действующих и проектируемых градостроительных комплексов, таких как ММДЦ «Москва-Сити», у станций метро «Войковская», «Владыкино», «Ботанический сад» (Китайский центр) и другие.
В заключение хотелось бы отметить, что как ни парадоксально, но любой кризис, помимо отрицательных моментов, дает возможность для устранения ошибок и повышения эффективности экономики.
Нынешний финансовый кризис еще раз показал все недостатки «сырьевой» модели развития, отчетливо обозначил необходимость реальной, а не виртуальной модернизации экономической политики, серьезного внимания к региональному и инновационному развитию как главному инструменту преодоления этого кризиса, инициирующего, в свою очередь, превращение Москвы в крупный финансовый центр международного уровня.