Гибрид доехал до Сколково | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Гибрид доехал до Сколково

Российская газета
12.01.2011
Гибрид доехал до «Сколково»
Юрий Медведев
Уральские ученые создают уникальный локомотив
Названы первые 16 проектов, которые получили прописку в иннограде «Сколково». Среди получивших свидетельство об участии и проект «Центра инновационного развития СТМ» из Екатеринбурга по созданию гибридных локомотивов нового поколения.
Почему гибрид? Эта идея давно витает в головах изобретателей. Ведь любая машина расходует энергию при разгоне и движении, зато при торможении ее, наоборот, вырабатывает. Обычно эта энергия просто теряется, уходит в тепло. А как заманчиво было бы «собрать» ее в каком-то накопителе, а потом пустить в дело. То есть создать своеобразный гибрид из двигателя и накопителя. Всяческих хитрых конструкций Кулибины придумали множество, но ни одна так и не стала серийной.
Сейчас ученые ведущих стран, в частности США, Японии, Франции, Великобритании, пытаются создать гибридные дизельные тепловозы с аккумуляторами. Причем речь в первую очередь идет о так называемых маневровых локомотивах. И понятно почему. Ведь именно они работают в «рваных» режимах с частым торможением и разгоном. Важно и само место их работы — вокзалы, сортировочные станции, крупные предприятия, например, химические, металлургические, нефтехимические и т.д. Здесь помимо экономии топлива важно еще и снижение очень вредных выбросов отработавших газов.
— Мы предлагаем создать гибридные тепловозы, которые снизят расход топлива на 30 процентов и на 60 выбросы в окружающую среду отработавших газов, — сказал корреспонденту «РГ» руководитель проекта Антон Зубихин. — Причем наша система в принципе отличается от всех «гибридов», которые пытаются создать сегодня в мире. Суть в следующем. Обычно на локомотив ставят аккумулятор, где и накапливается вырабатываемая при торможении энергия. Мы усложнили систему, установив еще и суперконденсатор, через который будет подзаряжаться аккумулятор.
Казалось бы, зачем лишняя головная боль? Дело в том, что «рваный» режим, с частой сменой циклов зарядка-разрядка, довольно быстро выводит аккумуляторы из строя. А суперконденсатор принимает удар на себя, намного продлевая жизнь накопительной батареи. Зубихин подчеркивает, что изюминка проекта даже не в создании такого гибрида из дизель-генератора, аккумулятора и суперконденсатора, а в математическом алгоритме компьютера, который «дирижирует» этим трио. Важно, что у ученых есть опыт создания подобной математики. Например, уральскими инженерами созданы уже серийно выпускаемые электровозы нового поколения «Синара» и «Гранит», у которых расход энергии снижен не менее чем на 30. Это удалось во многом благодаря внедрению системы компьютерного управления. Кстати, этот успешный опыт сыграл немалую роль в том, что предложенный сейчас уральцами проект получил свидетельство на участие в иннограде «Сколково». Важным аргументом стало и участие в нем не только российских, но и зарубежных специалистов, а также выпуск такой техники на отечественных предприятиях. Кроме того, по оценке Зубихина, их детище будет дешевле, чем у западных фирм. Авторы считают, что создаваемый ими гибридный локомотив заинтересует не только отечественную промышленность, но и выйдет на мировой рынок.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Январь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
В благодарность за труды