Каков уровень защищенности вокзалов от террористов? | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Каков уровень защищенности вокзалов от террористов?

СИТИ-ФМ
11.04.2011
Новости 20:45
ВЕДУЩИЙ: Компания РЖД решила на собственные деньги нанять сотрудников для охраны 6 тысяч объектов инфраструктуры. Такая необходимость связана с отсутствием требуемых сил транспортной полиции для обеспечения безопасности, сообщили в компании.

Ранее на эту тему
ТВ Центр
19.03.2011
«Новости» 17:48
Ведущий не указан
КОРР: Террор – от одного этого слова веет леденящим душу ужасом. По мнению психологов, те, кому волею судьбы выпало стать участником или просто свидетелем страшного события, необратимо меняются на всю оставшуюся жизнь. Счастливцам, узнавшим о подобном из телерепортажей, свежих впечатлений тоже хватает, но, увы, ненадолго.
Отправной точкой для этого выпуска стал один из наших недавних сюжетов о транспортной компании, производящей пассажирские перевозки по маршруту Москва – Тула. Оперативники организовали проверку, в ходе которой один из них под видом пассажира занял место в междугороднем автобусе.
Юрий Козлов: Автобус двинулся в сторону автобусного парка, где пассажиры должны были официально купить проездной билет при предъявлении документа, удостоверяющего личность, то есть паспорта. По прибытии на данный автобусный пункт лишь 1 пассажир, который находился в данном автобусе, официально купил себе билет при предъявлении паспорта. Остальные 14 человек остались сидеть в автобусе, которым диспетчер данного маршрута Москва – Тула выдал непонятные квитанции.
КОРР: Еще в начале прошлого года департамент транспорта и связи города Москвы принял ряд нормативных документов, в соответствии с которыми оплата проезда должна производиться в специализированных пунктах на автостанциях и только по предъявлении удостоверения личности, так же, как в поездах и самолетах. А вот как это, оказывается, выглядело на практике.
Людмила Синицына: Я захожу в салон, говорю: машина идет через автостанцию. Пассажиры, когда начинаешь говорить «через автостанцию», они разворачиваются и выходят из салона.
– А я вот сел первый раз в ваш автобус сейчас и чего-то не услышал.
Людмила Синицына: Потому что одна женщина зашла: «Я не поеду». Я говорю: «Вы не волнуйтесь, поедете. У кого нет паспортов, я обилечу».
КОРР: При этом, разумеется, и кассиры на автостанции тоже дружно делали вид, что все происходит по правилам, как и должно быть.
– Пассажир сейчас вот с этого рейса только единственный пассажир, купил билет по паспорту.
– Да.
– А почему?
– Ну, он предъявил паспорт.
– А остальных разве спрашивают паспорта?
– Ну, и там уже они решают.
КОРР: Итак, всем – и пассажирам, и перевозчикам – проще по-старому, безо всяких паспортов и прочих формальностей. Что ж, как известно, россияне в массе своей люди свободолюбивые, расхлябанные, они не любят, когда их берут на карандаш, и такое положение дел – просто раздолье для террористов. Неуловимые и неуязвимые, они проникнут, куда захотят, и, сделав свою страшную работу, уйдут безнаказанными.
Сотрудники правоохранительных органов уверены: в ближайшее время городские власти расторгнут договор с этой организацией-перевозчиком, и она будет лишена лицензии на право перевозки.
На железнодорожном транспорте ситуация принципиально иная. Всем нам хорошо известно: без предъявления паспорта вам и билет не продадут, и на поезд не посадят.
– К вам приходит пассажир, и у него билет не соответствует паспорту. Ваши действия?
Галина Чуркина: Мы отказываем в посадке такому пассажиру.
– Если у человека билет правильный, а он у вас вызывает какое-то сомнение, допустим, ведет себя как-то нервозно, видно, что он чего-то опасается, как вы тогда по инструкции должны действовать?
Галина Чуркина: Если я сомневаться буду, я приглашу начальника поезда.
Дмитрий Желомеев: За последние годы обозначилась тенденция возрастания угрозы совершения диверсионно-террористических актов на транспорте, в том числе и в сфере пассажирских перевозок. Было 31 марта текущего года, в соответствии с указом президента, должно быть завершено оснащение наиболее уязвимых объектов транспорта, объектов повышенной опасности специальными техническими средствами, обеспечивающими недопущение их уязвимости от актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта.
КОРР: Москва, Ярославский вокзал. Здесь на входе в помещение касс пригородных поездов, как и в других подобных местах, установлены рамки металлоискателей, что вызывает затруднение в проходе пассажиров и их понятное возмущение. В настоящее время, в соответствии с поручением президента России, на объектах транспорта организован стопроцентный сплошной досмотр всех входящих граждан сотрудниками правоохранительных органов. Но побочным явлением этих глобальных мер, естественно, становятся задержки и сопутствующая им нервотрепка.
Владислав Семенов: Это утренние и вечерние часы, когда пассажиропоток утром едет с области на работу, а вечером уезжает из Москвы в области. Вот в это время как бы идет пассажиропоток. Срабатывает рамка – сотрудник обязан остановить гражданина, досмотреть, что у него там, мелочь или что, ну, металлические какие-то части, нет ли взрывных устройств, других запрещенных предметов. В это время скапливается народ, некоторые возмущаются, некоторые понимают все эти меры.
КОРР: По словам сотрудников, ежедневно несущих здесь службу, в часы пик взрывы раздражения свободолюбивых пассажиров, которых задерживают и досматривают без, по их мнению, достаточных оснований, явление постоянное. Блюстители порядка, выполняющие свой долг, уповают на то, что неудобное нововведение скоро станет привычным и раздражение поутихнет.
Мы прибыли в аэропорт Домодедово, где подобные меры безопасности – вроде бы уже давнее правило. Но, как оказалось, и здесь конфликты, возникающие по вине опаздывающих пассажиров, увы, тоже вовсе не редкость.
Николай Подгорный: Опаздывают на рейс те граждане, которые уже опоздали в принципе, то есть они выехали в расчете на то, что они приедут и за 5 минут все сделают. Сотрудник в любом случае будет вынужден досмотреть этих граждан, но при этом суетящихся и ведущих себя неадекватно он вынужден по инструкции досматривать более тщательно. В этом и есть ловушка для торопящихся.
КОРР: Но так уж все мы устроены: в наших бедах вечно кто-то виноват, и на этот раз это, конечно же, он, блюститель порядка, который никак не желает понять, что мы опаздываем.
Николай Подгорный: Человек в форме, заступая на службу, инструктируется вежливым и внимательным в обращении с гражданами, и все равно перед ним ставится задача выполнения служебного долга. Поэтому, выполняя свой служебный долг, он изначально законом наделен правом ограничивать права граждан. И если ему законом предписано требовать от гражданина тех или иных мер, для выполнения которых он, собственно, и призван, граждане обязаны их выполнять. И обвинять сотрудника, что он что-то выдумывает от себя, не стоит. Относиться нужно лояльно. Он такой же гражданин, как и мы, и любой из нас. Единственное, что у него обязанности более специфические, и он их будет выполнять в любом случае.
КОРР: Психологам хорошо известно: раздражение, которое постепенно и исподволь накапливается внутри человека и только ждет выхода, обладает страшной разрушительной силой. И тогда на вполне обычный вопрос: «Что у вас в этом чемодане?» – раздраженный пассажир яростно шутит: «Бомба!» – еще не понимая, что он только что натворил.
Анатолий Жаров: На любое такое заявление, а любое слово «бомба», либо «оружие», либо «граната», либо «у меня взрывчатка находится», либо «у меня», либо в том, что досматривают, естественно, это жесткие меры задержания, фиксация с применением боевых приемов самбо. Вот. Значит, далее. Далее, в толпе находится очень много народу, люди как со слабой психикой, так же и люди, которые, возможно, бывавшие в каких-то горячих точках, которые были при каких-то бедствиях, потом вот эти все репортажи по телевидению о терактах, каждый день идет, что что-то где-то взрывается, они могут неадекватно это воспринять – начнется паника, суматоха, что приведет к каким-то жертвам. Обязательно будет давка, кто-то будет раздавлен, кто-то будет оттолкнут. Также в толпе находятся дети. Я обращаюсь ко всем людям, которые едут в аэропорт: не надо никогда провоцировать сотрудников, не надо.
КОРР: И это не просто слова. За последнее время только в одном Домодедове было зарегистрировано 5 подобных случаев, и по двум из них уже заведены уголовные дела. Остальные пока в стадии проверки, но уголовные дела также будут заведены обязательно.
Одно из важнейших свойств человеческой природы – это память, которая позволяет нам вспоминать и анализировать то, что было с нами. Но, быть может, не менее важен дар забвения, когда мы забываем все страшное и неприятное и начинаем каждый день с нового листа. Всего полтора месяца назад здесь прогремел страшный взрыв, унесший десятки человеческих жизней, а мы уже не помним и ничего не опасаемся.
Безнадежно наивным выглядел бы в наше время человек, полагающий, что террористическая угроза осталась в прошлом. Быть может, прямо сейчас где-то окончательно утверждают планы очередной акции устрашения и выбирают место, чтобы провести ее с максимальной эффективностью, а мы, вращаясь в кругу своих важных, неотложных забот, когда снисходительно, а когда и с раздражением смотрим на отчаянные усилия тех, кто, вопреки всему, противостоят страшной угрозе.

Первый
18.03.2011
«Новости» 09:09
Ведущий не указан
ВЕДУЩИЙ: На вокзал со скрытой камерой. Система безопасности на российских транспортных объектах внешне заметно изменилось. По крайне мере, почти на всех крупных вокзалах теперь стоят рамки металлодетекторов. Но даже там, где оборудование появилось, оно работает далеко не всегда. Наш корреспондент Александр Сиротин проверил это на собственном опыте.
КОРР: Эти кадры из Новосибирска: 2 рамки, 1 полицейский. Все время, сколько снимала камера, он задумчиво стоял. Если бы не форма, можно было бы подумать, что мужчина просто кого-то ожидает. Через минуту на подмогу подходит коллега. После смены караула активности у рамок безопасности не прибавилось. Через них по-прежнему проходить не обязательно – каждый второй их просто обходит стороной.
А это Калининград. Тут металлоискателей нет вообще. Полиции – тоже.
Наш коллега ходил по территории вокзала со скрытой камерой довольно долго: перрон, кассовый зал, центральный вход. Ни одного представителя правоохранительных органов опытный оператор в кадр так и не поймал.
В Кирове тоже живут без металлодетекторов на вокзале, зато сотрудники полиции с обученными собаками на объекте дежурят. Но это, скорее, из-за телефонных хулиганов, что регулярно сообщают о заложенной взрывчатке.
Андрей Абашев: В этом году это уже третий факт анонимного сообщения о заложенном взрывном устройстве на вокзале. То есть во всех трех случаях лица причастные были установлены.
КОРР: К счастью, все звонки были ложными, что, вероятно, сказалось на бдительности блюстителей порядка: появление мужчины с двумя тяжелыми коробками в руках оставило их равнодушными.
Совсем другая картина в столице: здесь и рамки, и полиция. Только непонятно, по какому принципу пассажиров досматривают. Индикаторы металлоискателей горят беспрестанно, а содержимое сумок проверяют выборочно.
Рамка не запищала, потому что в это рюкзаке нет металла. Зато у милиционеров в инструкции есть пункт, согласно которому, даже если детектор молчит, сомнительных личностей с крупным багажом за плечами тоже нужно проверять.
12:55 для Ленинградского вокзала это не час пик, но здесь даже не нашли времени для того, чтобы проверить человека со скрытым лицом и огромным багажом за спиной.
А это Курский вокзал в Москве. Чтобы всех пропустить сквозь рамки, работает 2 входа. Один – для пригородных пассажиров, в другой идет смешанный поток. Может быть дело в том, что съемочная группа не скрывала своего присутствия, но здесь проверяют и тех, на кого реагируют детекторы, и просто подозрительных лиц с негабаритной кладью.
Константин Кравцов: Крупные рюкзаки, спортивные рюкзаки, сумки, баулы, хозяйственные сумки, которые использовали раньше челноки. То есть все такое, что возможно может использоваться при проносе любого противозаконного материала, средства.
КОРР: У пассажиров к такому режиму работы вокзала отношение неоднозначное.
– Время я потерял ноль, так что мне все равно.
– Нормально. Обязательно надо.
– Почему?
– Для безопасности.
– После драки кулаками не машут, правильно? Если уже что-то произошло, значит в следующий раз произойдет там, где этого нет.
– Ставить машинку просвечивающую – это будет эффективнее.
КОРР: На Курском вокзале, по пригородному направлению в пиковое время проходит до 50 тысяч человек за час. Если на досмотр каждого тратить хотя бы 5 секунд, проверка всех желающих уехать вечером из Москвы займет несколько дней. Очевидно, что при существующей системе контроля это нереально. Изменить ее поможет высокотехнологичное оборудование, которое, вполне возможно, уже скоро появится на станциях метро и вокзалах.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Март 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
В благодарность за труды