Новая аппаратура для железнодорожников | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Новая аппаратура для железнодорожников

Российская газета

26.04.2011
Стал семафор зеленый
Владимир Рязанов
Саратовские машиностроители создают железнодорожную технику нового поколения
Электротехнический завод «ГЭКСАР» (ЭТЗ «ГЭКСАР») предложил российским железнодорожникам изделие, не имеющее аналогов в отечественном машиностроении.
На саратовском предприятии прошли заводские испытания новой продукции. В центре внимания инженеров прибор — по виду небольшая плоская металлическая коробка со световым датчиком. Вполне штатная заводская ситуация, если бы не такой факт — посмотреть на эту «коробочку», сделанную без особых дизайнерских изысков, на предприятие съехались специалисты по железнодорожной автоматике и телемеханике не только из Саратова, но из Москвы и Санкт-Петербурга.
— По поручению ОАО «РЖД» наш завод совместно с фирмой из Петербурга разработал линейку различных источников питания, которые применяются на железных дорогах, — поясняет главный инженер ЭТЗ «ГЭКСАР Александр Грайфер. — Принципиальное отличие новых изделий от тех, что используются сейчас, — они двухканальные и по этому признаку относятся к классу резервируемых приборов. В случае отказа одного канала, прибор продолжает работать на резервном. Тем самым, обеспечивается высокая надежность его работы.
Особенно актуально внедрение новой техники сейчас, когда на железных дорогах страны появились скоростные поезда типа «Сапсан» и «Аллегро», да и остальной подвижной состав ускорился. Отказ ныне применяемых источников питания неминуемо приводит к сбою в работе систем автоматики и телемеханики — загорается красный свет семафора и поезда останавливаются. В свою очередь нарушение графика движения чревато потерями времени и финансовыми издержками для пассажиров и грузоотправителей, штрафными санкциями для самих железнодорожников.
К достоинствам новых приборов можно отнести простоту и экономичность в эксплуатации.
— Сокращается время технического обслуживания нового источника питания, — говорит начальник лаборатории дорожной службы автоматики и телемеханики Приволжской дирекции инфраструктуры Алексей Аполлонов. — Еще одно важное достоинство: теперь диспетчер в режиме реального времени может своевременно получить информацию о предотказном состоянии прибора и дать команду на его замену. И все это будет сделано без остановки поездов.
Вместе с новыми приборами заводчане собираются поставлять и стенды для их контроля. Тем самым у железнодорожников и на заводе-изготовителе будет создана единая метрологическая база, что исключит всякого рода нестыковки и разногласия в оценке работы оборудования.
Саратовские новинки порадовали главного специалиста департамента автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» Геннадия Николаева, поскольку укладывается в современные требования, предъявляемые компанией к железнодорожной технике. А это: гарантийный срок службы не менее 3 лет и обязательное резервирование.
— Причем в комплектации прибора использована только отечественная элементная база, — подчеркивает технический директор петербургского производственно-технологического центра «Транспортные электросистемы» Сергей Сергеев.
Представитель коллектива разработчиков с берегов Невы высоко оценивает сотрудничество с инженерами-волжанами. Совместными усилиями удалось всего за полгода, сконструировать приборы, не имеющие отечественных аналогов, и максимально адаптировать их к технологическим возможностям предприятия. Руководство ЭТЗ «ГЭКСАР» четко выполнило обязательства по финансированию проектно-конструкторских работ. Кстати, все этапы создания прибора, от идеи до опытного образца, оплачены заводом из собственных средств.
Что дальше? Главный инженер предприятия Александр Грайфер дает ответ на этот вопрос: «Конечная цель — серийное производство». Но так просто на железную дорогу не попадешь. Первый этап — предварительные заводские испытания. В случае успеха изделие будет отправлено на эксплуатационные испытания, которые продлятся три месяца. И только после того как техника покажет свою надежность, она будет запущена в серийное производство.
— Мы планируем при положительных результатах до осени перейти к серийному производству и довести со временем долю новых изделий до 20 процентов от общего объема выпускаемой продукции», — заявляет Александр Грайфер.
Прогноз смелый, но обоснованный, уверены саратовцы. Дело в том, что производство источников питания — для ЭТЗ «ГЭКСАР» продукция не новая. За свою более чем вековую историю предприятие специализируется на выпуске аппаратуры автоматики, телемеханики и связи для железнодорожной отрасли. Сегодня в его номенклатуре более 250 изделий. Со времен плановой экономики завод является лидером по производству стрелочных электродвигателей, трансмиттеров. Изделия саратовского завода охотно покупают не только в России, но и в странах СНГ, Балтии; они отмечены престижными наградами российских и зарубежных выставок.
Однако последний мировой финансовый кризис показал — старого запаса прочности недостаточно. В пик кризиса портфель заказов на заводе сократился почти вдвое, и потребовались неординарные усилия руководства предприятия и всего коллектива, чтобы выправить ситуацию.
За счет активного участия в программах общественных работ, опережающего обучения персонала удалось сохранить коллектив — ни один человек не был уволен с предприятия. И сегодня завод располагает квалифицированными кадрами — здесь практически каждый владеет несколькими рабочими профессиями. Так что переход на новое изделие для персонала проблемой не станет. Здесь и так с учетом разнообразной номенклатуры практически каждый месяц перестраиваются на выпуск новой продукции.
Другой фактор — модернизация производства. Особенно успешно осуществлялась она в предкризисные годы. В 2008-м, например, было закуплено импортного станочного оборудования на 20 миллионов рублей. В том числе за счет этого удалось в полтора раза увеличить объем выпускаемой продукции, вдвое поднять производительность труда, повысить качество изделий.
И еще одна, уже управленческая особенность, есть у завода — не будучи крупным предприятием, здесь умеют наладить взаимовыгодные отношения с такими отечественными суперкомпаниями, как ОАО «РЖД»; успешно находят свою партнерскую нишу в деловых отношениях и с зарубежным гигантом фирмой «Siemens». Саратовские токоприемные катушки применены на скоростных поездах «Сапсан», которые поставляют в Россию немецкие машиностроители. Представители крупных отраслевых НИИ, ведущих саратовских вузов также участвуют в разработке и реализации наукоемких проектов ЭТЗ «ГЭКСАР».
По мнению главного инженера завода Александра Грайфера, такая управленческая, технологическая, кадровая гибкость и мобильность предприятия является существенным конкурентным преимуществом в создании техники нового поколения для железнодорожного транспорта, в борьбе за заказы и рынки сбыта.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Апрель 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар   Май »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
В благодарность за труды