Реформа завела РЖД в глухой тупик? | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Реформа завела РЖД в глухой тупик?

Ведомости
21.12.2011
Стоп-кран РЖД
Алексей Непомнящий
Реформа железных дорог снова сдвигается по срокам. В 2012 г. должны были появиться первые частные перевозчики — компании, работающие с собственными локомотивами на отдельных маршрутах, что нарушило бы монополию РЖД. Но запуск пилотных проектов в этом сегменте задержится, гласит протокол правительственной комиссии по транспорту и связи, которую возглавляет вице-премьер Сергей Иванов (копия есть у «Ведомостей», документ датирован 29 ноября). Когда частники смогут работать с собственными локомотивами, не ясно: точные сроки для «пилотов» будут утверждены к февралю 2012 г. по согласованию с РЖД, Минтрансом и другими ведомствами, следует из протокола. И там же отмечается, что частные перевозчики должны появиться только «после внедрения эффективной технологии управления вагонным парком». А технология будет внедрена в январе 2013 г., добавляется в протоколе.
РЖД не справляется с вывозом грузов и появление локальных перевозчиков может только ухудшить положение, объясняет чиновник одного из министерств. РЖД давно выступает против появления частных перевозчиков, она и пролоббировала перенос их организации, добавляет сотрудник одного из частных операторов. А представитель РЖД настаивает, что проблема есть и в нормативной базе: регуляторы не успели подготовить необходимые изменения.
Локальным перевозчиком мог стать любой оператор из первой двадцатки, например Globaltrans или «Трансойл», считает гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Globaltrans действительно хотела бы заниматься такого рода перевозками уже в 2012 г., говорил ранее ее гендиректор Сергей Мальцев.
Судя по решению комиссии, частные перевозчики появятся не раньше 2013 г., но и потом РЖД при желании может найти повод, чтобы отложить их появление на более поздний срок, считает Безбородов.

Интерфакс
21.12.2011
РЖД «в принципе» против появления частных локомотивов на ж/д магистралях в РФ – Якунин
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) выступает принципиально против появления частных локомотивов на железнодорожных магистралях в РФ, заявил президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимир Якунин.
«Мы однозначно и очень спокойно говорим и правительству, и общественности, что возражаем (и будем стоять на этом) против какой-либо частной собственности на локомотивы, которые ходят по магистральным путям. Мы считаем, что локомотивы и инфраструктура – неотделимые части, и это то, чем должны заниматься РЖД», – сказал топ-менеджер в среду на брифинге, посвященном итогам работы РЖД в 2011 г.
«С точки зрения обеспечения безопасности и эффективности работы железнодорожного транспорта никакой частной конкуренции локомотивов на инфраструктуре, на мой взгляд, быть не должно. В принципе», – добавил В.Якунин.
Как сообщалось ранее, правительство РФ до 2015 г. в ходе реформы железнодорожного транспорта предполагает создать в стране институт частных перевозчиков, позволив операторам грузовых вагонов осуществлять перевозки своими локомотивами на ряде маршрутов. Такое право компании могут получить после 2013 г., говорил замглавы министерства транспорта РФ Андрей Недосеков.
Правительство прорабатывает 2 варианта доступа к железнодорожной сети. Модель конкуренции «за маршрут» предполагает 5-10-летнюю монополию выбранного государством перевозчика на 200-700-километровом тупиковом участке (преимущественно в регионах) вне подъездов к портам и пограничным переходам, вне международных транспортных коридоров, с нормальной пропускной способностью и одинаковым видом тяги, а также без преобладания пассажирских перевозок.
Модель конкуренции «на маршруте» предполагает, что ряд перевозчиков будет предоставлять услуги «на отдельных участках и маршрутах» и бороться за клиентов как между собой, так и с РЖД по цене и качеству услуг. Географию и условия транспортировки до 2015 г. предполагается «последовательно развивать на основе пилотных проектов».
Согласно плану мероприятий реформы, Минтранс должен установить порядок, по которому будут определяться полигоны для работы локальных перевозчиков, принять положение о проведении конкурсов в модели «за маршрут», а также выработать основные правила взаимодействия компаний с РЖД как владельцем транспортной инфраструктуры. Выбор самих маршрутов станет прерогативой Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ. Наделить ведомства этими функциями предполагается в III квартале. Выработать необходимые регламенты они должны будут до конца 2011 г. Монопольное же право выходить на магистральные пути предполагается оставить за РЖД до 2015 г.
Право выхода собственных локомотивов на общую железнодорожную сеть для перевозок вагонов многие частные операторы считали драйвером в своем развитии. О таком варианте расширения бизнеса, в частности, говорил генеральный директор Globaltrans – на случай, если у компании не получится купить 75% минус 2 акции «дочки» РЖД – ОАО «Первая грузовая компания» (в итоге группа вышла из борьбы за этот актив).
«Мы в свое время рассматривали приобретение до 100 локомотивов, потому что видим довольно большое количество тех маршрутов, где мы могли бы работать», – говорил С.Мальцев в августе, отмечая, что компания готова работать на локальных маршрутах «от Москвы до самых до окраин», и у нее нет территориальных предпочтений на этот счет. «Все, что будет находиться в составе Единого экономического пространства (РФ, Белоруссии и Казахстана – ИФ), где будут унифицированы все функции по передаче грузов, по таможенным операциям, мы будем рассматривать», – отмечал топ-менеджер.
При этом он выражал надежду на то, что тариф вступит в действие уже с 1 февраля 2012 г., а до этого времени министерство транспорта РФ совместно с РЖД и ассоциацией частных операторов выработают регламенты допуска на маршруты.
По крайней мере, в конце июля правление Федеральной службы по тарифам РФ утвердило так называемый «инфраструктурный тариф», определяющий стоимость услуг для независимых вагонных операторов за предоставление путей и прочего хозяйства для транспортировки грузов. Частные перевозчики будут платить РЖД за использование их инфраструктуры 55-75% от действующих железнодорожных тарифов – в зависимости от рода груза, типа и числа вагонов в поезде. В августе С.Мальцев, говорил, что документ проходит регистрацию в министерстве юстиции. Однако о его регистрации пока не сообщалось.
Перевозки собственными локомотивами – довольно большой сегмент бизнеса. Тот же С.Мальцев говорил, что если вагонная составляющая в тарифе у Globaltrans сейчас составляет примерно 15%, то локомотивная – 30-35%. «Если углубляться в дальнейшем в этот сегмент, то бизнес может дать очень большой рост», – говорил топ-менеджер.
В.Якунин в среду на брифинге отметил, что привлекать частные инвестиции в этот сегмент рынка РЖД готовы через лизинговые схемы закупки локомотивов. «Мы в этой части готовы сотрудничать с любыми частными инвесторами», – сказал топ-менеджер, добавив, что компания уже рассматривает эти вопросы.

Ведомости
27.12.2011
Якунин не отступит
Алексей Непомнящий, Максим Товкайло
Президенту РЖД Владимиру Якунину не удается убедить чиновников оставить в собственности монополии блокирующий пакет акций «Трансконтейнера». Как стало известно «Ведомостям», теперь он просит перенести приватизацию актива на 2013–2014 гг.
Продажу любого пакета принадлежащих РЖД акций «Трансконтейнера» (крупнейшего железнодорожного контейнерного оператора в России) стоит проводить не раньше 2013-2014 гг., написал вчера Якунин Путину (копия письма есть у «Ведомостей»). Капитализация «Трансконтейнера» с начала этого года снизилась на 16% (на LSE на 18.48 МСК составляла $1 млрд), в то время как EBITDA компании в 2011 г. вырастет в 1,8 раза до 8,2 млрд руб., а чистая прибыль увеличится почти в 10 раз до 3,9 млрд руб. и приватизация с начальной стоимостью, основанной на биржевых котировках, приведет к недополучению РЖД значительных доходов, пишет Якунин. В ближайший год проводить продажу не следует еще и потому, что источники финансирования инвестпрограммы РЖД и ее бюджета на 2012 г. утверждены, аргументирует он.
Продавать нужно именно 25% плюс 1, а не 50% плюс 2 акции «Трансконтейнера», настаивает Якунин.
Представитель РЖД и чиновник аппарата правительства подтвердили существование такого письма, но комментировать его содержание не стали. Связаться с пресс-секретарем премьера Дмитрием Песковым вчера не удалось.
РЖД изначально настаивала на продаже лишь блокирующего пакета акций «Трансконтейнера». Но чиновники не соглашались. Минэкономразвития, Минтранс, Росжелдор и Росимущество осенью согласовали продажу 50% плюс 2 акции оператора. Такой пакет интересен большему числу потенциальных инвесторов: представители UCLH Владимира Лисина, группы «Сумма» Зиявудина Магомедова и оператора Globaltrans заявили, что им интересно получение только контроля в компании, и лишь группа Fesco Сергея Генералова (которая уже владеет 12,5% «Трансконтейнера») согласна на покупку блокпакета, говорилось в протоколе сентябрьского совещания в Минэкономразвития (см. подробнее врез).
В начале ноября Минэкономразвития внесло в правительство проект распоряжения о продаже контрольного пакета «Трансконтейнера», при этом министерство настаивало на проведении аукциона до конца 2011 г.
Уложиться в этот срок не удалось. Но аппарат правительства также рекомендует продать контрольный пакет оператора, следует из письма директора департамента экономики и финансов правительства Андрея Белоусова первому вице-премьеру Игорю Шувалову (копия есть у «Ведомостей», сотрудник Белого дома подтвердил существование документа).
Однако совет директоров РЖД в апреле предварительно одобрил продажу лишь 25% плюс 1 акция «Трансконтейнера», а чтобы продать контрольный пакет, необходимо получить новое решение совета, пишет Белоусов и просит Шувалова поручить Минэкономразвития обеспечить принятие такого решения через представителей государства в совете РЖД. Представитель Шувалова от комментариев отказался, его коллега из Минэкономразвития не ответил на запрос «Ведомостей».
Решения по срокам приватизации и объема выставляемого на продажу пакета пока нет, сказал «Ведомостям» сотрудник аппарата правительства. В теории государство может согласиться с доводами Якунина, ведь чтобы продать контрольный пакет «Трансконтейнера», требуется и его согласие, отмечает он.
Позиция Якунина странная, ведь от продажи контрольного пакета «Трансконтейнера» можно заработать куда больше — и конкуренция будет выше, и премия за контроль может составить 30-50%, говорит управляющий «Дашевский и партнеры» Стивен Дашевский. А предложение отложить продажу актива на 2013-2014 гг., по его мнению, выглядит «желанием потянуть время». Непонятно, как изменится цена актива через год, ведь контейнерные перевозки быстро реагируют на состояние экономики, а его сейчас определенным назвать сложно, отмечает инвестор.
Претенденты ждут
«Сумма», UCLH и Fesco по-прежнему готовы участвовать в приватизации «Трансконтейнера», говорят их представители. Fesco, как и раньше, согласна на покупку и блокирующего, и контрольного пакетов и хотела бы завершить сделку пораньше, но готова ждать, если так решит государство, отметил ее вице-президент Станислав Вартанян. Представитель Globaltrans от комментариев отказался.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Декабрь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
В благодарность за труды