- О РЖД
- Станции
- Контейнеры
- Карты и схемы
- Пасс. перевозки
- Безопасность движения
- История
- Путь
- Узкоколейки
- Локомотивы
- Грузовые вагоны
- Тормозные системы и автосцепка
- Организация движения поездов
- Грузовая и коммерческая работа
- СЦБ и связь
- Электроснабжение
- Прочие хозяйства
- Метрополитен
- Скоростные поезда
- Cервисы 1520mm.ru
- Обзор прессы
- Коротко о транспорте
Реформы привели в тупик
13.03.2012
Желаешь быть ты с газом и шоссе? Не трогай монополию ваще!
Евгений Арсюхин
Почему никак не удается реформировать госкомпании.
Кажется, это было вчера: лето 2008-го, главный энергетик страны Анатолий Чубайс ликвидировал РАО «ЕЭС» и выставил на аукцион свое кресло. Ушло оно аж за 1,6 млн. руб. Единая энергокомпания перестала существовать. Сейчас многие говорят: реформы естественных монополий провалились. Энергетику, растасканную по компаниям, пытаются собрать, инвесторы убегают из водоканалов, и только у Газпрома все хорошо — но там никакой реформы и не было. Что же получается? Как остались от СССР монстры-госкомпании, так пусть и будут, трогать не надо?
РЖД БЕЗ ВАГОНОВ?
Реформировать РЖД по модели Чубайса — рельсы у государства, вагоны у частников — хотели еще в начале 2000-х годов, но дело шло неспешно. Все-таки 85% грузов перевозится по рельсам, боялись напортачить. Но глаза боятся, а руки делают. На сегодня в стране развелось аж 1800 компаний со своими вагонами, которые устанавливают собственные расценки на перевозки. РЖД же возили грузы по госпрейскуранту и оказалась в неравных условиях по сравнению с частниками. Пришлось реагировать: при РЖД были созданы дочерние Первая и Вторая грузовые компании, на свободу «вырвались» 568 тыс. государственных вагонов. Их новые владельцы стали конкурировать с почти двумя тысячами мелких перевозчиков.
При этом мелкие компании совсем не заботятся об обратной загрузке вагонов. Например, везут уголь из Кузбасса куда-нибудь во Владивосток, а обратно гонят порожняк — на путях образовались пробки. Когда вагонами управляли РЖД, такого не было. После этого реформу пришлось частично отыграть назад, хозяйство Второй грузовой компании вернули РЖД — на правах аренды.
Руководитель отдела Института проблем естественных монополий Игорь Куротченко уверен: все беды из-за того, что реформаторы всех перереформатили.
— Сложилась уникальная ситуация: РЖД оказались без вагонов, нигде в мире такого не бывает.
Возврат Второй грузовой компании ситуацию полностью не исправит.
— Новую технологию управления вагонами не создали, а старую разрушили. Передача парка Второй грузовой компании в управление РЖД — это попытка исправить часть ошибок, которые были вызваны поспешностью при реформировании, — резюмирует он.