
- О РЖД
- Станции
- Контейнеры
- Карты и схемы
- Пасс. перевозки
- Безопасность движения
- История
- Путь
- Узкоколейки
- Локомотивы
- Грузовые вагоны
- Тормозные системы и автосцепка
- Организация движения поездов
- Грузовая и коммерческая работа
- СЦБ и связь
- Электроснабжение
- Прочие хозяйства
- Метрополитен
- Скоростные поезда
- Cервисы 1520mm.ru
- Обзор прессы
- Коротко о транспорте
Вопрос тарифов
Интерфакс
14.05.2012
Решение ФСТ поднять тарифы на перевозки несырьевых грузов неразумно – «малые» ж/д операторы
Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава (ОЖдПС), объединяющее небольших владельцев подвижного состава, считает неразумным повышение тарифов на перевозки несырьевых грузов, проводимое при унификации стоимости порожнего пробега полувагонов, универсальных платформ и лесовозов.
«Ошибка Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ состоит в поднятии платы на 4% за перевозки всех грузов II и III тарифных классов. Во-первых, эти грузы активно уходят с железнодорожного транспорта (для большинства из них технологически это возможно). Во-вторых, этот подъем послужит дополнительно финансовым интересам ОАО «Российские железные дороги», – написала в блоге глава ОЖдПС Ольга Лукьянова.
«При этом совершенно очевидно, что РЖД получают по итогам унификации хорошую прибыль, ведь большая часть перевозок по железным дорогам – это перевозка грузов I тарифного класса (в I квартале – более 50%), а, значит, отправки порожних вагонов в большинстве случаев также осуществляются из-под I тарифного класса», – добавила она. В результате 4%-ная прибавка станет дополнительной нагрузкой для клиентов монополии, отметила О.Лукьянова По мнению ОЖдПС, повышать стоимость перевозок для отправителей грузов III класса неразумно, «поскольку почти все они не имеют полной технологической зависимости от железнодорожного транспорта». «Даже металлурги способны активно переходить на автомобильный и речной транспорт», – заметила О.Лукьянова. «Каждое повышение тарифов вызывает отток грузоотправителей высокодоходных грузов. Возможно, и 1 ноября мы будем наблюдать это явление», – написала она.
Как сообщалось ранее, 4 мая правление ФСТ утвердило новую систему ценообразования на перевозки порожних вагонов, осуществляемых РЖД. Сейчас тарифы на транспортировку пустого вагона зависят от того, какой груз перевозился в нем до этого (перевозки более дорогого груза оплачиваются дороже среднего уровня, и наоборот). Отмена этих норм предусмотрена планом реформы ж/д транспорта в РФ. Свои предложения ФСТ опубликовала в начале апреля, выступив с инициативой привести тарифы РЖД на транспортировку выгруженных вагонов к общему показателю уже со II полугодия. Это, однако, вызвала «крайнее неудовлетворение» участников рынка.
«Да, мы понимаем, что подобные мероприятия в России должны проходить с увеличением нагрузки на всех участников рынка, чтобы сбалансировать систему. Но (эта нагрузка должна распределяться – ИФ) пропорционально. То есть где-то должны «пострадать» грузоотправители, где-то – операторы, где-то – РЖД. Та же модель, которая предложена, фактически говорит, что выигравший только один – владелец инфраструктуры (РЖД – ИФ): есть его желание, прежде всего, за счет поедания маржи того же оператора увеличить свою доходность», – заявлял тогда глава Совета участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава – еще одного отраслевого некоммерческого партнерства, объединяющего более крупных ж/д операторов, Сергей Мальцев.
Устанавливая предложения по унификации, ведомство, в том числе, стремилось обеспечить сходимость доходов и расходов РЖД как регулируемой монополии. Вместе с тем, С.Мальцев отмечал, что пока предложения ФСТ не столько балансируют бюджет «Российских железных дорог», сколько обеспечивают им дополнительную прибыль.
По его словам, владельцы вагонов предложили регуляторам (помимо ФСТ – министерствам транспорта РФ и экономического развития РФ) применить другие коэффициенты к порожнему пробегу, «немного посмотреть на сокращение доходов инфраструктуры» и установить плавный переход к новой системе. «Например, если уж и снижать маржинальный доход оператора, то, соответственно, либо эту унификацию нужно проводить поэтапно, в течение трех лет, чтобы рыночные условия по стоимости вагонов, ремонта, запчастей тоже приходили в соответствие с доходностью, либо нужно постараться сохранить этот баланс», – подчеркивал С.Мальцев, отметив, что возражения ж/д операторов были приняты регуляторами и рассматриваются.
В любом случае операторы предложили перенести унификацию тарифов на перевозки грузов в порожнем составе как минимум на осень, чтобы не «запараллелить» процессы по оптимизации управления вагонопотоками в условиях множественности операторов. В итоге ФСТ пошла навстречу этим пожеланиям, отсрочив унификацию для ноября, скорректировав и первоначальные предложения по величине тарифов.