- О РЖД
- Станции
- Контейнеры
- Карты и схемы
- Пасс. перевозки
- Безопасность движения
- История
- Путь
- Узкоколейки
- Локомотивы
- Грузовые вагоны
- Тормозные системы и автосцепка
- Организация движения поездов
- Грузовая и коммерческая работа
- СЦБ и связь
- Электроснабжение
- Прочие хозяйства
- Метрополитен
- Скоростные поезда
- Cервисы 1520mm.ru
- Обзор прессы
- Коротко о транспорте
Цена высоких скоростей
Известия (Москва. Приложения)
31.07.2012
ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ АРТЕРИИ
Михаил Бабаев
КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ В РОССИИ?
Создание высокоскоростных магистралей (ВСМ) уже давно стало необходимостью для российских просторов. Увы, активное развитие скоростного движения на железных дорогах у нас началось недавно, поэтому Россия достичь таких объемов пассажирских перевозок, как Европе, США или Японии, сможет еще не скоро, однако работа в этом направлении ведется активная.
Сегодня ВСМ стали объектом пристального внимания в транспортной сфере и привлекают клиентов останавливать выбор именно на железной дороге. Развитие высокоскоростных сообщений дает возможность пассажирам за минимальное время в комфортабельных условиях добраться до пункта назначения. Что, по сути, и является главным достоинством железных дорог подобного уровня. «Создание национальной системы высокоскоростного движения – стратегический проект, который изменит транспортную систему страны, – уверен президент РЖД Владимир Якунин. – Будет создана альтернативная железнодорожная инфраструктура, способная обеспечить безопасное движение поездов со скоростью до 400 км/ч». Но на данный момент система эта в России только начинает развиваться и при этом весьма нуждается в инвестиционной поддержке со стороны государства. Существует ряд проблем, из-за которых развитие ВСМ тормозится.
Главная из них – недостаточное финансирование отрасли. «Увы, в отношении ВСМ мы отстали от Европы, Китая и других стран на несколько десятилетий, – считает Виталий Ефимов, председатель Комитета ТПП РФ по транспорту. – Высокоскоростные магистрали и поезда – это то, о чем мы должны думать, мечтать и на что находить деньги. Необходимо прокладывать отдельные линии, наземные и подземные сооружения, по которым бы ходили только скоростные поезда высшего класса». По его мнению, иначе этот сектор транспорта наша страна освоить не сможет: существующие железнодорожные полотна не обеспечивают скорость выше 160 км/ч, как бы их ни модернизировали. «Сегодня нужно говорить не только о пассажирских высокоскоростных поездах, но и о грузовых, – продолжает Ефимов. – Посмотрите, какие у нас расстояния: один день задержки нашего валового продукта – это 120 млрд рублей убытков в сутки. Скорость позволит улучшить экономику нашей страны. ВСМ нужно развивать, это жизненно необходимо, а для развития эффективной сети ВСМ необходим комплексный подход».
Что характерно, идеи строительства специализированных высокоскоростных железнодорожных линий начали высказываться еще в конце 1960-х годов. В 1969–1974 годы по заданию Министерства путей сообщения СССР ряд научно-исследовательских и проектных организаций провели комплекс работ по изучению повышения скоростей движения на железных дорогах страны.
Был сделан вывод, что дальнейшее увеличение скоростей движения поездов может быть достигнуто при специализации линий, основанной на принципе преобладания пассажирского или грузового движения.
Одновременно к рассмотрению предлагался вариант строительства специальной линии «Москва – Юг» протяженностью 1500–2000 км в сочетании с реконструкцией главного хода Октябрьской железной дороги для скоростей движения до 200 км/ч.В 1987 году при участии МПС и Госкомитета по науке и технике было начато проектных сообщениях, в сотрудничестве с Украиной и Белоруссией (с возможным дальнейшим продлением в Западную Европу).Полигон скоростного движения в этот период планируется расширить на 4 тыс. км за счет реализации проектов в Поволжье (Москва – Саратов, Самара – Саранск, Самара – Пенза, Самара – Саратов, Саратов – Волгоград), на Урале (Екатеринбург – Челябинск), в Сибири (Новосибирск – Красноярск, Барнаул, Кемерово и Новокузнецк) и на Дальнем Востоке (Хабаровск – Владивосток).
Таким образом, в результате реализации национальной программы развития скоростного и высокоскоростного движения в Российской Федерации (в период 2012–2030 гг.) общая протяженность скоростных и высокоскоростных линий на сети РЖД составит около 12 тыс. км. Пассажиропоток скоростными и высокоскоростными поездами составит около 32 млн человек в год. Общий потребный объем инвестиций в инфраструктуру оценивается в 6,3 трлн рублей, в том числе в период до 2020 года – 2,5 трлн рублей.