- О РЖД
- Станции
- Контейнеры
- Карты и схемы
- Пасс. перевозки
- Безопасность движения
- История
- Путь
- Узкоколейки
- Локомотивы
- Грузовые вагоны
- Тормозные системы и автосцепка
- Организация движения поездов
- Грузовая и коммерческая работа
- СЦБ и связь
- Электроснабжение
- Прочие хозяйства
- Метрополитен
- Скоростные поезда
- Cервисы 1520mm.ru
- Обзор прессы
- Коротко о транспорте
Запутались в московских проектах
РБК Daily
14.08.2012
Новая кольцевая линия метро может отобрать пассажиров у Окружной железной дороги.
РЖД беспокоятся за судьбу 100 млрд руб., которые до 2015 года необходимо инвестировать в реконструкцию Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД) для запуска на нем пассажирских перевозок. По мнению железнодорожников, из-за Третьего пересадочного контура метро, строительство которого уже началось в столице, МК МЖД рискует остаться без пассажиров и не окупить вложения, поскольку на некоторых участках рельсовые системы фактически дублируют друг друга.
По графику, утвержденному правительством Москвы и ОАО «РЖД», до конца 2012 года должно завершиться проектирование транспортной инфраструктуры, в 2013—2014 годах — электрификация кольца и строительство 12 первоочередных остановочных пунктов. Первые поезда на кольце предполагается запустить ко Дню города 2015 года, а ввести в эксплуатацию все 30 остановочных пунктов, включая 19 ТПУ с пересадкой на метро и радиальные направления железной дороги, — в 2016-м.
Для реализации проекта летом 2011 года правительство Москвы и ОАО «РЖД» на паритетных началах создали компанию ОАО «Московская кольцевая железная дорога» (МКЖД) с уставным капиталом 9 млн руб. В прошлом году стороны вложили в совместное предприятие по 2,5 млрд руб. В этом Москва собиралась внести в компанию еще 5,5 млрд. Однако пока город ограничился взносом в размере 300 млн руб. Основные проектные работы сейчас финансирует ОАО «РЖД» (на эти цели компания выделила 800 млн руб.). Источник РБК daily в горадминистрации говорит, что и в дальнейшем большую часть затрат придется взять на себя железнодорожникам, поскольку город несет большие расходы на дороги и метро, а инвесторам проекты со сроками окупаемости более 20 лет не интересны. По его мнению, такая схема вполне логична, поскольку РЖД останутся собственником инфраструктуры МК МЖД и будут получать плату за ее использование.
В целом объем инвестиций в реконструкцию Московского железнодорожного кольца оценивается в 102,8 млрд руб., из которых порядка 70 млрд руб. планируется направить в строительство железнодорожной инфраструктуры и остановочных пунктов, 30 млрд — в проектирование и создание ТПУ. В ОАО «МКЖД» предупреждают, что указанные расчеты были справедливы на момент разработки технико-экономического обоснования проекта (его параметры в последний раз уточнялись в 2010 году) и будут актуализированы после завершения проектирования в четвертом квартале 2012 года.
РЖД, судя по заявлениям их представителей, не против заниматься Московским кольцом, однако компанию беспокоит конкуренция с Третьим пересадочным контуром метрополитена, строительство которого уже началось в Москве. «Третий пересадочный контур достаточно близко примыкает к МКЖД. В результате северное полукольцо может остаться полупустым из-за того, что пассажиры выберут подземку», — говорит советник президента ОАО «РЖД» Валерий Веремеев. Действительно, по существующей трассировке две рельсовые системы на участке от «Делового центра» до «Авиамоторной» фактически дублируют друг друга, и сделать пересадку на радиальные направления пассажиры смогут, не меняя вид транспорта. «Это серьезная проблема, — соглашается гендиректор Института экономики и развития транспорта Федор Пехтерев. — Никакой пассажир не будет выходить из метро и пересаживаться на железную дорогу, если есть возможность этого избежать. Нужно еще раз внимательно посмотреть трассировку обоих колец и заново просчитать пассажиропотоки».
Москва приступила к строительству первого участка ТПК от станции «Деловой центр» до «Нижней Масловки» стоимостью 69 млрд руб. с вводом в 2015 году. В дальнейшем строители собираются двигаться в южном направлении — сначала до станции «Кунцевская», а потом до «Проспекта Вернадского», от которых запланированы радиальные ветки на присоединенные территории. «Два проекта — реконструкция МКЖД под пассажирские перевозки и строительство Третьего пересадочного контура — развиваются параллельно. Мы понимаем, что этот фактор надо учитывать», — говорит первый замглавы департамента транспорта Евгений Михайлов. Глава стройкомплекса Марат Хуснуллин не исключает, что возможны накладки, и готов прислушаться к претензиям железнодорожников. «С РЖД мы точно договоримся», — заявил он РБК daily. В Москомархитектуре в свою очередь говорят, что пока нет единого мнения о судьбе ТПК. Ряд проектировщиков считают, что в виде полного кольца он не нужен и достаточно построить отдельные хордовые линии.