Заметили в тексте ошибку? Выделите ошибку мышью и нажмите, пожалуйста, Ctrl+Enter Спасибо!
Задачи путевого хозяйства и его структура
Основную задачу путевого хозяйства составляет содержание пути и путевых устройств
в постоянной исправности, чтобы обеспечивать безопасное и плавное движение поездов
с наибольшими скоростями, установленными для данного участка.
Руководит путевым хозяйством в ОАО РЖД Главное управление пути, а на дорогах — служба
пути. В ведении Главного управления пути находятся Государственный институт по проектированию
инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологическим
изысканиям (Гипротранспуть), нормативные и путеобследовательские станции и проектно-конструкторское
технологическое бюро.
Службам пути непосредственно подчинены шпалопропиточные заводы, на которых сушат
и пропитывают антисептиками деревянные шпалы и брусья, балластные карьеры, в которых
добывают балласт, щебеночные заводы, изготовляющие путевой щебень, рельсосварочные
поезда, производящие сварку новых и старогодных рельсов, путевые дорожные мастерские
и путеобследовательские станции.
Линейными предприятиями путевого хозяйства являются дистанции пути, дистанции лесозащитных
насаждений и путевые машинные станции. Размещение
и техническое оснащение дистанций пути, путевых машинных станций и других предприятий
путевого хозяйства должны обеспечивать выполнение необходимых работ по содержанию
и ремонту железнодорожного пути, сооружений и устройств для выполнения заданных
размеров движения с установленными скоростями.
Содержание и ремонт пути осуществляются с использованием высокопроизводительных
специализированных путевых машин и комплексов.
Приняты две основные структурно-организационные формы машинизированного содержания
пути: 1М и 2М.
Форма 1М предусматривает закрепление путевых машин за базовой путевой машинной
станцией или базовой дистанцией пути, на которые возлагается обеспечение машинами
других дистанций пути и путевых машинных станций в пределах отделения дороги. При
форме 2М путевые машины выделяются машинизированной дистанцией пути, осуществляющей
содержание его в своих границах.
Дистанции пути при этих структурных формах делятся на участки, возглавляемые начальниками
участков.
Для выполнения планово-предупредительных работ, неохваченных машинами, на каждом
участке создается укрупненная бригада в количестве 15—20 монтеров пути. Во главе
бригады находится дорожный мастер.
Ремонт пути и другие капитальные работы обычно выполняют путевые машинные станции,
а в отдельных случаях — ремонтные колонны дистанций пути.
Ремонт искусственных сооружений производят по договорам с мостопоездами, находящимися
в ведении Главного управления проектирования и капитального строительства РЖД.
Классификация и организация производства путевых работ
Объемы работ, подлежащих выполнению, и нормы периодичности производства различных
видов ремонта определяются установленной классификацией путевых работ. К основным
видам этих работ относятся: текущее содержание пути, подъемочный, средний и капитальный
ремонт, а также сплошная смена рельсов новыми или старогодными и капитальный ремонт
переездов Кроме основных работ, на станциях выполняются еще и ремонтные работы по
смене стрелочных переводов, переводных брусьев, постановке стрелочных переводов
на щебень и др.
Нормы периодичности ремонта, выраженные в млн.т брутто грузов, перевезенных по данному
участку, устанавливаются в зависимости от типа верхнего строения пути. На рисунке
приведена схема чередования ремонтов пути при тяжелом типе верхнего строения, где
цифры означают нормы пропуска грузов в млн. т брутто.
Схема чередования ремонтов пути при тяжелом типе верхнего строения.
К — капитальный, П — подъемочный, С — средний
Текущее содержание пути является одним из основных видов путевых работ. Цель
текущего содержания — предупреждение появления расстройств пути, выявление и устранение
неисправностей и причин, их вызывающих, обеспечение постоянной исправности всех
элементов пути. В состав работ по текущему содержанию пути входят: осмотры и проверки
пути, сооружений и устройств и надзор за ними; поддержание пути в исправности, включая
содержание колеи по шаблону и уровню; предупреждение угона пути или в необходимых
случаях регулировка стыковых зазоров; частичная замена балласта, одиночная смена
шпал, рельсов, скреплений, отдельных частей стрелочных переводов; очистка водоотводов
и др.
Контроль за состоянием пути осуществляется визуальным осмотром пути и сооружений,
а также проверками их специальной путеизмерительной аппаратурой. Для проверки
пути по ширине колеи и уровню служат путевые шаблоны, путеизмерительные тележки
и вагоны. Вагон-путеизмеритель ВНИИЖТа, имеющий рабочую скорость до 125 км/ч, обеспечивает
автоматическую запись результатов проверки ширины колеи и положения рельсов по уровню.
Для выявления трещин, раковин и других скрытых дефектов рельсов широко применяют
дефектоскопные тележки и вагоны. Оценка состояния пути (отличное, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное)
дается по каждому километру в зависимости от числа штрафных баллов, типа рельсов
и балласта. Число штрафных баллов начисляется исходя из значений и протяженности
отступлений от норм в ширине колеи, расположения верха головок рельсов, по плавности
положения рельсовых нитей в вертикальной и горизонтальной плоскостях с учетом состояния
рельсовых скреплений, балласта, земляного полотна, водоотводных сооружений и других
путевых устройств. Путь считается в отличном состоянии, если сумма баллов на 1 км
не превышает 40—60, и в неудовлетворительном, если эта сумма превышает 500 баллов.
Надзор за состоянием пути осуществляется обходчиками железнодорожных путей и искусственных
сооружений, дежурными по переездам. Текущие и периодические осмотры
осуществляются начальником дистанции пути, его заместителями, начальниками участков,
дорожными и мостовыми мастерами, бригадирами пути и искусственных сооружений.
Для производства работ по текущему содержанию пути в графике движения поездов должны
предусматриваться «окна», т. е. перерывы в движении продолжительностью от 2 до 5
ч. Подъемочный ремонт пути выполняют для частичного оздоровления балластного
слоя сплошной выправкой и подбивкой шпал и обеспечения равноупругости основания.
При этом производится подъемка пути, очистка или замена загрязненного балласта,
пополнение балластной призмы и сплошная подбивка шпал. Кроме основных работ, ведутся
разгонка или регулировка зазоров, одиночная замена дефектных рельсов, скреплений,
шпал и переводных брусьев, сплошная рихтовка пути с выправкой круговых и переходных
кривых, очистка водоотводов и другие сопутствующие
работы. Средний ремонт пути делают в основном для оздоровления и усиления балластного
слоя и шпального хозяйства в условиях, когда рельсы со скреплениями еще не требуют
сплошной замены и достаточна только выборочная их смена. При этом очищают щебеночный
балласт на глубину не менее 20— 25 см или обновляют загрязненный асбестовый, гравийный,
ракушечный или песчаный балласт на глубину не менее 15 см под шпалой с доведением
балластной призмы до типового поперечного профиля. Кроме того, частично заменяют
негодные и ремонтируют оставляемые в пути шпалы, переводные и мостовые брусья, выполняют
одиночную смену рельсов, скреплений, стрелочных переводов, рихтовку пути с выправкой
кривых, ремонт переездов, водоотводных и укрепительных сооружений и др. Капитальный ремонт пути производят для оздоровления и усиления пути в целом.
При этом предусматривается сплошная смена рельсов новыми того же или более тяжелого
типа, сплошная смена шпал, очистка щебеночного или замена других видов балластного
слоя, замена стрелочных переводов, инструментальная выправка всех круговых и переходных
кривых. Кроме того, укрепляют земляное полотно с ликвидацией его деформаций и исправлением
продольного профиля, ремонтируют водоотводные, укрепительные, регуляционные и защитные
сооружения, расчищают русла малых и средних мостов и труб, ремонтируют переезды
и др. Сплошную смену рельсов новыми выполняют, как правило, на главных путях при
износе их или переходе на более тяжелый тип на участках с нормальным состоянием
балластного слоя и шпал, а также при плановой смене рельсов в кривых участках пути.
При этом обязательны выправочные работы в объеме подъемочного или среднего ремонта. Сплошная смена рельсов старогодными предусматривается на главных и станционных
путях, уложенных ранее рельсами легких типов, и является важным средством продления
срока службы рельсов. Одновременно ведутся выправочные работы в объеме подъемочного
или среднего ремонта пути Капитальный ремонт переездов предусматривает замену или переустройство настила,
ремонт подходов к переезду, водоотводов, надолбов, шлагбаумов, переездных постов,
устройство автоматической заградительной или оповестительной сигнализации.
Для ремонта пути применяют высокопроизводительные путевые машины, обеспечивающие
комплексную механизацию путевых работ Для перевозки и механизированной разгрузки
балласта с одновременной дозировкой и разравниванием его используют специальные
вагоны — хопперы-дозаторы ЦНИИ-ДВЗ.
Электробалластер
Для дозировки ранее выгруженного балласта и подъемки пути на заданную высоту применяют
электробалластеры. Дозировкой называется равномерное распределение балласта слоем
нужной толщины в пределах балластной призмы. Очищают щебеночный балласт без снятия
путевой решетки щебнеочистительными машинами ЩОМ-Д, ШОМ-4, ЩОМ-3У, которые
обеспечивают также подъемку путевой решетки, дозировку балласта, сдвижку пути и
оправку балластной призмы. При снятой путевой решетке балласт очищают щебнеочистительной
машиной с тракторной тягой БМС.
Выправка пути в продольном и поперечном направлениях, уплотнение балласта под шпалами,
рихтовка и отделка пути при капитальном ремонте осуществляются выправочно-подбивочно-отделочной
машиной ВПО-3000 производительностью до 3000 м/ч. При текущем содержании пути на
основных работах среднего и подъемочного ремонтов подбивка шпал во всевозрастающих
объемах ведется выправочно-подбивочно рихтовочной машиной ВПР-1200. Выправка стрелочных
переводов производится машиной ВПРС-500.
Выправочно-подбивочно-отделочная машина ВПО-3000
Разборка старой и укладка новой путевой решетки отдельными звеньями ведутся комплектами
разборочно-укладочных средств системы Платова. В их состав входят два путеукладочных
крана и соответственно два состава платформ, оборудованных роликами для перемещения
пакетов с рельсовыми звеньями. В разборочный и укладочный поезда включаются моторные
платформы для перемещения пакетов вдоль состава и как тяговые единицы.
Для электроконтактной сварки рельсов используют передвижные рельсосварочные машины
ПРСМ-1 и ПРСМ-3, первая из которых перемещается тепловозом, а вторая самоходная.
При выполнении работ по текущему содержанию и ремонту пути широко применяют электрифицированный
и гидравлический инструмент. К электрифицированному инструменту относятся электрошпало-подбойки,
электрические гаечные ключи, шуруповерты, рельсосверлильные и рельсошлифовальные
станки. К гидравлическому инструменту относятся гидравлические домкраты, рихтовочные
приборы и приборы для разгонки зазоров.
Работы по ремонту пути выполняют в соответствии с типовыми технологическими процессами,
которые принимают за основу при планировании ремонтов в конкретных условиях. Ремонтные
работы предусматриваются в «окна» продолжительностью от 2 до 8 ч, которая определяется
исходя из минимума суммарных задержек поездов за ремонтный период. В целях снижения
потерь пропускной способности ремонтные работы планируют одновременно на целых направлениях
с концентрацией технических, материальных и трудовых ресурсов на каждом участке
работ и окончанием их, как правило, до начала массовых перевозок. В последние годы
внедряется диспетчерское руководство работами с использованием средств радиосвязи.
При ремонте пути, сооружений и устройств должна обеспечиваться личная безопасность
работающих, безопасность и график движения поездов. Все это возможно при тесном
взаимодействии работников служб пути и движения, соблюдении ПТЭ, инструкций по сигнализации
и обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, которыми
предусматриваются ограждение мест работ соответствующими сигналами (остановки, снижения
скорости или подачи свистка), выдача предупреждений машинистам локомотивов о местах
проведения работ и допустимой скорости их проследования, записи в специальном журнале
у дежурных по станции о закрытии и открытии движения поездов по соответствующим
путям или стрелочным переводам.
На линиях скоростного движения поездов действуют особые требования по организации
путевых работ. Раньше, чем в обычных условиях, должны подаваться заявки на работы,
так чтобы дежурный по станции выдачи предупреждений получил заявку не позже чем
за 5 ч до начала действия предупреждения. При ограждении мест работ расстояния до
ограждающих сигналов принимаются большими в соответствии с увеличением тормозного
пути поездов. Путевые бригады снабжаются переносными телефонами и мегафонами для
своевременного прекращения работ, отвода людей на безопасное расстояние, а также
уборки съемных дрезин, тележек и инструмента.
Особой организации требуют путевые работы на БАМе, что связано с большой продолжительностью
холодного времени года, ограниченными возможностями комплектования штата, значительным
удалением ремонтных подразделений от мест производства работ. В этих условиях важно
максимально механизировать все работы.
Защита пути от снега, песчаных заносов
и паводков
Бесперебойная работа железнодорожного транспорта в зимних условиях в значительной
степени зависит от надежной защиты путей от снега, а также от своевременной очистки
их от снега во время снегопадов и метелей. Степень заносимости путей снегом, определяемая
количеством снега в кубических метрах, приносимого к пути в наиболее неблагоприятную
зиму на 1 м его протяженности, зависит от интенсивности и количества выпадающего
снега, числа метелевых дней в году, скорости и направления ветра, а также от рельефа
местности, плана и профиля пути.
Средства и способы защиты пути от снежных заносов определяются в зависимости от
степени заносимости. Так, в особо сильнозаносимых местах при количестве снега, приносимого
за зиму, более 400 м3/м пути могут предусматриваться полосные лесонасаждения
по специальным проектам, два ряда заборов высотой до 6,7 м с расстоянием 80—150
м между ними, заборы и щитовая линия, многорядные щитовые линии.
Схема перестановки щитов на снежный вал
1 — щитовая линия, установленная осенью, 2 — третья перестановка,
3 - вторая перестановка,
4— первая перестановка
Наиболее экономичным, долговечным и надежным видом защиты от снега являются естественные
леса или защитные лесонасаждения, создаваемые на всей протяженности заносимых участков
параллельно железнодорожным путям. Породы деревьев и кустарников подбираются с учетом
почвы, климата, силы ветра. В местах, где лесонасаждений нет или где они не произрастают,
а также в стесненных условиях (в черте населенных пунктов) путь ограждают от заносов
постоянными деревянными или железобетонными заборами высотой от 4,2 до 6,7 м или
переносными деревянными щитами размерами 2X1,5 или 2X2 м.
Переносные щиты обычно переставляют несколько раз в течение зимы после того, как
высота снежного вала достигает 2/3 высоты щита. В период интенсивных
снегопадов и метелей возникает необходимость в очистке от снега. Для этого на перегонах
используют плуговые, таранные или роторные снегоочистители, а также путевые струги.
Со станций снег убирают снегоуборочными машинами и поездами СМ-2, СМ-3, СМ-4. На
разъездах, обгонных пунктах и промежуточных станциях пути можно очищать снегоочистителями
и стругами перевалкой снега за крайний путь.
Электрический роторный снегоочиститель
Стрелочные переводы очищают специальными стационарными пневматическими устройствами
для обдувки стрелок с дистанционным управлением. Применяются также электро- и газообогревательные
устройства. Для обеспечения при снегопадах бесперебойного движения поездов и маневровой
работы на крупных станциях и в узлах при подготовке к зиме разрабатывают графики
движения снегоуборочных машин и сетевые графики уборки снега.
На железнодорожных линиях, проходящих через районы песчаных и полупесчаных пустынь,
необходимо предусматривать защиту пути от песчаных заносов. Борьба с песчаными заносами
ведется закреплением песков растительностью или покрытием битумной эмульсией,
суглинками, глинистой суспензией с полимерами, а также устройством искусственной
защиты в виде различных преград. К ним относятся невысокие сплошные заборы или
решетчатые заграждения из досок, камышэ и ветвей кустарника, устанавливаемые вдоль
пути под различными углами в один или несколько рядов в зависимости от местных условий.
Наиболее эффективной мерой борьбы с песчаными заносами является закрепление песков
растительностью — древесной (саксаул, черкез, песчаная акация, лох и др.), кустарниковой
(джузгун, селюга, гребенщик) или травяной (елякилад, селин, песчаный овес, чагер
и др.). Искусственная защита пути от песчаных заносов применяется как временная
мера, так как она недостаточно эффективна.
Для предохранения железнодорожного пути от размыва во время ледохода, весенних и
ливневых паводков предусматривается комплекс специальных защитных мероприятий: при
весенних водах — вскрытие нагорных и водоотводных канав и кюветов с первыми признаками
таяния снега, очистка от снега и льда отверстий небольших мостов и труб, удаление
снега с балластного слоя и откосов «больных» мест земляного полотна. Кроме того,
перед весенними и ливневыми паводками к опасным местам подвозят необходимые для
водоборьбы материалы (камень, хворост, рогожные кули, проволоку, бревна, доски,
гвозди и др.) и устанавливают при необходимости дежурство специальных бригад.
При повреждениях откосов и невысоком затоплении их укрепляют щитами из досок, пригруженными
камнем, а повреждения земляного полотна на глубине забрасывают кулями, мешками с
грунтом или фашинами, поверх которых набрасывают камень. При переполнении водой
кюветов для защиты балластного слоя от размыва по обочине земляного полотна укладывают
стенку из мешков с песком. Если в выемке переполнен только один кювет, а другой
работает нормально, то в шпальных ящиках укладывают деревянные лотки для пропуска
воды во второй кювет.
Одновременно принимают меры по понижению уровня воды в кюветах прочисткой их от
снега и других наносов.
Во избежание повреждения мостов льдом до начала ледохода окалывают лед около свай
и опор мостов и вокруг ледорезов, а также делают во льду прорези шириной до 0,5
м, а в необходимых случаях подрывают лед выше и ниже мостов по течению.
Для защиты от ливневых паводков, отличающихся внезапностью, большой скоростью течения,
обилием наносов, перед входными оголовками труб и малыми мостами ставят ограждения
в виде ряда столбиков. После спада весенних и ливневых вод сооружения и водоотводные
устройства осматривают и намечают работы по приведению разрушенных мест в нормальное
состояние, обеспечивающее безопасное движение поездов с установленными скоростями.
Рекомендовать эту статью
Код для вставки на Ваш сайт или блог