Выброшенные деньги | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Выброшенные деньги

Эксперт
20.02.2012
Самая дорогая электричка
Дина Гусейн-Заде
Компания «Аэроэкспресс» запустила в Сочи, видимо, самую дорогую в мире электричку — каждый километр обошелся примерно в 120 млн долларов
В прошлую среду транспортная компания «Аэроэкспресс», половиной которой владеют РЖД, начала регулярные пассажирские перевозки в Краснодарском крае — от аэропорта Сочи до центра города. Это первая новая железная дорога на Кавказе за последние 25 лет. Казалось бы, ничего примечательного — всего-то 2,77 км полотна. Однако влетело оно инвестору в 10 млрд рублей, то есть примерно 120 млн долларов за километр. Еще никогда пригородное сообщение не стоило так дорого. Однако чего не сделаешь ради Олимпиады — новая дорога призвана решить проблему перегружен-ности автотрасс на пути от аэропорта до центра города Сочи и тем самым сделать передвижение участников Олимпиады и ее гостей более быстрым и удобным.
Мал золотник, да дорог
Дороговизна новой дороги, конечно, впечатляет. Однако по-другому, видимо, быть и не могло. Дело в том, что длина пути от аэропорта до центра Сочи составляет 25,77 км. 23 из них электричка проезжает по старым рельсам. И только 2,77 км путей построено заново. Но в них-то и была загвоздка.
Мало того что прокладывать путь пришлось буквально через городские застройки (а это дополнительные расходы на выкуп земли), так еще и пришлось решать проблему со сложным горным рельефом. Почти половина длины этой дороги — сложные сооружения. В частности, в горах было прорыто два тоннеля (длиной 180 и 336 м), построено три эстакады (общей длиной 750 м) и возведен мост через реку Большая Херота (44 м). Кроме того, возведены подпорные стены общей длиной около километра вдоль остальной части маршрута, чтобы сдержать оползни.
Похоже, далась эта дорога с трудом. Помимо того что на нее пришлось потратить много денег, так еще и по времени строительство этих трех километров сильно затянулось — ведется оно с 2008 года. Неудивительно, что запуск дороги прошел в присутствии «тяжелой артиллерии» в виде заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака, президента РЖД Владимира Якунина. Именно они, а также генеральный директор «Аэроэкспресса» Алексей Криворучко и стали первыми пассажирами новой электрички.
Сейчас вся территория от Адлера до Сочи напоминает одну большую строительную площадку. Поездка на машине от аэропорта до центра занимает 30 минут — но только если нет пробок. В пробках добираться придется часа полтора, не меньше. Как рассказывают местные автомобилисты, проблема пробок стоит очень остро, и что будет на Олимпийских играх, им и представить страшно. Ведь, судя по данным «Аэроэкспресса», пассажиропоток на маршруте аэропорт—Сочи в 2012 году составит около 300 тыс. пассажиров, а уже в 2013-м — 575 тыс. Электричка должна решить проблему.
До мая этого года будет задействовано четыре пары поездов в сутки, далее к ним на год собираются присоединить еще четыре и снова удвоить количество к июню 2013 года. Сейчас на дороге используются отечественные поезда ЭД 4М из шести вагонов, такие же поезда Демиховского машиностроительного завода курсируют между городом и аэропортами в Москве. Каждый вагон ЭД 4М состоит из 38 мест (компоновкой 2+2) бизнес-класса, 70 мест (3+2) стандартного класса и 194 места пригородного класса (диваны на три места). В поездах есть и места для инвалидов, а сам терминал в аэропорту оснащен безбарьерной системой для людей с ограниченными возможностями. Сервис продажи билетов тоже будет вполне современным. Купить билет можно будет и на самом вокзале через собственные кассы и автоматы, и через интернет. Помимо привычного бумажного билета можно будет просто иметь его изображение со штрих-кодом на телефоне или планшетнике.
Надежда на немцев
Минус у электрички один: ехать на ней довольно долго — 50 минут. Это означает, что скорость поезда в среднем не будет превышать 30 км в час. Пресс-секретарь «Аэроэкспресса» Надежда Доржиева рассказала, что это соответствует параметрам тестового режима и впоследствии средняя скорость, возможно, будет увеличена. Однако вероятность этого, судя по всему, невелика. Низкая скорость отчасти есть следствие сложного рельефа местности (на поворотах особо сильно не разгонишься), а отчасти — старого полотна на большей части дороги, которое еще не перекладывали. Существует возможность увеличения средней скорости и пропускной способности магистрали без ее глубокой модернизации. Для этого надо использовать специальные укороченные поезда с регулируемым наклоном состава, которые позволяют быстрее производить повороты и уменьшать время между отправлениями. В «Аэроэкспрессе» «Эксперту» сказали, что с 2014 года на участке от аэропорта до центра Сочи планируют пустить немецкие поезда Desiro, которые смогут частично решить проблему со скоростью.
Сколько стоит покататься
Можно было ожидать, что билеты на новую электричку в Сочи будут очень дорогими, чтобы окупить вложения в сколько-нибудь разумные сроки. Но это не так. Более того, цены на билеты ниже, чем на соответствующие электрички в Москве. Независимо от маршрута одна поездка в стандартном классе стоит 200 рублей (в Москве 320 рублей), в бизнес-классе — 350 рублей (в Москве 550 рублей). Поездка по маршруту Сочи—Адлер без возможности посещения аэропорта в вагоне так называемого пригородного класса стоит вчетверо дешевле — 50 рублей.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Февраль 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв   Мар »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829  
В благодарность за труды