Москвичей кормят с холодным расчетом | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Москвичей кормят с холодным расчетом

МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ  22 июля 2008 г.
Кира Вронская, Ева Меркачева

Репортер «МК» поработала продавцом мороженого

«Мороженое!» — канючат дети. А как иначе, если на улице лето, жара, а на лотках огромный выбор сладкого лакомства? «Не ной, сейчас купим!» — раздраженно бросают родители и пристраиваются в очередь. Но если вы вдруг едете в электричке, ситуация упрощается. «Подожди, сейчас тетя тебе принесет!» — заверяют мамы с бабушками и не обманывают: нет такой электрички, где во время поездки вам не предложили бы холодного лакомства.

Насколько абсурдно я оделась, собираясь торговать мороженым в электричке, стало понятным, как только я подняла сумку с закупленным лакомством. Да уж: такую тяжесть — 10 килограммов «продажного холода» — на каблуках, в мини-юбке не потаскаешь — запыхаешься! А дорогой маникюр? От него не осталось и следа к концу торговли при попытках выкопать для покупателей нужный сорт мороженого. Изначально рассортировать его по названиям у меня просто не хватило ума. Но все это оказалось мелочью по сравнению с главной проблемой: как не остаться внакладе?

Оказывается, я взяла еще немного и устроилась просто шикарно — поскольку весь мой товар влез в сумку-холодильник, отрытую дома. Мои коллеги по бизнесу таскали мороженое, перекладывая его кусками искусственного льда, отчего вес ноши возрастал вдвое.

Как рассказали мне мои новые знакомые торговцы, люди и законы на каждом направлении очень разные На Ленинградском направлении, например, хозяева очень жесткие, агрессивные. На Павелецком, наоборот, все устроено демократично, даже как-то по-домашнему. Как в любом замкнутом сообществе, в электричках говорят на сленге. Торговать «по стояку» — значит работать, пока электричка стоит. Иногда это выражение употребляется в значении «торговать в районе ближайших станций». «В ходку» — торговля во время движения электропоезда. «На подсадку» — когда проезжают до станции, где садится много народа, и только тогда начинают торговать.

— Давай так, — опекает меня опытная торговка Раиса, — этот день со мной походишь, поможешь мне и опыту наберешься. Раз уж ты не в курсе была, что все у хозяев надо брать, а не самостоятельно закупаться, попробуем и твой товар продать. Только под шумок, чтобы остальные не заметили. Стой пока здесь, я предпоследняя в очереди.

Как выяснилось, когда на одной станции в электричку садятся несколько торговцев, каждому присваивается порядковый номер. И если ты, например, пятый, то не должен проходить по вагону перед четвертым или третьим, даже если приходится всякий раз дожидаться четвертого и третьего в тамбуре. Между проходами коробейников должны быть паузы, иначе пассажиры начнут раздражаться и не купят ничего.

Рекламные речи в электричках — вообще особая тема. Иногда встречаются просто чудо какие! Вот женщина в трико кричит на весь вагон: «Все знают, что такое штаны и как ими пользоваться! Я же предлагаю спортивные штаны всего за сто пятьдесят рублей!». Но, как ни крути, продавцам мороженого радуются неизменно больше всего. «Нам и изощряться особо не надо, — объясняет Раиса, — единственная сложность — если не продашь вовремя, того гляди растает и потечет».

Впрочем, ей это не грозило: ее мороженое просто рвали из рук. А вот мой товар под шумок продать, увы, за 4 часа торговли так и не удалось. Женщины требовали крем-брюле по 18 рублей, бабушки — стаканчики по 9, дети — фруктовое и эскимо по 7, а мужчины — шоколадное или пломбир по 13. А я, наивная, закупила модное, навороченное мороженое с исходной ценой 25 рублей. А в поездах, оказывается, ездят не такие уж богатые люди…

Но я не отчаялась! Можно ведь и на перекрестке дорог встать! Что еще людям в пробках делать, как не мороженое есть? Но это уже в следующий раз…

КАК ПРОДАЮТ МОРОЖЕНОЕ В СТОЛИЦЕ

Как сообщили «МК» в столичном Департаменте потребительского рынка и услуг, дефицита мороженого в Белокаменной нет и не будет. Оно сейчас есть в ассортименте каждого московского продовольственного магазина без исключения. Причем даже в самых скромных лавках представлено не меньше 8-10 видов холодного лакомства. Однако москвичи предпочитают покупать его не здесь, а в специализированных киосках или с мобильных тележек. Особой популярностью пользуются такие заведения, как кафе-мороженое, ориентированные на семьи с детьми. Этим летом они появились при библиотеках, в парках и образовательных центрах. — В июле москвичи начали съедать по 200 тонн мороженого в день, — говорит зам. генерального директора Союза мороженщиков России Святослав Радванский. — Это рекордная цифра. В прошлые годы горожане смогли одолеть только по 100-120 тонн. Повышенный спрос на мороженое в этом месяце можно объяснить нестерпимой жарой. Не исключено также, что тут постарались и туристы. Особенно любят российское мороженое иностранцы, тем более что у нас оно стоит на порядок дешевле, чем в любой европейской стране. Вообще, по последним подсчетам, каждый москвич в среднем съедает 4, 5-5 кг мороженого в год, это соответствует среднеевропейским нормам. Что касается среднестатистического россиянина, на его долю приходится около 3 кг лакомства. Как сообщили «МК» в Федерации рестораторов и отельеров России, москвичи этим летом остались недовольны работой отдельных московских кафе и бистро, где продают мороженое. Когда они заказывали здесь холодное лакомство, им подвали его прямо в… брикетах. Персонал не удосужился даже распаковать мороженое и выложить его в креманку. Обиженные таким обращением посетители покидали заведение. Однако, как оказалось, всему виной в том числе и невнимательность потребителей. Многие не углублялись в изучение меню, где было написано название мороженого, его производитель и вес в граммах, из чего следовало сделать вывод, что оно расфасованное.

***

Справка «МК»

На десяти направлениях московских электричек постоянно торгует около двух тысяч человек. Возраст самый разный — от 14 до 70 лет. Большинство — эмигранты с Украины, из Белоруссии, Молдавии, но немало и жителей Подмосковья. Москвичей немного. В основном это люди, не сумевшие найти другую, более стабильную работу, лоточники, лишившиеся места торговли, подростки из неблагополучных семей, пенсионеры, есть, правда, бывшие врачи и учителя. Все они разделены по бригадам, торгующим каждая на своем направлении движения поездов. Продавать свой товар самостоятельно вообще-то нельзя. Каждый член бригады закупает его на строго установленном складе и продает по твердой цене. Дневной заработок составляет от 100 до 1000 рублей. График работы свободный, никем не контролируется. Всем руководят хозяева складов. В том числе и следят за тем, чтобы менты не слишком часто цеплялись.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Июль 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    Авг »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
В благодарность за труды