- О РЖД
- Станции
- Контейнеры
- Карты и схемы
- Пасс. перевозки
- Безопасность движения
- История
- Путь
- Узкоколейки
- Локомотивы
- Грузовые вагоны
- Тормозные системы и автосцепка
- Организация движения поездов
- Грузовая и коммерческая работа
- СЦБ и связь
- Электроснабжение
- Прочие хозяйства
- Метрополитен
- Скоростные поезда
- Cервисы 1520mm.ru
- Обзор прессы
- Коротко о транспорте
Тревоги вагонные
Российская газета (Общероссийский выпуск) 11.12.2008
Николай Лернер
Как минимизировать последствия кризиса на железнодорожном транспорте
Глобальный финансовый кризис, который постепенно перерастает в общеэкономический, поставил под угрозу ситуацию на железнодорожном транспорте России.
Сокращение промышленного производства в стране уже привело к уменьшению загруженности железных дорог. По официальной статистике падение спроса на сырье снизило объем перевозок в октябре 2008 года по отношению к октябрю 2007 года на 4,4 процента, а в годовом исчислении грузооборот за октябрь понизился на 2,5 процента. Значительно упали погрузки цемента (на 8,4 процента), лесных грузов (на 13 процентов), снижаются перевозки строительных грузов, металла, зерна, продукции машиностроения и т.д. По данным РЖД, в простое сегодня находится около 120 тыс. вагонов.
По прогнозам экспертов, в 2009 году из-за снижения поставок сырьевых товаров объем перевозок РЖД сократится на 6 процентов, а доходы компании — на 70 миллиардов рублей. В результате железнодорожники вынуждены сократить инвестиционную программу на 2009 год с 480 до 430 миллиардов рублей.
Фактически речь не только о резком торможении, но и о возможной деградации этой важной отрасли российской экономики вследствие оттока квалифицированных кадров и недофинансирования мероприятий по проведению необходимой модернизации, в первую очередь — замены подвижного состава.
Еще несколько цифр. По данным РЖД, сегодня вагонный парк России насчитывает 955 700 вагонов. При этом срок службы по состоянию на начало 2008 года был просрочен у 165 800 вагонов. До 2015 года плановому списанию подлежат более 200 тыс. вагонов.
Вывод: при условии сохранения кризисных явлений в течение двух лет, как это прогнозируется большинством экспертов, и значительного сокращения закупок нового подвижного состава, из-за устаревания вагонного парка железнодорожная отрасль может оказаться на грани коллапса. Под вопрос будет поставлена не только безопасность железнодорожных перевозок, но и государственная безопасность страны с учетом той роли, которую играют в России железные дороги.
Между тем сокращение объема железнодорожных перевозок дает возможность запустить процесс обновления вагонного парка путем масштабного выведения из эксплуатации, сдачи в металлолом и последовательной замены устаревших грузовых вагонов. В ближайшие полтора-два года это могло бы дать возможность:
— загрузить работой отечественные металлургические предприятия;
— сохранить и нарастить потенциал, техническую оснащенность и, как следствие, конкурентоспособность российских вагоностроительных предприятий, что особенно актуально для «Уралвагонзавода», «Алтайвагона» и «Рузхиммаша» — градообразующих предприятий в депрессивных регионах;
— обновить вагонные парки РЖД и частных операторов, поддержав в период кризиса российский рынок лизинга железнодорожного подвижного состава, представленный, в частности, компаниями «ВТБ-Лизинг», «РГ-Лизинг», «Оборонпромлизинг» и др.;
— модернизировать транспортную отрасль в том, что касается увеличения объемов и скорости транспортировки грузов, подготовив ее к увеличению нагрузки в период после кризиса;
— повысить безопасность железнодорожных перевозок;
— сократить расходы на текущий ремонт подвижного состава.
В этой связи многим, кому не безразлична судьба отрасли, кажется целесообразным в дополнение к рассмотренным на ноябрьском заседании правительства РФ инвестиционной программе и финансовому плану ОАО «Российские железные дороги» на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов поручить минтрансу разработать во взаимодействии с заинтересованными предприятиями программу предоставления по линии ВЭБа льготных целевых кредитов предприятиям отрасли. Цель — масштабное обновление грузового вагонного парка.
Представляется, что это позволит сохранить социально-экономическую стабильность отрасли в сложный период и создаст заделы для эффективной работы железнодорожного транспорта после кризиса.
Николай Лернер