Тревоги вагонные | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Тревоги вагонные

Российская газета (Общероссийский выпуск) 11.12.2008

Николай Лернер

Как минимизировать последствия кризиса на железнодорожном транспорте

Глобальный финансовый кризис, который постепенно перерастает в общеэкономический, поставил под угрозу ситуацию на железнодорожном транспорте России.

Сокращение промышленного производства в стране уже привело к уменьшению загруженности железных дорог. По официальной статистике падение спроса на сырье снизило объем перевозок в октябре 2008 года по отношению к октябрю 2007 года на 4,4 процента, а в годовом исчислении грузооборот за октябрь понизился на 2,5 процента. Значительно упали погрузки цемента (на 8,4 процента), лесных грузов (на 13 процентов), снижаются перевозки строительных грузов, металла, зерна, продукции машиностроения и т.д. По данным РЖД, в простое сегодня находится около 120 тыс. вагонов.

По прогнозам экспертов, в 2009 году из-за снижения поставок сырьевых товаров объем перевозок РЖД сократится на 6 процентов, а доходы компании — на 70 миллиардов рублей. В результате железнодорожники вынуждены сократить инвестиционную программу на 2009 год с 480 до 430 миллиардов рублей.

Фактически речь не только о резком торможении, но и о возможной деградации этой важной отрасли российской экономики вследствие оттока квалифицированных кадров и недофинансирования мероприятий по проведению необходимой модернизации, в первую очередь — замены подвижного состава.

Еще несколько цифр. По данным РЖД, сегодня вагонный парк России насчитывает 955 700 вагонов. При этом срок службы по состоянию на начало 2008 года был просрочен у 165 800 вагонов. До 2015 года плановому списанию подлежат более 200 тыс. вагонов.

Вывод: при условии сохранения кризисных явлений в течение двух лет, как это прогнозируется большинством экспертов, и значительного сокращения закупок нового подвижного состава, из-за устаревания вагонного парка железнодорожная отрасль может оказаться на грани коллапса. Под вопрос будет поставлена не только безопасность железнодорожных перевозок, но и государственная безопасность страны с учетом той роли, которую играют в России железные дороги.

Между тем сокращение объема железнодорожных перевозок дает возможность запустить процесс обновления вагонного парка путем масштабного выведения из эксплуатации, сдачи в металлолом и последовательной замены устаревших грузовых вагонов. В ближайшие полтора-два года это могло бы дать возможность:

— загрузить работой отечественные металлургические предприятия;

— сохранить и нарастить потенциал, техническую оснащенность и, как следствие, конкурентоспособность российских вагоностроительных предприятий, что особенно актуально для «Уралвагонзавода», «Алтайвагона» и «Рузхиммаша» — градообразующих предприятий в депрессивных регионах;

— обновить вагонные парки РЖД и частных операторов, поддержав в период кризиса российский рынок лизинга железнодорожного подвижного состава, представленный, в частности, компаниями «ВТБ-Лизинг», «РГ-Лизинг», «Оборонпромлизинг» и др.;

— модернизировать транспортную отрасль в том, что касается увеличения объемов и скорости транспортировки грузов, подготовив ее к увеличению нагрузки в период после кризиса;

— повысить безопасность железнодорожных перевозок;

— сократить расходы на текущий ремонт подвижного состава.

В этой связи многим, кому не безразлична судьба отрасли, кажется целесообразным в дополнение к рассмотренным на ноябрьском заседании правительства РФ инвестиционной программе и финансовому плану ОАО «Российские железные дороги» на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов поручить минтрансу разработать во взаимодействии с заинтересованными предприятиями программу предоставления по линии ВЭБа льготных целевых кредитов предприятиям отрасли. Цель — масштабное обновление грузового вагонного парка.

Представляется, что это позволит сохранить социально-экономическую стабильность отрасли в сложный период и создаст заделы для эффективной работы железнодорожного транспорта после кризиса.

Николай Лернер

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Декабрь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
В благодарность за труды