Первая грузовая компания идет по пути Второй | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Первая грузовая компания идет по пути Второй

КоммерсантЪ

Алексей Екимовский, 24.03.2009
Первая грузовая компания идет по пути Второй — в ее капитал также войдут частные операторы
Межведомственная комиссия по реформированию железнодорожного транспорта предложила ОАО «Российские железные дороги» рассмотреть вопрос о входе частных операторов в уставный капитал не только создающейся Второй, но и уже созданной Первой грузовой компании (ПГК). Частные операторы уже проявили к предложению интерес.
В прошедшую пятницу межведомственная комиссия по реформированию железнодорожного транспорта во главе с министром транспорта Игорем Левитиным обсудила ход реформы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Центральным вопросом заседания было предстоящее выделение оставшегося у госмонополии вагонного парка во Вторую грузовую компанию (ВГК). Комиссия одобрила план ОАО РЖД, согласно которому частные операторы и другие собственники подвижного состава получат возможность войти в состав акционеров компании, внеся в уставный капитал свои вагоны. ОАО РЖД со своей стороны должно внести в него 230 тыс. вагонов. Комиссия также отметила целесообразность равного распределения вагонов между ПГК и ВГК по типам «для создания конкурентных условий на рынке». Дело в том, что при создании в 2007 году ПГК получила практически весь парк специализированных вагонов ОАО РЖД (зерновозов, цементовозов, окатышевозов и др.), а в парке монополии остались лишь универсальные полувагоны и небольшое количество цистерн. В Минтрансе пояснили, что изымать у ПГК вагоны никто не планирует, а принцип равного распределения вагонов по типам будет применяться только там, где это возможно. Парк специализированных вагонов Второй грузовой компании может пополниться за счет взноса частных операторов.
Но Минтранс предлагает не ограничивать участие частных операторов только Второй грузовой компанией. Межведомственная комиссия также рекомендовала ОАО РЖД рассмотреть вопрос о пополнении вагонного парка Первой грузовой компании за счет вагонов частных операторов, полученных в обмен на долю в компании. В соответствии с утвержденной правительством целевой моделью рынка железнодорожных услуг парк ПГК должен насчитывать 260 тыс. вагонов, а не 200 тыс., которые были внесены в нее при создании, подчеркивается в сообщении министерства.
В ОАО РЖД подтвердили «Ъ», что комиссия дала компании такое поручение. «В течение месяца соответствующие предложения будут разработаны и представлены в Минтранс»,— сказали «Ъ» в монополии. В ПГК положительно относятся к появлению миноритарных акционеров со своими вагонами. «Мы умеем управлять большим парком, и увеличение этого парка будет нам только в плюс»,— сказал «Ъ» первый заместитель гендиректора ПГК Алексей Тайчер. Он добавил, что такие сделки можно будет рассматривать не иначе как «дружественное поглощение со стороны ПГК», что увеличит эффективность управления подвижным составом на сети.
Частные операторы вагонов, терпящие убытки от недозагрузки вагонов (за первые два месяца 2009 года общесетевой спад погрузки составил 30%), также поддерживают идею. Технический директор Дальневосточной транспортной группы (оперирует порядка 14 тыс. вагонов) Ирина Чиганашкина полагает, что обменять вагоны на акции ПГК и ВГК пожелают в первую очередь мелкие собственники, сдающие вагоны в аренду. Кроме того, по ее мнению, возможностью воспользуются лизинговые компании и банки, которым операторы сейчас возвращают взятые в лизинг вагоны (см. «Ъ» от 26 января). Но, например, гендиректор операторской компании «Новотранс» (оперирует 7,5 тыс. вагонов) Сергей Гришин вчера сообщил «Ъ», что уже готовит предложения гендиректору ПГК Салману Бабаеву. «Условия вхождения частных собственников в капитал ПГК и ВГК предполагаются одинаковыми, и нам интересны оба предложения»,— сказал он «Ъ».


Интерфакс

23.03.2009
Концепция создания Второй грузовой компании будет представлена правительственной комиссии в мае
Концепция создания «Второй грузовой компании» (ВГК) будет представлена для рассмотрения правительственной комиссии по транспорту в мае, сообщила пресс-служба министерства транспорта РФ.
На заседании межведомственной комиссии по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте под председательством главы Минтранса Игоря Левитина в пятницу были рассмотрены предложения по созданию ВГК.
Участники заседания отметили целесообразность распределения вагонов между «Первой грузовой компанией» (ПГК) и создаваемой ВГК, исходя из принципа равного разделения вагонов по типам для создания конкурентных условий на рынке.
Предусмотрено, что при создании «Второй грузовой компании» частные компании-операторы и другие собственники вагонов, получат возможность по желанию войти в состав акционеров компании путем внесения в уставной капитал собственного парка вагонов.
В ходе совещания отмечено, что с учетом перевода практически всех вагонов инвентарного парка ОАО «Российские железные дороги» (РТС: RZHD) (РЖД) в разряд приватного, необходимо формировать новую нормативную базу, которая, с одной стороны, позволяла бы повысить эффективность использования вагонного парка и мощностей инфраструктуры, а с другой стороны, не нарушала принципов конкуренции на рынке и доступности услуг инфраструктуры.
Для формирования равных тарифных условий при перевозках в вагонах различной принадлежности необходимо совершенствование тарифной политики в части вагонной составляющей, с учетом сближения стоимости порожнего пробега вагонов из-под грузов первого и третьего классов, а также учета по факту изменившегося коэффициента порожнего пробега универсальных вагонов.
Также на заседании комиссии был рассмотрен вопрос создания совета рынка в сфере грузовых железнодорожных перевозок, где уже сейчас достаточно развита конкуренция, сформировано большое количество частных компаний операторов.
Поэтому, как отмечается в сообщении Минтранса, актуальным стал вопрос о формировании единого органа, консолидирующего позиции участников рынка и имеющего возможность квалифицированно представлять эту позицию в государственных органах власти и в международных организациях.
При отсутствии у владельца инфраструктуры собственного вагонного парка неизбежно встанет вопрос разделения ответственности по вопросам безопасности движения и сохранности вагонного парка. В результате владелец инфраструктуры будет предъявлять повышенные требования к вагонам, а владелец подвижного состава предъявлять претензии к технологии и качеству работы инфраструктуры. Для разрешения этого вопроса необходима разработка национальных стандартов и других нормативных документов с учетом соблюдения паритета интересов всех участников.
Однако, как отмечается в сообщении, взаимодействие на рынке перевозок не во всех вопросах может быть урегулировано нормативными документами, издаваемыми государственными органами, и в связи с этим встает вопрос о формировании саморегулируемой организации в этой сфере. Такая организация должна выработать внутренние стандарты для ее участников в вопросах совместного взаимодействия, в том числе в вопросе управления и взаимозаменяемости парков вагонов, взаимодействия с грузоотправителями и перевозчиками.
Данной организации в последующем могут быть переданы определенные государственные контрольные функции.
Межведомственной комиссией была поддержана идея создания Совета рынка, действующего, на первом этапе, в качестве некоммерческой организации, а в дальнейшем получающего статус саморегулируемой организации.
Как сообщалось ранее, целевой моделью рынка железнодорожных транспортных услуг, одобренной правительством в мае 2007 года, предусмотрено функционирование к 2010 году двух грузовых компаний-операторов, созданных на базе инвентарного парка вагонов РЖД. Целевой моделью определено, что ПГК, созданная в прошлом году, должна иметь парк до 260 тыс. вагонов, в настоящее время в ее распоряжении находится около 200 тыс. вагонов.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Апрель 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар   Май »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
В благодарность за труды