Новому Уставу — экстренное торможение | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Новому Уставу — экстренное торможение

КоммерсантЪ

Эксперты выступают против наделения ОАО РЖД значительными привилегиями
Впервые с начала реформы РЖД правовые проблемы железнодорожных перевозок вышли на уровень президентских структур. Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства пришел к заключению, что проект изменений в Уставе железнодорожного транспорта, подготовленный Министерством транспорта, дает перевозчику значительные привилегии в отношениях с пассажирами и отправителями грузов. В РЖД считают, что нынешний устав гораздо жестче в отношении отправителей грузов.
Проект изменений в Уставе железнодорожного транспорта был подготовлен Министерством транспорта РФ по распоряжению правительства, а заключение (текст имеется в распоряжении «Ъ») было принято на заседании совета при президенте 25 мая. В пояснительной записке к проекту сказано, что он разработан с целью развития конкуренции на железнодорожном транспорте и учета баланса интересов участников перевозчика (основным является ОАО РЖД) и его контрагентов — грузоотправителей, пассажиров. Но совет при президенте сделал противоположный вывод: законопроект не только не устраняет существующие преимущества перевозчика перед контрагентами, но и расширяет круг «таких необоснованных преимуществ».
Эксперты обратили внимание на то, что новая редакция Устава железнодорожного транспорта позволит РЖД самой ограничивать или прекращать перевозки в случае чрезвычайных обстоятельств (например, эпидемии или военных действий). Сейчас такие ограничения может вводить только государство, а проект предлагает разрешить перевозчику всего лишь уведомлять профильное ведомство о своем решении. В заключении совета говорится также о многочисленных правах перевозчика и ограничении его ответственности. Грузоотправитель обязан производить полную предоплату услуг, при этом будет ограничен в выборе кратчайшего расстояния, скорости перевозки, что напрямую влияет на тариф. За искажение сведений о грузе перевозчик сможет взыскать с отправителя неустойку в размере пятикратной платы за провоз, потребовав вдобавок возмещения убытков. Перевозчик же будет обязан предоставить под погрузку технически исправные вагоны без учета специфики груза, а за просрочку его доставки должен будет заплатить пени в размере до 50% суммы платы за провоз. А за повреждение или утрату груза перевозчик, скорее всего, отвечать не будет, поскольку отправитель груза вряд ли сможет сам доказать вину перевозчика. В отношении пассажирских перевозок эксперты сочли неприемлемым правило, по которому РЖД не восстанавливает потерянные или испорченные билеты. Это, по мнению экспертов, «не соответствует современному уровню технического развития».
Устав железнодорожного транспорта, принятый в 2003 году, привел к спорам в арбитражных судах. Юристы отмечают, что сами грузоотправители судятся с РЖД крайне редко, предпочитая обращаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). РЖД является естественной монополией, доля РЖД на рынке железнодорожных перевозок превышает 65%. ФАС периодически выявляет нарушения, обвиняя РЖД в злоупотреблении доминирующим положением, но РЖД в большинстве случаев успешно обжалует решения ФАС в суде. Проблемы связаны, в частности, с взиманием РЖД платежей за операции, которые РЖД обязана проводить без дополнительной оплаты. В таких делах ФАС иногда выигрывает: в 2007-2008 годах суды признали незаконными платежи, которые РЖД потребовала с региональных структур «Русала» за осуществление внутреннего таможенного транзита.
В РЖД согласны с тем, что проект изменений в Уставе железнодорожного транспорта требует доработки, особенно с учетом передачи грузового вагонного парка от РЖД операторским компаниям. Но основные замечания совета при президенте в РЖД отвергают. В компании отмечают, что проект отменяет ряд санкций, предусмотренных для грузоотправителей сейчас. Это «право перевозчика на взимание пятикратных сборов за хранение груза на железнодорожной станции и двукратной платы за пользование вагонами». Кроме того, отмечают в РЖД, в проекте «в десять раз уменьшена ответственность грузоотправителя (грузополучателя) за задержку вагонов под грузовыми операциями». Но главное, на чем настаивают РЖД,— это привлечение перевозчика к ответственности только при наличии его вины, хотя обычно предприниматели отвечают без учета вины. Необходимость льготного режима в РЖД объясняют тем, что перевозчик не может выбирать контрагентов и обязан предоставлять услуги всем, при этом перевозчик несет риск, связанный с транспортом. В РЖД ссылаются также на положения Конвенции о международных железнодорожных перевозках, к которой Россия может присоединиться в ближайшее время.
Источник «Ъ» в Минтрансе сообщил, что проект изменений в уставе разрабатывался «исходя из сложившейся технологии железнодорожной отрасли», а ответственность перевозчика всегда была ограниченной как по российскому, так и по международному праву. «Это связано с повышенными рисками в деятельности перевозчика»,— резюмировали в Минтрансе.

Статья «Совет при президенте лег на рельсы», авторы Ольга Плешанова, Рената Ямбаева, Алексей Екимовский, 05.06.2009

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Июнь 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
В благодарность за труды