Московская: всегда впереди! | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Московская: всегда впереди!

21 августа столичная магистраль отмечает 50-летие со дня переименования в Московскую железную дорогу
Чуть ранее Постановлением Правительства на основе объединения Московско-Курско-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Рязанской дорог и московских отделений Северной, Калининской, Московско-Киевской и Западной дорог была создана единая Московская магистраль. Отмечаемая дата не полностью отражает историю развития магистрали, которая насчитывает уже 148 лет с начала строительства первых железных дорог в столичном регионе. Московские железнодорожники гордятся тем, что они часто становились новаторами в новых начинаниях на стальных магистралях страны.
Вот лишь несколько известных исторических фактов.
ВПЕРВЫЕ появилось на Московской железной дороге:
На Московско-Ярославской железной дороге в конце 19 века впервые предусматривалось устройство путепровода на пересечении железной дороги с Ярославским шоссе. Первый в стране электропоезд от Москвы до Мытищ проследовал в 1929г.
В Московском узле в 1908 г. построена первая в стране Окружная дорога, соединившая радиальные направления и позволившая передавать грузы в одного направления на другое вокруг Москвы, а позже обслуживать практически все крупные промышленные предприятия столицы.
От Москвы до Рязани существует единственная в стране линия с левосторонним движением, которую проектировали английские инженеры.
12 апреля 1919 года вошло в историю страны рождением такой специфической формы труда как коммунистические субботники. Инициаторами и организаторами их стали коммунисты депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской дороги, которые, безвозмездно работая с 8 ч. вечера до 6 ч. утра, отремонтировали 3 паровоза.
Первыми в стране перешли с постоянного на переменный ток. Своеобразным полигоном для проверки и обкатки новой системы энергоснабжения стал участок Ожерелье-Павелец, где в 1956 г. впервые в нашей стране пошли на переменном токе грузовые поезда.
В 1954 г. на электрифицированном участке Москва-Раменское появилась первая телеустановка, с помощью которой энергодиспетчер мог управлять оборудованием подстанций.
Единственная женщина — начальник дороги (Московско-Окружной.З.П.Троицкая). 65% от числа всех работников Московского узла были удостоены государственных наград в годы Великой Отечественно войны.
Наибольшее количество крупных вокзалов в одном городе. В подчинении Московской железной дороги только в Москве находилось 8 крупных вокзалов (исторически Ленинградский вокзал относился к Октябрьской железной дороге). После создания Дирекции железнодорожных вокзалов в 2007г. они перешли в ее подчинение.
Самая разветвленная сеть. Характерная особенность дороги — ее разветвленность. В Московском железнодорожном узле сходится 11 радиальных направлений, которые связаны между собой Малым кольцом (54 км), Большим окружным кольцом (558 км) и многочисленными рокадными линиями. Такой сложной транспортной сети не имеет ни одна дорога компании.
В районе функционирования дороги проживает около 30 млн. человек — почти пятая часть населения страны.
Первые тяжеловесные поезда начали водить на МЖД. В 1960-е гг. машинист В.М.Моисеев доказал, что вождение тяжеловесных составов электровозами возможно. Эксперименты шли на участке Ожерелье-Москва сначала с весом поезда 4 тыс.тонн, а потом и 4,5 тыс.тонн. В 1979 г. на станции Рыбное был сформирован и успешно проведен по участку до Перово поезд весом более 10000 т.
Первые шлагбаумы с автоматической сигнализацией появились в 1953 г. на Московско-Рязанском отделении дороги.
Наибольшее количество пассажиров. Так было всегда, начиная с 19 века. За 2008 год столичные железнодорожники отправили в пригородном сообщении 570,9 млн.человек. Из всех пригородных пассажиров, отправленных в стране, более половины приходится на Московскую дорогу, и 23% пассажиров сети отправляется в поездах дальнего следования столичной магистрали. В сутки дорога отправляет почти 3 тыс. пригородных и 370 пассажирских поездов. Ежедневно на столичной магистрали электричками в среднем пользуется полтора миллиона человек. В «пиковые» часы интервал движения электропоездов в Мосузле составляет 4-6 минут. Такой частоты нет ни на одной железной дороге мира!
Впервые на сети построена сортировочная станция-гигант в Орехово-Зуево. Впервые в практике работы отечественных сортировочных станций управление всеми производственными процессами было сосредоточено на центральном посту в районе сортировочной горки. Более 30 лет устойчиво обеспечивает переработку вагонопотоков и вторая, еще более мощная станция — Бекасово-Сортировочное, ставшая в конце 20 века одной из самых крупных на сети.
Система «Экспресс» введена впервые на МЖД в 1972 г. Принципиально новая технологическая система автоматизации билетно-кассовых операций и учета мест на поезда дальнего следования стала первой автоматизированной системой, работающей в реальном масштабе времени. система начала функционировать.
Самое большое в стране РЭД (ремонтно-экипировочное депо) на станции Москва — Киевская. Здесь были «обкатаны» все передовые технологии по подготовке составов в рейс, ремонта и диагностики подвижного состава, его экипировки. Аналогов этому объекту, занимающемуся подготовкой пассажирских вагонов, в России нет. Общая площадь РЭД — 37 500 квадратных метров, длина 522 метра, ширина 48 метров. В нем расположено 6 путей, на каждом из которых может разместиться по 20 вагонов.
Первая в стране автоматическая система контроля, учета пассажиров электропоездов (АСОКУПЭ). Первые турникеты появились на МЖД в 1999 г. К началу 2009 года на Московской железной дороге системой АСОКУПЭ были оборудованы все 8 крупнейших вокзалов Москвы и 78 остановочных пунктов (август 2009 г.- 80 пунктов). Они охватывают почти 80% пассажиропотока в пригородном сообщении.
Первая в стране линия скоростного интермодального сообщения «Павелецкий вокзал — аэропорт Домодедово», связавшая центр столицы и международный авиатерминал, была запущена на Московской железной дороге в августе 2002 года. Теперь авиапассажир с любого из восьми Московских вокзалов может доехать до аэропорта и обратно.
С линии Москва-Мытищи получил путевку в жизнь первый скоростной пригородный электропоезд. Здесь в 2004 году впервые на сети была введена в эксплуатацию новая технология пригородного скоростного движения и используемый при этом новый подвижной состав — электропоезда «Спутник». Сейчас скоростные электропоезда связывают Москву с несколькими городами-спутниками столицы.
В конце 2008 года на Московской дороге начата опытная эксплуатация единственного в стране газотурбовоза. 17 декабря 2008 г. впервые в мировой практике им проведен из Вековки до Бекасово (306 км) состав весом 8300 тонн, 20 декабря из Рыбное до Перово — 10 тыс. тонн. А на испытательном полигоне в Щербинке вес поезда с газотурбовозом был доведен до 15 тыс.тонн.
На станции Малино Московско-Курского отделения Московской дороги с 2009 года работает опытная электростанция, в качестве топлива для нее используется водород высокого давления. Такая установка на железных дорогах страны существует пока в единственном экземпляре.
В 2008 году на Ярославском направлении Московской железной дороги развернут опытный полигон спутникового мониторинга (ГЛОНАСС), с помощью которого в центре диспетчерского контроля отслеживается перемещение до 65 электропоездов.
Самый протяжный в стране маршрут самого «старого» фирменного поезда «Россия» (Москва-Владивосток). Протяженность маршрута следования поезда составляет 9288 км. Равного по протяженности этому маршруту в мире нет. «Россия» проходит по территории восьми железных дорог нашей страны, шесть раз меняет часовые пояса. Он идет через 2 континента, 14 областей, 3 края, 2 республики, связывает между собой около 90 городов.
Наибольшее количество возрожденных исторических станций. В последние годы вторую жизнь получили вокзалы на небольших станциях — Ясная Поляна (Козлова Засека) и Бородино, Скуратово и Чехов, Гагарин и Дивово. Вместе с тем все эти исторические станции в ходе проведенной реконструкции стали настоящими музеями на железной дороге.

По материалам пресс-службы МЖД.

Информационный вестник Правительства Москвы от 21.08.2009

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Октябрь 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Ноя »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
В благодарность за труды